Правопорядок

«Не хочу давать показания против самого себя» — в Костанае по делу о взятках допросили двух судей

Еще двое служителей Фемиды на заседание не явились 

Напомним, что речь идет о коррупционном деле в отношении экс-председателя коллегии по административным делам Костанайского областного суда Аскара Дарбаева и предпринимателя Елжаса Калкаева.

Первый взятку в размере 19 млн тенге у недропользователя Михаила Корнеева, по версии следствия, принимал, а второй был посредником, пишет “ТоболИнфо”.

Фигурирует в деле фамилии еще двоих судей того же учреждения — Игоря Дудина и Анатолия Смолина. Последний был председателем суда. Из показаний потерпевшего следует, что Дудин по указанию Смолина вымогал у него взятку, а Дарбаев появился только в конце этой истории.

Сегодня, 13 сентября, в суде №2 должны были как свидетеля допросить Игоря Дудина. Его попросила вызвать сторона защиты.

Однако Дудин на заседание не пришёл, так как, согласно его заявлению, находится в Костанайской районной больнице. Устно там его нахождение суду подтвердили, а вот документально нет. В заявлении Дудин написал, что не хочет давать показания против самого себя и поэтому отказывается от участия в заседании. Но допросить его все-таки планируют.

На процесс в качестве свидетеля также вызвали Анатолия Смолина. Однако, как сообщил прокурор Танат Тасов, сообщение ему не было доставлено. Возможно, номер телефона отключен.

Почему Смолин и Дудин всего лишь свидетели, по-прежнему большой вопрос.

Допросу сегодня подверглись двое коллег подсудимого Аскара Дарбаева — Галина Зинина и Сергей Нуров. Они втроем рассматривали административное дело Михаила Корнеева в августе 2022 года.

Как сказано в обвинении, ни Зинина, ни Нуров не знали о том, что Дарбаеву за решение в пользу Корнеева заплатили, и выполняли свою работу по совести.

Галина Зинина рассказала, что Дарбаев при рассмотрении дела вел себя, как обычно, и изначально согласился с мнением коллег. Преимуществ у Дарбаева, как у председателя коллегии, при вынесении решения не было. Так как двое судей сошлись единогласно по делу Корнеева, то даже если бы Дарбаев выразил мнение отличное, оно бы не сыграло роли. Каких-либо указаний судья коллегам тоже не имел права давать и не давал, отметила свидетель.

Этот вопрос задал Галине Зининой сам подсудимый Дарбаев, видимо, намекая, что ему не было смысла брать взятку, так как его слово не имело силы.

Также у свидетеля интересовались, мог ли повлиять тогдашний председатель облсуда Анатолий Смолин на решение нижестоящих коллег.

— Когда это дело только поступило к нам, Смолин сказал, что, на его взгляд, решение законное (то есть не в пользу предпринимателя Корнеева — прим. ред.), и спросил мою позицию, — вспоминала Зинина. — Через время он снова спросил меня об этом, я сказала, что считаю то решение незаконным. Он, напротив, был уверен, что его надо оставлять. У него были свои доводы, но указаний он не имеет права давать. Ну сказал и сказал свою позицию. Больше он ко мне не обращался. По закону ни председатели судов, ни председатели коллегий на решения влиять не могут.

Дудин, отвечала Зинина, интересовался у нее делом Корнеева формально и ненавязчиво.

— Есть у вас практика готовить два проекта решения? — задал вопрос Дарбаев, имея ввиду телефонный разговор Дудина и Корнеева. О том, что решение подготовят «нужное», говорил Дудин, вымогая взятку у предпринимателя.

— Нет, вы же знаете. Готовить один-то проект сложно. Еще и недропользование, это огромное дело. Там, я не знаю, на скольких листах у меня постановление. Еще бы я два готовила, — усмехнулась Галина Зинина.

Свидетель также сказала, что во время следствия ей давали послушать ту самую запись телефонного разговора, где судья Дудин упоминает два проекта решения и отмечает: «Как скажет Асеке, так и будет». Однако Зинина подчеркнула, что ни тогда, ни сейчас не знает, кто такой Асеке.

— Но это точно был голос Дудина, я его опознала, — заверила Зинина.

Своего экс-коллегу свидетель охарактеризовала исключительно положительно: неравнодушный, всегда советовался со старшими судьями, прислушивался к ним.

Третий из коллегии судей — Сергей Нуров — тоже дал показания. Вопросы, собственно, ему адресовали такие же, как и Зининой. Мужчина на них ответил аналогично, только отличился характеристикой Дарбаева:

— Я раньше относился к нему положительно, но после случившегося ничего хорошего думать не могу, потому что коррупция в судебной системе — это самое страшное, что может быть, — высказался Сергей Нуров.

Рассмотрение дела продолжается.

Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77