По словам налоговиков, цель новшества – вывести из тени бизнес и отделить личные счета от предпринимательских
Новость о налогообложении мобильных переводов внесла панику в ряды мелких предпринимателей. В разных городах Казахстана зазвучали призывы полностью отказаться от виртуальной оплаты и вернуться к старым добрым наличным. Многие так и сделали – уже сегодня в некоторых магазинах Костаная продавцы не принимают оплату переводом. Однако в Департаменте госдоходов утверждают, что все это – провокация, и на самом деле бояться добросовестным предпринимателям нечего.
Что интересно, о регулировании мобильных переводов говорили еще несколько месяцев назад. Однако тогда новость общественность не всколыхнула. Ажиотаж возник в конце ноября, когда Парламент принял Закон, в котором было определено понятие “мобильные платежи”. Очередное закручивание налоговых гаек встретили непониманием и негативом.
Чтобы развеять все мифы и внести ясность в ситуацию, налоговики встретились с представителями бизнеса на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области 3 декабря.
– 25 ноября норма о регулировании мобильных переводов зашла в законопроект, – объяснил заместитель руководителя ДГД Костанайской области Арман Журсиналин. – Поправки в Закон призваны вывести из тени доходы, которые получают казахстанские предприниматели через мобильные переводы при оплате товара. Не секрет, что некоторые субъекты предпринимательства не выполняют свои налоговые обязательства – не проводят фискализацию чеков, не показывают обороты, скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогов. В том числе это происходит и с помощью мобильных переводов. Сейчас в Налоговом кодексе две формы оплаты – наличными и путем карточного перевода через POS-терминал с обязательным наличием фискального чека. С 1 января 2022 года появится третья форма – мобильные платежи. То есть все останется также, просто вместо переводов покупатель будет осуществлять мобильный платеж. Банки разделят личные счета и счета для ведения бизнеса.
Налоговики подчеркивают, что нововведение будет полезно не только бизнесу, но и потребителям, которые сейчас законодательно не защищены. Если продавец, получив перевод, не выбил чек, предъявить претензию насчет некачественного товара покупатель не сможет, потому что документально никто никому ничего не продавал. Мобильные платежи – более прозрачный инструмент.
Информацию о том, что данные обо всех переводах будут отправляться прямиком к налоговикам, которые будут рассматривать их под микроскопом, в ДГД тоже опровергли.
– С 2022 года планируется получение сведений от банков лишь по платежам, которые поступают на предпринимательские счета. Таким образом личные счета физлиц облагаться налогом не будут. Информацию о них передавать в органы госдоходов также не будут. Передача сведений о наличии признаков осуществления предпринимательской деятельности по счетам, принадлежащим ИП или руководителю компании, в соответствии с всеобщим декларированием вводится с 2024 года. Призываем не поддаваться на провокации и пользоваться официальной информацией уполномоченных органов, – отметил Журсиналин.
Если все так хорошо и гладко, то почему бизнес возмущается? Чего боятся торговцы и таксисты, которые в соцсетях призывают отказаться от мобильных переводов в пользу наличных? Налоговики считают, что громче всех кричат те, кто не зарегистрирован в качестве ИП и таксует или торгует в обход казны.
– Отметим, что для добросовестного бизнеса ничего не изменится – мобильные переводы и раньше облагались налогом. То есть предприниматель, получивший перевод за услугу и товар, должен выбить чек. Для легальных предпринимателей фактически ничего не изменится – просто слово «перевод» поменяется на слово «платеж», – отметила начальник управления ДГД Зарина Бекмухамедова.
Технической стороной вопроса сейчас занимаются банки – в существующие мобильные приложения придется внести изменения. Еще одна забота – разделение счетов. В связи с этим у предпринимателей возник резонный вопрос, который озвучила директор ОЮЛ «АСПреДКО» Валентина Шмонина:
– Со стороны банков не будет такой инициативы – брать дополнительный процент за обслуживание предпринимательских счетов? Согласитесь, есть риск, что банк будет брать маржу с предпринимателей. Да, налоговая нагрузка не усилится, но может усилиться банковская нагрузка.
В ДГД отметили, что за банки ответить не могут. Банки, к слову, за себя тоже ответить не смогли по одной простой причине – на совещании их не было. Как выяснилось, представителей БВУ приглашали, но все они отказались, сославшись на то, что еще не получили от головных офисов исчерпывающей информации.
– В любом случае этот механизм сейчас прорабатывается совместно с Нацбанком. И мы ваши опасения обязательно доведем до сведения уполномоченных органов, – пообещала Зарина Бекмухамедова.
Прорабатывается и механизм определения рисков от уплаты налогов физлицами. По словам Армана Журсиналина, если на счет физлица будут перечисляться мобильные переводы небольшими суммами – это уже звоночек. Правда, пока налоговики увидеть этого никак не смогут – банковская тайна. Личные счета в рамках всеобщего декларирования со следующего года будут проверять только у госслужащих. Если заметят подозрительные движения, будут принимать меры. ИП попадают под всеобщее декларирование с 2024 года, а обычные граждане – с 2025-го.
В общем, для тех, кто работал честно и добросовестно отражал все доходы, не изменится ничего. Всем остальным советуют срочно озаботиться поиском подходящего режима налогообложения.
– Те же таксисты могут работать по патенту. Если доход в год не превышает 10 млн тенге, налог составляет всего лишь один процент. Расходы на кассовый аппарат также невелики. Сейчас можно использовать мобильную версию. Также хотелось бы напомнить, что субъекты малого бизнеса, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от уплаты налогов до 2023 года в рамках принятого моратория, – резюмировал Арман Журсиналин.
Арина ФИСЕНКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77