Наш город Социум

Насколько супермаркеты Костаная адаптированы для незрячих людей

Недавно, зайдя в Small, который расположен в ТРЦ MART, корреспонденты «НК» заметили желтые тактильные вывески и такие же дорожки на полу. Мы удивились. А ведь таблички, написанные шрифтом Брайля, и яркие полосы под ногами для свободного движения незрячих людей в общественном месте должны быть нормой. Как с этим обстоят дела в Костанае?

«НК» провел эксперимент, самостоятельно пройдя в супермаркете с завязанными глазами.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

Прежде чем отправиться в рейд, мы выяснили, как должно быть по закону. За разъяснениями обратились к руководителю отдела по контролю в сфере социальной защиты населения Костанайской области Асие Сейтбаталовой.

– Всего в Костанайской области лиц с нарушением зрения – 4190 человек. В крупных супермаркетах для незрячих людей ориентиры установлены пока только в Small. Здесь имеется также мнемосхема, – сообщила Сейтбаталова. – Проверки мы осуществляем только на основании обращений физических или юридических лиц, а также в рамках профилактического контроля. Сами рейды не устраиваем и рекомендации не даем. Делаем это только тогда, когда к нам обращаются с вопросами.

В департаменте Комитета труда и социальной защиты отметили, за обеспечение доступной безбарьерной среды отвечает статья 154 Социального кодекса РК, который появился 1 июля 2023 года, а также свод Правил РК 3.06-101-2012 – «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности маломобильных групп населения».

Нам также рассказали, что на портале «Защита лиц с инвалидностью» inva.gov.kz можно проверить, какие объекты и где адаптированы для людей с инвалидностью, в том числе по зрению.

На сайте обозначено 1908 объектов Костанайской области, из которых доступны незрячим людям 878, а частично – 1009.

– Если нет доступа к объектам для лиц с любой инвалидностью, тогда предусмотрена административная ответственность. В отношении должностных лиц, руководителей – 50 МРП, для субъектов малого предпринимательства – 120, среднего – 200, крупного – 400 МРП, – напомнила Асия Рашидовна.

ПРОГУЛКА – РЕЙД

Итак, мы начали свой осмотр с супермаркета Small, потому что именно там заметили специальные таблички и дорожки на полу.

– Мы установили данные приспособления примерно в конце 2023 года, – сообщила сотрудница магазина.

Как позже выяснилось, во всей сети супермаркетов Small&Skif в городе появились специальные обозначения.

Дальше на пути оказался RAUZET, расположенный на ул. Баймагамбетова. Просмотрев практически все торговые полки этого супермаркета, мы не нашли ни одного яркого обозначения.

В «Астыкжане» в ТРЦ Kostanay Plaza никаких специальных знаков для слабовидящих мы тоже не обнаружили. Один из сотрудников, фасовавших товары, подтвердил наши предположения.

Наведались и в «Солнечный» (ТЦ «Апельсин»). У входа в торговый центр имеется надпись на Брайле: «Вызов персонала» и сама кнопка «Вызов». Внутри же – тактильных устройств нет.

– По определенным стандартам, еще с открытия магазина, у нас есть вывески на улице и на дверях желтые обозначения, – указала на приспособления администратор Татьяна. – На самом деле мы не замечали, чтобы слепые люди к нам приходили.

Но собеседница пообещала, что предложит начальству инициативу по оборудованию торгового зала специальными обозначениями.

Из нашего небольшого рейда видно, что инфраструктура для слепых и слабовидящих даже в крупных супермаркетах практически отсутствует. И как такие места посещать инвалидам по зрению?

ТЕМНО – НОЧЬ, СВЕТЛО – ДЕНЬ

Людмила Тупицына инвалид I группы по зрению.

– Родилась я зрячей. После гриппа с корью пошло осложнение. Операцию сделали неудачно, – рассказала Людмила Викторовна. – Сейчас мне трудно передвигаться даже дома, а когда-то еще могла на расстоянии вытянутой руки видеть крупный шрифт.

Уже 10 лет женщина занимается специализированными шашками, тогызкумалаком. Она серебряный призер Казахстана, двукратная чемпионка мира, чемпионка Азии по шашкам. Раньше работала в швейном цехе, где и перешла на I группу по зрению. На протяжении последних 6 лет женщина может определить только время суток: светло, значит, день, темно – ночь. Даже силуэты не видит.

С 1972 года Людмила Викторовна изучала шрифт Брайля в школе-интернате Свердловской области в г. Верхняя Пышма. Там же людей со слабым зрением учили стирать, убирать.

– Есть восьмиточечный (мировой) и шеститочечный шрифты. Я учила второй, то есть в алфавите всего 6 точек. На каком они месте расположены, зависит, какая это буква, – показала нам процесс точечного письма женщина. – Верхняя правая точка одна – это «а», верхняя и средняя – «б», верхняя и наискосок – «е», наоборот – «и», верхняя и нижняя – «ю».

Такой язык знает примерно 10-20% местных незрячих.

– Когда я выхожу на улицу или куда-то отправляюсь, со мной всегда рядом сопровождающий. Но я знаю таких людей, которые, ничего не видя, передвигаются самостоятельно, – поделилась Людмила Викторовна. – Я заметила, что нам, чтобы понять, куда мы зашли, нужно открыть дверь и ступить на порог. А там уже определить по запаху или спросить у людей.

Собеседница показала нам, как лучше устанавливать таблички.

– Примерно на уровне руки хотелось бы видеть текст, чтобы можно было протянуть руку и прочесть его, – отметила она. – Мы читаем подушечками пальцев, потому иногда, чтобы это сделать, приходится садиться или тянуться куда-то вверх. Важно, чтобы таблички не были загорожены другой продукцией. Человеку, читающему по Брайлю, надо двигаться рукой по строке с текстом. Также хотелось бы, чтобы в магазинах тактильная дорожка была прямая и приводила к кассиру, консультанту, вывеске. А то идет человек, не видит, а дорожка резко обрывается или еще чего лучше – приводит тебя к колонне.

Помощником в движении по магазину (и не только) для людей с ограниченными возможностями становится трость. Ей они двигают вправо-влево, вперед-назад, чтобы убедиться в том, что нет преград. А иногда так ищут стеллаж с едой.

– По-хорошему мы сразу стараемся найти консультанта, чтобы тот подсказал. Людей много, продукции тоже, от этого страшно – что-то задеть, уронить, – рассказала Тупицына. – Не всегда окружающие к нам адекватно относятся. Спросишь что то, а в ответ: «Написано же». Но раз спрашиваем, значит, есть на то причина. Люди! Будьте чуть-чуть добрее, отзывчивее.

Держа в голове все замечания нашей героини, мы решились на собственный эксперимент.

ХОДИТЬ НЕЛЬЗЯ БОЯТЬСЯ

Завязываю себе глаза плотным шарфом. Беру трость. Ступаю на порог супермаркета Small.

– Страшно что-то задеть. Несмотря на то, что я часто здесь бываю, ориентироваться с закрытыми глазами сложно, – озвучиваю свои мысли.

Проведя тростью по полу, ощущаю шероховатости. Значит, я на тактильной тропе. Повернула направо, об этом сказал мой фотограф, сама же я не понимала этого.

Пытаюсь не сходить с пути, иду прямо. В какой-то момент дорожка прерывается, и я не понимаю, где я. Ногой нахожу ее продолжение, еще несколько шагов, и я у прилавка с бытовой химией.

– Права Людмила Викторовна – по запаху можно определить, где ты находишься, – снимаю повязку, чтобы убедиться в правильности догадки. – Табличек здесь нет, но нужное можно определить на ощупь.

Опять закрываю глаза. Иду дальше по желтой тропе. Трогаю продукцию. То же самое. Оказалось, тропинка закольцована.

Поменяв направление с открытыми глазами, иду в темноте снова, руками наткнулась на вывеску «Напитки». Подобным образом встретилась «Молочная продукция», «Колбасы», «Детское питание». Они установлены на подходящем уровне для чтения пальцами, прикреплены к стендам с теми же товарами, что и указаны.

Когда пропадала тактильная дорога, я ориентировалась с помощью рук и трости, искала текст Брайля.

В узких пространствах охватывала паника.

– А если задену что-то, уроню, упаду, – думалось мне.

Чтобы пройти от входа до середины супермаркета, понадобилось 40 минут. Остальной путь я проделала без повязки на глазах. Оглядела пространство. Дорожки приведут человека к кассе.

Ходить, нельзя бояться. Я поставлю запятую после первого слова.

– Закрывая глаза, не знаешь, когда откроешь их вновь. Как бы занавес опускается на веки, и ты уже не помнишь, как выглядел охранник у входа в супермаркет, каков сам вход, фотограф, пришедший со мной. Перед тобой задача – что-то купить, но прежде это надо найти, ничего не сломав. В такие моменты время останавливается. Ты в пустоте, ты внутри себя, но ты по-прежнему хочешь быть услышанным, понятым. Ты хочешь, как и все, попробовать новый продукт, выбрать именно яблочный сок, – вот что осознала я.

Яна ГАРЬКУША,
фото Ларисы БОЖКО
и Виктории БОЛГЕРДТ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77