Разобраться в этом «НК» помог блогер, активист и советник акима города по вопросам инклюзии Никита Журавлев.
Напомним, в Костанае не везде организована доступная среда. Если эта проблема простительна старым постройкам советского и периода ранней независимости, когда еще не особо задумывались о комфорте людей с особыми потребностями, то при строительстве современных объектов это недопустимо.
За последний год появились новые автобусы, построены объекты благоустройства, отремонтированы тротуары. Насколько они приспособлены для людей с инвалидностью, нам помог выяснить Никита Журавлев.
ВДОЛЬ БЕРЕГА ТОБОЛА
Одним из самых крупных проектов этого года стало соединение набережной «Шагала» с триатлон-парком и обустройство 1,5 км береговой линии на пляже. С момента окончания работ здесь можно заметить отдыхающих как в будние дни, так и выходные. Доступны ли здесь прогулки для горожан, передвигающихся на колясках?
Первая проблема возникла еще до прибытия на набережную – нет возможности добраться сюда на автобусе.
– Ближайшая остановка «Колос» находится почти в километре отсюда. Пока я доеду сюда на своей электрической коляске, отдохну на набережной, а потом доберусь обратно на остановку, мне может не хватить заряда, – обратил внимание блогер.
К слову, оборудовать остановку вблизи «Шагалы» уже несколько лет просят и жители Колесных рядов, на что в отделе ЖКХ отвечают, что маршрут до набережной не будет востребован жителями, а значит, нерентабелен.
В итоге Никита смог приехать к месту только на инватакси. Наш собеседник здесь впервые.
– Этот заезд довольно крутой, комнатная коляска его точно не осилит, – говорит активист о соединении проезжей части и тротуара.
Однако дальнейшая прогулка была комфортной. Блогер отмечал, что плитка уложена хорошо, коляска едет ровно, без тряски.
Вдоль прогулочной зоны установлено сразу три туалета, предназначенных в том числе и для людей с особыми потребностями. Первый довольно удобный внутри, здесь спокойно разворачивается коляска, имеются поручни, однако при въезде между пандусом и дверным проемом есть порожек, который человек с инвалидностью не сможет преодолеть самостоятельно. Это минус.
Два других туалета установлены около пляжа. Оба такие же просторные, с поручнями, однако почему-то без стульчаков. Одна кабинка установлена в стык с тротуарной плиткой, поэтому заехать сюда можно и самостоятельно, а вот во второй был крутой пандус, преодолеть его без помощи не выйдет.
– Я приятно удивлен, что здесь удобные съезды между набережной и триатлон-парком, коляска проезжает легко. Удобно, что старая и новая части «Шагалы» соединены стык в стык, – отметил Никита.
В триатлон-парке молодому человеку понравилось. Однако кое-где старая тротуарная плитка лежала «волнами», скорее всего, это отголоски весеннего подтопления.
ИСПРАВИЛИ ОШИБКИ?
Уже два года Никита Журавлев является советником акима города по вопросам инклюзии. Активиста приглашают проинспектировать новые объекты, если он замечает недочеты, то сообщает о них и дает рекомендации, как их исправить.
Полтора месяца назад блогера приглашали проверить доступность отремонтированных тротуаров вдоль улицы Леонида Беды в границах улиц Мауленова – Баймагамбетова. Тогда Журавлев обратил внимание на крутые спуски, которые подрядчик пообещал переделать.
– К сожалению, те проблемы, о которых я говорил во время прошлой инспекции, не были исправлены, – сразу заметил активист.
Наша прогулка продолжилась, посмотрели, как отремонтировали незавершенный в августе отрезок. На противоположной стороне спуски были более плавными.
Во время прошлого визита Никита не доехал до ул. Баймагамбетова, мы решили это исправить. К сожалению, обнаружили, что многие подъемы и спуски настолько крутые, что с ними не справлялась даже электрическая коляска, что же говорить о комнатных. Нашему герою буквально приходилось выезжать на проезжую часть и потом снова возвращаться на тротуар, где были более пологие подъемы. На протяжении всего пути приходилось двигаться такими зигзагами.
– На данный момент этот объект сложно назвать доступным. Чтобы лицам с инвалидностью было комфортно передвигаться, здесь необходимо поработать над спусками и подъемами, – повторил Никита Журавлев.
Этим летом наш собеседник проверял тротуары в мкрн «Кунай». Пешеходные дорожки довольно узкие, и кое-где установлены канализационные люки прямо посередине. Разумеется, объехать их на коляске не получится.
Советник акима Костаная по вопросам инклюзии вспоминает, что во время прошлогодней инспекции улицы Воинов-Интернационалистов он указывал на ошибки, которые были совершены при ремонте улицы Леонида Беды, но они до сих пор не исправлены. Однако в прошлом году по улице Ворошилова все же убрали недочеты, на которые указывал Никита.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ
Их блогер проводит регулярно и, к слову, записывает на видео, а потом делится в Инстаграме @nikjuravel.
За последний год он проверил на доступность все шесть поликлиник города.
– Самой удобной оказалась шестая поликлиника. Вход организован без пандуса, но порог стык в стык с тротуаром. Хотя нет лифта, но есть удобные подъемники, туалеты на двух этажах, – отмечает активист. – В целом остальные медучреждения тоже хорошо показали себя, но везде были недочеты. К примеру, в поликлинике №3 не работала кнопка вызова помощи, а на входе есть пороги, которые самостоятельно преодолеть не получится.
По городу молодой человек старается передвигаться на автобусах. С конца 2023 года костанайские перевозчики выпустили на линию 59 новых – марки Yutong. Никита отмечает, что пандус на них удобнее, чем на небольших от «СарыАркаАвтопрома»
Аэропорт и вокзал также не остались без внимания активиста. Если первый объект не вызвал вопросов, то с вокзалом дела обстоят намного хуже. Здесь не организован подъезд к платформе, отсутствуют пандусы, нет оборудованного туалета.
– До глобального ремонта в аэропорту тоже было очень трудно передвигаться. Вокзал старый и требует реконструкции, – считает блогер.
Наш герой любит прогулки по центру города, часто отправляется отдохнуть ближе к вечеру, чтобы послушать уличных музыкантов.
– Мне нравится новая плитка в парке, она удобная, коляска едет спокойно. В этом году установили подъемы-пандусы у художественной школы. Конечно, хотелось, чтобы они были более пологими, но хорошо, что вообще появились. Однако, гуляя по центру, я стал замечать, что многие объекты бизнеса неправильно устанавливают пандусы. К примеру, делают их сетчатыми, а это совершенно неудобно в эксплуатации. Колеса при подъеме застревают в этих отверстиях, пробуксовывают и просто не едут. Так у меня появилась идея устроить инспекцию разных заведений, чтобы проверить их доступность, – анонсирует Никита ближайшие темы своих выпусков.
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77