Костанай и костанайцы

Необъяснимо, но факт

Почему растет количество детей с диагнозом «аутизм»?

И хотя наука полностью не изучила причины возникновения этого заболевания, врачи с уверенностью говорят, что зачастую такие дети рождаются у родителей с высокими интеллектуальными способностями.

Если в 2010 году только 23 детям в области был поставлен диагноз «аутизм», то за последнее десятилетие их количество увеличилось в десять раз и к 2019 году составило 203, а за восемь месяцев текущего года эта цифра возросла уже до 228. Почему? Ответ на этот вопрос корреспонденты «НК» попытались найти с детским психиатром Валентиной Харченко.

– Валентина Петровна, скажите, как родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают эту информацию?

– При объявлении человеку диагноза, будь то диабет, онкология или любая другая болезнь, на первой минуте приходит отрицание. Люди не верят, начинают ездить к другим врачам в надежде услышать, что им поставлен ошибочный диагноз. То же самое с аутизмом. Родители не верят в диагноз, ездят в столичные клиники, везут ребенка за рубеж, тратят кучу денег, но в конце концов возвращаются к нам.

Аутизм — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

– Каковы причины развития этой болезни, и можно ли распознать ее на ранней стадии?

– Пока ответа на вопрос, откуда взялась эта болезнь, не нашли, есть разные гипотезы, но однозначного ответа нет. Описание аутизма — это довольно сложная задача. Медицинские исследователи пока не знают, что именно вызывает аутизм, и какие процессы в организме и мозге приводят к этой инвалидности. Наукой изучено возникновение синдрома Дауна и шизофрении, а также известно, почему возникает умственная отсталость, а вот про аутизм пока ничего не известно.

На одной из международных конференций, которая была посвящена аутизму, и в которой я принимала участие, американцы доказывали, что аутизм возникает из-за того, что происходит поломка гена ДНК, и что у каждого человека есть ген, отвечающий за аутизм. Представители Китая свою версию строят на том, что организм испытывает нехватку витамина D. Но пока что ученые так и не пришли к единому мнению. Болезнь остается загадкой. Однако уже сегодня можно сказать точно, что аутизмом часто страдают дети родителей с высоким интеллектуальным уровнем. Как правило, и мать, и отец имеют высшее образование, хорошие должности. Пока не было факта, чтобы у ребенка родителей с низким интеллектуальным уровнем диагностировали аутизм. Такой диагноз пока не ставили детям, чьи родители живут на селе и трудятся простыми рабочими. Почему? Не знаю. В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы.

Наблюдательная мать к семи месяцам может понять – болеет ли ее ребенок аутизмом или нет. Как правило, в этом возрасте дети начинают тянуться к маме, папе, а те, у кого аутизм, безразличны и спокойны. Вот это спокойствие и должно насторожить родителей. В основном мы ставим диагноз в полтора года. Часто родители связывают возникновение этого заболевания с прививками. Но, поверьте, это вообще никак не взаимосвязанные вещи. Просто время постановки диагноза совпадает с прививочным периодом.

– Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые?

– Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от трех до пяти лет и называют его РДА (ранний детский аутизм), или синдром Каннера. Клинические проявления этого заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

– Почему аутистам, при всем их спокойствии и безразличии, тесно в обществе?

– Они живут в своем мире. Это своеобразные дети, они не могут играть с другими, они сами по себе. Из наблюдения за своими пациентами могу сказать, что они развиваются в одном направлении. Что я имею в виду? У меня был мальчик, сейчас он уже взрослый, который постоянно листал календари. Назови дату и год, он скажет день недели того года или наоборот. Проявляться это стало в четыре года, сейчас ему уже 16 лет. Увлеченность его переросла в познание, в области календаря он знает все. Или был другой случай – у мальчика феноменальная память. Он один раз сделал облет на самолете, а после нарисовал каждый объект, который увидел внизу, вплоть до туалетов в частных домах. Синдром саванта присущ, когда природа забирает одно, но дарует другое. Как вы знаете, синдром саванта – это очень неопределенный термин, его часто связывают с людьми с когнитивными проблемами и необычными навыками – «островами гениальности». Но что именно можно назвать савантизмом, и в чем его причины, остается неясным. Некоторые исследователи предполагают, что саванты перенесли какую-то травму левого полушария мозга еще до рождения или в младенческом возрасте, и что необычные способности – это избыток компенсации со стороны правого полушария.

У большинства савантов есть особые способности в области музыки, математики, механики или изобразительных искусств вкупе с прекрасной памятью. Например, Стивен Уилтшир, британский савант и художник, у которого в три года диагностировали аутизм, получил прозвище Человек-камера за способность изображать ландшафты в малейших деталях после того, как он увидел их лишь однажды.

– Можно ли вылечить аутизм?

– Родители, чьим детям поставлен диагноз «аутизм», должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью. Аутизм не лечится, родители таких детей должны четко осознать, что их ребенок не такой, как другие, а значит, требует особого внимания. В практике был случай, когда ребенок до пяти лет не разговаривал, сначала научился читать, а только потом говорить. При чем читал и говорил на русском и английском языках.

За годы своей работы с учета я сняла только одного человека. Его мама и бабушка были преподавателями, они занимались с ребенком. Кстати, у таких детей нет чувства юмора, они все воспринимают буквально. Им не понятны анекдоты, юморески…

– Валентина Петровна, были ли в вашей практике случаи отказа от детей-аутистов?

– Не припомню. Скорее всего это связано с тем, что такие дети рождаются у грамотных и умных людей. Но есть другая сторона вопроса – многие родители начинают требовать инвалидность с полутора лет, и это реальность. Но мы не можем дать инвалидность без полного обследования, которому должна предшествовать госпитализация в больнице. Чаще всего только к четырем годам ставится такой диагноз.

С каждым годом в Костанае остро стоит вопрос создания Центра для детей с аутизмом. Здесь важно проводить реабилитацию – привитие тех черт, которые необходимы для жизни человека. Есть частный Центр, но он для многих родителей не доступен. В Казахстане в пяти городах уже созданы центры «Асыл Мирас», где дети находятся постоянно. Почему важно постоянство? Дело в том, что дети с аутизмом очень долго привыкают к обстановке. И даже сегодня, отправляясь в республиканские центры, они не получают всего того, что должны. Потому что почти две-три недели уходит только на привыкание к новому помещению. А уже и домой пора возвращаться.

«Асыл Мирас» создал бизнесмен Булат Утемуратов в рамках программы «Аутизм. Мир один на всех». В этих центрах бесплатно и эффективно помогают социально адаптироваться и развивать жизненные навыки детей с РАС на основе мировых практик.

Для детей с аутизмом важны не врачи, а дефектологи, обученные воспитатели.

– Детям-шизофреникам присущи весеннее и осеннее обострения, а как больные аутизмом?

– Времена года на больных аутизмом не влияют. В Америке вообще это не относится к психическому заболеванию. Их не считают особыми людями. Наоборот, наравне с другими стараются выводить их в люди, где они могли бы жить как все. Там есть школы, центры, где они чувствуют себя полноправными членами общества. Естественно, нужна психологическая и педагогическая поддержка семей, где воспитывается ребенок с аутизмом.

Необходима ранняя комплексная коррекционная помощь самому ребенку с аутизмом, поэтому я и говорю, что в Костанае остро стоит вопрос открытия такого Центра. Нужно создавать условия для социализации детей с аутизмом в ДОУ, школах, профессиональных образовательных учреждениях. А далее и создание рабочих мест для людей с аутизмом. Мы должны создать такие условия, которые дадут возможность семьям, имеющим детей с аутизмом, и взрослым не скрываться в своих квартирах, интернатах, а быть в социуме и быть полезными обществу.

Александра СЕРГАЗИНОВА
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77