Научили быть людьми

Научили быть людьми

Комментарии к записи Научили быть людьми отключены


Их работа тяжела и в то же время интересна


Только настоящие энтузиасты могут связать свою судьбу с преподавательской деятельностью.
Свой профессиональный праздник педагоги традиционно отметят в первое воскресенье октября. В этот день учителя принимают поздравления, утопают в цветах, но вряд ли отдыхают: подготовка к урокам – труд ежедневный. Педагогом нужно быть постоянно, это не просто профессия, а скорее стиль жизни.

БАБУШКА, МАМА, Я – ВМЕСТЕ МЫ ДИНАСТИЯ

Виктория Кирдун работает учителем начальных классов в СШ №16. Стать педагогом она решила еще в детстве, о других профессиях не задумывалась вообще.
— Моя бабушка работала воспитателем всю жизнь в одном железнодорожном садике. Мама – учитель физики. Будучи женой военного, ей пришлось поменять несколько школ. В обществе педагогов я с малых лет. Я видела, как интересно учить детей, общаться с ними, как приятно, когда они уже взрослые приходят и благодарят за знания, которые им дали. Все это повлияло на выбор профессии, – рассказала Виктория Кирдун.

— У учителей ведь нет времени и сил на своих детей, вам не хотелось, чтобы ваша мама уделяла вам больше внимания? Не ревновали ее к ученикам?

— Конечно, такой минус в работе учителя есть. Я и сама как мама иногда это ощущаю. Но ведь в этом есть и плюсы: у ребенка закаляется характер, он становится самостоятельным. И видя, как родитель на работе выкладывается, старается вести себя также.
Мама уже на пенсии по выслуге лет, но продолжает трудиться. Она работает в Российском лицее. До сих пор к ней приходят ее ученики – уже взрослые, состоявшиеся люди. С какой благодарностью они ее встречают, не передать словами. Я своей мамой очень горжусь.

— Что нравится в работе?

— Отдача и глаза детей, когда открываешь для них что-то новое. Общаться, слушать их мнение, спорить или соглашаться. Нравится искренность детей и их доброта, открытость.

— Не устаете от бесконечных курсов повышения квалификации?

— Наша профессия обязывает учиться всю жизнь. В принципе, я считаю это нормой, так и должно быть. Если мы будем отставать – не сможем двигаться дальше и обучить чему-то детей. Мне всегда было интересно посещать какие-то курсы, знакомиться с новыми людьми и обсуждать интересные моменты.

— Задавали ли вам ученики вопросы, ответы на которые вы не знали?

— Я люблю странные вопросы. Ребенок может что-то прочитать, узнать, а потом не по теме спросить. Например, у нас тема урока «Растения», а он про Кассиопею решил узнать. Да, бывает и такое, что и не знаешь ответа. Сразу говоришь об этом, и подключаешь других детей к его поиску. В общем, всегда стараюсь, обсудить вопрос.

— У вас есть любимчики?

— Не приемлю такого понятия, их просто не должно быть. Ко всем детям ты относишься одинаково, любишь их. Для меня они все равны. К каждому ребенку нужно и можно найти подход.

— Были случаи, когда случайно обижали детей?

— Мы все люди. И такое бывало, но я могу сказать ребенку: «Прости». Обычно они все понимают. Тоже передо мной извиняются. На этом долго внимание не заостряем, потому что время ограничено, и нужно работать.

— Вы считаете себя хорошим педагогом?

— Я неплохой педагог, «хороший» – слишком громко звучит. Я не любл­ю хвастать, но стараюсь быть примерным учителем и стремлюсь к этому.

ПОМОЧЬ И СПАСТИ

Татьяна Владимировна Бондаренко – социальный педагог Дружбинской средней школы. Всю сознательную жизнь она провела в Костанае. Закончила красно-партизанскую среднюю школу, сейчас это СШ №30. Во время учебы начала подрабатывать в детском саду сначала посудомойкой, потом няней. Так и получилось, что свою жизнь Татьяна Бондаренко связала с детьми.


— В 1994 году я пришла в Дружбинскую среднюю школу учителем начальных классов. Иногда заменяла учителей русского языка и литературы, по второму образованию – филолог. А в 2004 году ввели ставку социального педагога. Поскольку в школе учителей русского языка и литературы было достаточно, мне предложили стать социальным педагогом, с тех пор я им и тружусь, – отметила Татьяна Владимировна.

— Кто такой социальный педагог?

— По сути это учитель, который наблюдает за детьми и их семьями и помогает им в трудную минуту. Это неблагополучные, многодетные, малообеспеченные семьи, семьи, воспитывающие сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он помогает и спасает, если надо.

— Что значит «спасает»?

— Первого такого ребенка я буквально вытащила с городской свалки. Я об этом узнала, взяла машину наших медиков и поехала туда, забрала мальчишку и отвезла в приют. Он потом еще в больнице некоторое время лежал. Тогда ему было девять лет, он нигде не числился и не учился. Через неделю ждем его из армии.
Еще был случай, появилась в нашем поселке семья. Мама живет с сожителем, не работает, двое детей. Мы приехали на место их жительства – на скотобазу, там была каморка без окон с земляным полом. Посредине комнатушки стоит ведро, в него опущен большущий кипятильник, и еще стоит одна кровать на взрослых и малышей. Конечно, детей срочно отправили в приют.

— Как вы справляетесь? Наверное, это большой стресс видеть детей в таких условиях?

— Бывает страшно видеть, в каких условиях приходится жить людям. Нужно быть очень терпеливым, суметь войти в положение, помочь. Социальный педагог – это адвокат.

— Бывает, что дети до последнего защищают своих родителей, какими бы они не были?

— Так бывает только в фильмах, когда приходят злые тетки и дядьки, начинают детей забирать, кругом крики, паника. В жизни все гораздо проще. Мы если и приходим в семью, то только с одной целью – помочь. Каждому родителю дается время найти другое жилье, работу, создать должные условия. Ребенка в таком случае вернут обратно. К сожалению, не все родители используют этот шанс.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть социальным педагогом?

— Когда я начинала работать социальным педагогом, в мои руки попала одна интересная книга с требованиями к социальному педагогу, и в ней было все: какой должна быть прическа, одежда, высота каблука и даже толщина обручального кольца. Потому что когда вы идете в семью, вы должны своим видом не показать своего превосходства, но вселить уверенность, что все будет хорошо. А насчет качеств: общительность, доброта, твердость в отстаивании мнения, оптимизм – все это у меня есть. Что-то уже было, а другое пришло с опытом.

У СУРНИНОЙ САМЫЕ ВОСПИТАННЫЕ ДЕТИ…

Ирина Борисовна Сурнина – учитель начальных классов ГМГ, мастер своего дела.


— Я родилась в Ленинском районе, окончила школу, потом приехала в Костанай, поступила в КГУ на отделение педагогики и методики начального обучения. Год отработала в деревенской школе по распределению, после переехала в город. Перевезла сюда родителей. Мама у меня тоже учитель, как и две тетушки, так что все праздники плавно перетекали в педсоветы (смеется). Поэтому в том, что я стала учителем, нет ничего удивительного, – поделилась Ирина Борисовна.

— Легко ли быть педагогом?

— Учителем быть тяжело, но эта профессия заставляет держать себя в тонусе. Болеть особо некогда. Трудности в основном возникают сейчас с молодыми родителями – они слишком амбициозны.

— Есть необучаемые дети?

— Нет. Природа нас создала такими, что у всех есть интеллект. Просто нужно помогать ребенку учиться. Если педагог видит в школьнике талант, его, конечно, нужно развивать, но только вместе с родителями. Только так будет толк.

— Что вам больше всего запомнилось в работе за 26 лет?

— Это были мои первые ученики. В классе был мальчишка, который сейчас живет рядом со мной, у него уже своя семья. Он был высоким и статным. Сидел за последней партой в силу своего роста. Однажды он так просился к доске, прям умирал. Я говорю ему: «Выходи». Он так бежал от последней парты, что влепился в доску, упал, встал, было видно, что ему больно, но он этого не показал. До сих пор вспоминаем этот момент. И смешно, и грустно.

— Отличаются ли дети вашего первого набора от тех, что учатся сейчас?

— По сути, первый класс мой был в деревне. Я тогда только окончила учебу, очень боялась, что не научу их читать. Звала тетю понаблюдать за тем, как я веду уроки. Отучив их один год, я уехала в город. Вот тут был мой первый полноценный набор детей. Они мои самые любимые, я помню их всех по именам, это как первая любовь, она не забывается. Именно эти дети научили меня учить. А вообще все наборы были одинаково хорошими, и от предыдущих почти ничем не отличались.

Полина ШКАРУБО
Фото Багдада АХМЕТБЕКОВА

Loading...

Создать профиль



Войдите в свою учетную запись