Костанай и костанайцы Культура Социум

«Не погасить в себе ребенка!»: новый худрук Костанайского областного кукольного театра о переезде из Алматы и творческих планах

Пока коллективы находятся на летних каникулах, «НК» решил заглянуть за кулисы и узнать, чем живет наш театр кукол, который в этом году отметит 40-й юбилей

О зрителях, которые только начинают приходить в зал, фестивальных победах и мечте сделать кукольный театр модным рассказала новый художественный руководитель Анара Жанбекова.

ОПЫТ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ

– Анара, вы коренная алматинка. Как оказались в Костанае и заняли должность художественного руководителя кукольного театра?

– В ноябре 2024 года мы с супругом переехали в Костанай из Алматы. За месяц до этого у нас в южной столице проходил международный Almaty Puppet Festival, и на него в качестве гостя приезжал руководитель костанайского кукольного театра Толенды Альгожин. Мы познакомились, и он пригласил меня работать в Костанай. А когда в апреле нынешнего года прежний худрук покинул театр, мне предложили занять эту должность.

– У вас за плечами опыт работы в частных и государственных театрах. В чем между ними разница?

– После колледжа я поехала в Актау, где работала актрисой в Мангистауском областном театре кукол, параллельно училась в Бишкеке. Позже вернулась в Алматы и устроилась в частный кукольный театр «Зазеркалье», где познакомилась с Антоном Зайцевым. К слову, он ставил в Костанае «Пиковую даму». Вместе в 2019 году мы открыли в Алматы независимый «Тотальный театр». За пять лет я была пиар-директором, исполнительным директором, актрисой.
Частные театры в Казахстане не спонсируются, они выживают только за счет билетов. Поэтому мне пришлось совмещать основную занятость с преподаванием. Я была мастером в эстрадно-цирковом колледже имени Елебекова. Это и стало основным заработком. Выпустила два курса.
В государственных театрах стабильный график, постоянная зарплата, можно сосредоточиться на творчестве – ставить, играть, писать. В частных театрах ты буквально ночуешь на работе, сам отвечаешь за менеджмент, пиар, зрительский интерес. Это было увлекательно, но из-за постоянного стресса начались проблемы со здоровьем. Врач посоветовал сменить климат, и костанайский мне подошел. Чувствую себя здесь гораздо лучше.

– Получается, вы приехали не одни?

– Да, в ноябре вместе со мной в Костанай переехали муж и двое студентов. А в феврале еще двое. Так что мы сюда командой пожаловали (улыбается).

– В региональных театрах часто говорят о нехватке кадров, костанайский не исключение. Как вы решаете эту проблему?

– Мы активно сотрудничаем с учебными заведениями, где есть отделения кукольного театра: колледж «Шабыт» в Астане, Академия искусств им. Жургенова, эстрадно-цирковой колледж в Алматы. Агитируем студентов приезжать к нам по дуальному обучению. Очень хочется, чтобы в Костанае появился молодой, творческий костяк. Чтобы наш кукольный театр стал… модным. Сейчас молодежь хочет ходить туда, где интересно, откуда можно выложить сторис в Инстаграм, провести время с друзьями. И мы движемся в этом направлении.

– Ваш супруг тоже работает в кукольном театре?

– Да, он артист. У нас творческая семья, пока без детей. Родители поддержали наш переезд. Недолго думали, когда возник вариант с Костанаем.

– Чувствуете разницу между жизнью в Алматы и нашим городом?

– Скажу честно, практически нет. Мы приходим на работу, вечером идем домой. У нас уже есть друзья, хорошие отношения с коллегами. Постоянно что-то придумываем, читаем, гуляем. Ощущаем в климате – и он нам в плюс. И, конечно, в расстоянии. Мы живем в микрорайоне «Аэропорт». Говорят, что это далеко, но мы тратим 15 минут на автобусе до театра. А в Алматы могли по два-два с половиной часа терять на дорогу. Тут для нас все рядом. Кстати, новостройки в мкрн «Аэропорт» похожи на алматинские жилые комплексы за городом, как и район «Жана Кала».

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКИЙ?

– В вашей семье были творческие люди? Почему выбрали такую профессию?

– Мама мечтала стать актрисой, но в постсоветское время с выбором профессии было сложно, и она так и не реализовала себя на сцене. Ее творческое начало передалось мне. Я всегда была эмоциональной, тянулась к искусству и уже в девятом классе знала, что хочу быть актрисой – именно синтетического театра, где сочетаются разные виды искусства.

– А чем отличается синтетический театр от драматического?

– В кукольном театре важна органика: кукла должна «жить», и это требует особых навыков. Драматические актеры не всегда справляются, поэтому мы приглашаем их только на живые планы. Сейчас синтетические формы развиваются во всем мире, а в них делается больший акцент на визуальные образы, а не на длинные монологи, как в драме. Мы можем показывать даже такие тонкие вещи, как рождение ребенка: через образы, движение ткани, свет.

– Как понять, подходит ли актер для кукольного театра?

– До 2010-х кукольников отбирали по росту – маленьких, миниатюрных, с «кукольным» голоском. Когда я поступала, мы были ростом 170 см, нас называли «ростовыми куклами» (смеется). Студенты приходят после 9 класса – еще дети. И это важно, в актере театра кукол должно жить чувство детства, умение не смотреть на себя со стороны. На драму поступают после 11, они уже взрослые, начинают думать: «Как я выгляжу? Красиво ли плачу?» А кукольнику это мешает.
Мы проверяем фантазию через этюды: «Оживи тряпку», «Покажи, как она плюхается в ведро». Если у студента не получается оживить тряпку, он не сможет оживить куклу. Еще важен тембр голоса – от высоких до низких нот, чтобы сыграть и воробушка, и медвежонка. Плюс пальцы! Мы даже тестируем координацию, ведь часто работаешь сразу двумя куклами. И, конечно, артист кукольного театра не должен застревать в амплуа. Сегодня ты играешь «голубого» (без недостатков – прим.ред.) героя, завтра – Бабу-ягу. В драме так не бывает: там есть примы с определенным типажом.

«СТАЛИ ЕДИНЫМ ОРГАНИЗМОМ»

– В мае наш кукольный театр выиграл миллион тенге на международном фестивале «Ортеке» в Алматы. Говорят, актеров забрали в армию буквально накануне выезда. Это правда?

– Да, двоих наших ребят забрали за два дня до отъезда. Мы обращались с просьбой об отсрочке, ведь впереди был международный фестиваль, но нам не пошли навстречу. Мы должны были показать спектакль «MEN…», поставленный грузинским режиссером Николозом Сабашвили. У нас было два выхода: либо вводим других артистов, либо отказываемся от участия. Отказ не вариант, поэтому мы с руководителем театра Толенды Олжабаевичем сами вышли на сцену. Нам пришлось полностью устроить перестановку ролей, провели всего четыре репетиции перед выступлением в Алматы. Я чувствовала, как труппа сплотилась, артисты поддерживали нас, мы стали единым организмом. Наверное, эта энергия и искренность передалась зрителю. После спектакля ко мне подходили коллеги из Алматы и говорили, что мы отыграли на высоком уровне. Это была победа.

– Есть ли у вас, как у художественного руководителя, миссия, к которой вы идете?

– В Алматы больше 30 театров: 10 государственных и около 20 частных. А в Костанае всего три. При этом посещают их мало людей. Мы хотим вырастить костанайского зрителя. Сейчас к нам приходят 2–3% жителей области – в основном по выходным. На казахских спектаклях иногда и вовсе всего два человека. Но мы выкладываемся на все сто, не важно – один зритель или полный зал. Потому что именно так рождается доверие: человеку понравится, он придет снова, расскажет друзьям, приведет семью.
Еще одна задача – показать, что наш театр не только для детей, но и для взрослых, для семейного просмотра. Например, в конце этого сезона мы поставили спектакль для самых маленьких – «Мишка косолапый» (0+). Для детей от 3 до 9 лет – «Дюймовочка» и другие сказки. С 9 лет у нас уже идут семейные постановки, как спектакль «MEN…». Мы исходим из принципа: «Не воспитывай ребенка – воспитывай себя». Если он увидит, что мама и папа идут с ним в театр, для него это станет нормой.
С 12 лет – начало подросткового периода. Сейчас мы хотим поставить спектакль именно для этой возрастной категории: о взрослении, первой любви, переменах, расставании с игрушками. А дальше постановки, которые затронут взрослого зрителя, вызовут катарсис.

– Получается, уже есть планы и на будущие сезоны?

– Да, сейчас я готовлю план на 2026 год. Мы хотим сделать так, чтобы на каждую возрастную категорию был хотя бы один спектакль. И, конечно, нам нужна новая фестивальная постановка. Ведь на международные фестивали берут спектакли, которым не больше 2–3 лет. Пока у нас в этом плане есть только «MEN…».

– Сейчас многие спектакли театра переводятся на казахский язык.

– Верно, постановки к Новому году, Наурызу, 9 Мая мы уже ставили на двух языках. Я пишу пьесы сначала на казахском – на нем у меня рождаются мысли. Потом с мужем переводим. Он из Уральска, у него отличный русский. Мы считаем важным активно развивать казахский репертуар. В Алматинском государственном театре мои коллеги тоже начинали с трех зрителей. Потом стало десять, двадцать… Сейчас на казахские спектакли стабильно приходят по пятьдесят человек. Это путь, который мы должны пройти и здесь. Уверена, все получится.

– Новый сезон будет юбилейным, 40-м. Что ждет зрителей?

– Мы откроем его международным фестивалем Kostanay Puppet Life, который впервые пройдет в Костанае с 17 по 20 сентября. Приедут театры из ближнего и дальнего зарубежья. Это уникальная возможность для горожан увидеть спектакли высокого уровня прямо у себя в городе. Мы очень ждем этого события.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77