Костанай и костанайцы

«Нельзя вариться в одном и том же…»

Костанайский хореограф Константин Чеботарь рассказал, есть ли будущее у казахского национального танца и как осовременить городские массовые мероприятия

Диплом с техническим образованием и лирик в душе – именно эти качества помогли руководителю детской студии «Индиго» стать успешным хореографом. Отличительные черты его работы – дисциплина и творчество, современность и традиции. Секретом, как все это успешно совмещать и развивать таланты детей, хореограф поделился с «НК».

Современность и традиции

– Константин, вы много лет занимаетесь танцами, скажите, остались ли еще стереотипы, что это не мужское занятие?

– Этого стало намного меньше, если сравнивать со временем моего детства. Сейчас много парней занимаются хореографией. И я могу сказать, что даже лучше, чем девушки. Парни выносливее, у них другое видение в хореографии. Если девочка, к примеру, показывает на сцене страдание и любовь, то парни наоборот – силу мужского характера.

– Что влияет на развитие хореографии в Казахстане сейчас?

– Национальные традиции. Мы можем провести параллель с Россией, где идет пропаганда русских народных танцев. У нас это казахские. Стоит отметить, что национальные танцы у нас развиваются и эволюционируют. Если в российской идет поддержка исконно русских традиций, то в казахской происходит не только возрождение, но и модернизация традиций. Открытие национальной академии хореографии в Нур-Султане тому доказательство.

– То есть 10 лет назад традиционный казахский танец был другим?

– В основе было три-четыре танца. Их исполняли еще в 70-80-ые годы. Та же «Кара жорга» появилась уже позже, к концу двухтысячных. Такой прогресс в хореографии связан с развитием музыки. В девяностые и двухтысячные главной проблемой застоя хореографии в Казахстане было отсутствие новой музыки. А сейчас появились талантливые композиторы, которые пишут именно казахскую музыку для этно-фольклорных ансамблей. И этот полет разнообразия музыки позволяет развивать и хореографию.

– Какое будущее ожидает хореографию в нашей стране?

– Последние годы с появлением академии хореографии в Нур-Султане и Astana Ballet происходит стремительное развитие танца. Многие хореографы мира выстраиваются в очередь, чтобы поработать с нашими артистами. А все потому, что именно наши танцовщицы-казахстанки очень привлекают их как артистки. Наши танцы самобытны, как и танцоры. Та же пластика, постановка корпуса и рук, манера исполнения казахского национального танца. Ведь часто хореографы сталкиваются с такой проблемой, когда хочется воплотить в жизнь идею, поставить что-то интересное – а не с кем. Кто-то не может технически исполнить или эмоционально, а с нашими артистами такого нет – они универсальны. Это отмечают и многие зарубежные хореографы: испанцы, итальянцы, французы.

– Константин, что можете сказать про костанайскую школу танцев?

– Наша область – одна из самых танцующих в Казахстане. А все благодаря обучению хореографии на профессиональном уровне в Костанайском педагогическом колледже и филиале ЧелГУ. Например, ансамбль танца «Карнавал». Сколько они уже выпустили ребят! Многие остаются в Костанае и продолжают свою творческую деятельность. У нас сформировавшиеся школы танцев не только в Костанае, но и в Торгае, Амангельдинском и Жангельдинском районах.

Дисциплина и творчество

– Не раз слышала, что костанайцы не совсем довольны городскими культурно-массовыми мероприятиями. Как думаете, что нужно сделать, чтобы зрелища стали современными и интересными?

– Чтобы вывести мероприятия на новый уровень, нужно начинать с технических вопросов: ставить ту же сцену, как на День города, чтобы было комфортно выступать артистам. Чтобы зритель мог подойти и посмотреть на выступающих, а не глядеть на артиста на уровне колен. Это я говорю как уже бывший артист. Также не стоит забывать о профессиональном звуке и свете, покрытии сцены. От артистов зависит многое, но не все.

– Может ли сделать обычный костанаец что-то для развития культуры в городе?

– Зрители у нас довольно избалованные. Они не хотят идти, скажем, в филармонию и смотреть на местных артистов – приезжих им подавайте. А для кого нам тогда готовиться и выступать? Уровень наших артистов довольно высокий, но многие костанайцы не только недооценивают нас, но даже не знают, какие коллективы есть в городе. Хотя многие почувствовали во время карантина, как же не хватало мероприятий с местными артистами.

– Был ли у вашего коллектива творческий застой во время пандемии?

– Дети сидели дома, набрали вес. Даже был момент – нельзя было устраивать пробежки на улице. Когда мы пытались бегать в парке Победы, по Набережной в КЖБИ, на бульваре Молодежи, то нас постоянно шугали. Но сейчас форму мы уже восстановили. Для детей достаточно трех-четырех месяцев, чтобы сбросить «детский жирок». Все возвращается на свои места.

– Вы каждый день работаете с детьми разных возрастов. Многие педагоги принимают решение не заводить своих детей. А вы что думаете?

– Я их понимаю, у меня самого девять групп по 20 человек, очень устаю. В восемь приходишь на работу – в девять уходишь. В выходные дни я просто высыпаюсь или ищу новую музыку и костюмы (улыбается). Я женат на работе, а моя семья – это мой коллектив. О своих детях не думал.

– Вы преподаете уже 12 лет, похвастайтесь своими выпускниками.

– Мои выпускники выступают в академиях хореографии в Нур-Султане, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Челябинске, в Лондонской академии хореографии – везде есть мои дети. Около 10-15% воспитанников связывают свою жизнь с танцем. Знаю, что мои ребята сразу после выпуска из студии находили подработку в частных школах. Кто-то из учеников уже во время студенчества подрабатывал в шоу-балете.

– Сами обучаетесь?

– Конечно, без этого никак. Учусь и в России, и в Казахстане. Прохожу онлайн-курсы, марафоны. Например, в России хорошо развиты современные танцы. Некоторые элементы из хореографии настолько сложные и продвинутые, что, признаюсь, я не всегда их понимаю, поэтому учусь. К тому же нельзя «вариться» в одном и том же, нужен свежий взгляд. Нужен определенный толчок и даже критика.

– Вы строгий преподаватель. Какие у вас требования?

– Во-первых, у нас есть такое правило – троечники нам не нужны. Все мои дети учатся хорошо. Они всесторонне развиты: и в школе успевают, и у меня. Человек, который хорошо учится, способен организовать себя и знает цену времени. Интересный факт: многие мои воспитанники поступают потом на химиков-биологов, врачей, атомщиков-ядерщиков. Учатся во Франции, Америке, Китае. Я иногда поражаюсь, когда они успевали все это учить?

– Общаетесь с выпускниками?

– Конечно. Прибегают, когда заезжают в Костанай к родителям. При встрече и пореветь можем. Обязательно фотографии просматриваем, вспоминаем. Я храню все альбомы, все открытки, которые дети мне дарят. Я все складываю, а когда приходят выпускники, показываю. Я в этом плане Плюшкин (смеется).

– Изменились ли дети?

– Да. Могу сказать, что с ними тяжелее быть на одной волне. Чтобы они видели во мне не только учителя, но и друга, приходится учить какие-то движения из «ТикТока». Чтобы поддержать, научить, я рассказываю о своем детстве, юности: как сбегал с уроков, какие с родителями были проблемы. Хотя я и строгий, потому что без дисциплины невозможно добиться результатов, но дисциплина не означает шаг вправо, шаг влево – расстрел. Важно, чтобы ребята приходили сюда, как к себе домой. А такое ощущение создается только тогда, когда ребенок понимает, что все здесь друзья: и сверстники, и педагоги. Мы живем за кулисами вместе – это наша семья.

– Чем интересуетесь помимо танцев?

– Люблю путешествия: походы, палатки, тихую охоту. Мне нравится бродить в лесу в одиночестве и просто дышать свежим воздухом. С детства люблю цветы. Когда-то все начиналось с кактусов, а сейчас в квартире есть целая оранжерея. Все подоконники, все углы уставлены цветами. У меня около ста комнатных растений: пальмы, орхидеи, был плющ во всю стену. К цветам отношусь, как к детям. Они тоже требуют ухода: нужно смотреть, не болеет ли, пересаживать, поливать. Цветы у меня очень хорошо растут. Бывало, говорят, что этот цветок точно не примется. А я говорю, все хорошо будет, это у вас просто энергетика плохая (смеется).

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77