К работе над этим материалом мы приступили после того, как 6 февраля в 10:00 стартовал прием заявок по программе льготного автокредитования. Лимит на продаваемый транспорт закончился за 18 секунд. Счастливчиками оказались всего 761 человек, при этом на сайте autonesie.kz только в первую минуту находилось 125 тысяч.
Цифры говорят сами за себя, желающих приобрести авто на приемлемых кредитных условиях в стране десятки, если не сотни тысяч.
В тот день многие негодовали, считая работу сайта некорректной. В народе даже бытовало мнение, что машины смогли купить, используя личные связи, только избранные.
Что же делать, если льготное кредитование тебе не светит? Можно ли купить новую машину за наличные или по обычной кредитной ставке? Какую? Долго ли придется стоять в очереди? А прозрачна ли она? Корреспонденты «НК» постарались найти ответы на эти вопросы.
СИТУАЦИЯ
Наш постоянный читатель Виталий Демьянов рассказал, что его родители в июне прошлого года за наличные хотели приобрести кроссовер Hyundai Tucson бронзового цвета в предмаксимальной комплектации.
В автосалоне Hyundai им сообщили, что такой машины в наличии нет и придется подождать. Крайний срок – май 2023 года, то есть почти год.
– Нас поставили в электронную очередь, – говорит Виталий. – Причем порядковый номер продвигался достаточно интересно. До декабря очередь шла относительно быстро. С шестисотой позиции за полгода мы подошли к одиннадцатому месту, после чего очередь остановилась. Попутно в автосалоне нам предлагали альтернативные цветовые варианты и комплектацию выбранного нами авто. В конце концов мы решили взять из того, что имелось в наличии, так как нам нужна была машина. Кроссовера бронзового цвета в предмаксимальной комплектации мы не дождались. Купили черный.
По словам молодого человека, до декабря изначальная цена на авто не менялась. Под новый год родители собеседника внесли за машину 50% предоплаты от стоимости и, как оказалось, очень своевременно.
– Менеджеры сообщили, что в 2023 году цена поднимется, так и произошло. Стоимость выросла на полтора миллиона тенге, поэтому предоплата нас уберегла от незапланированных трат, – сказал Виталий Демьянов.
В дилерском центре Hyundai Kostanai объяснили, что оформление покупки автомобиля включает в себя несколько этапов. Первоначально с клиентом заключают предварительный договор купли-продажи (ПДКП), в котором прописывают модель, комплектацию и другие выбранные клиентом параметры автомобиля, там же прописываются предварительные сроки поставки машины. При заключении ПДКП клиенту могут предложить внести частичную предоплату. Условия с каждым клиентом обсуждаются индивидуально.
Фото дилерского центра Hyundai Kostanai
Затем с клиентом заключают договор купли-продажи (ДКП). Он вносит полную оплату за автомобиль или приносит гарантийное письмо от банка, если автомобиль приобретается в кредит. После этого дилерский центр выдает пакет документов для постановки автомобиля на учет.
В настоящее время в автосалоне быстрее всего можно приобрести автомобили Hyundai Accent и Hyundai Bayon. Ожидание других моделей в зависимости от комплектации и цвета может занять до года.
По программе льготного автокредитования от Фонда развития промышленности по состоянию на 16 февраля заключено 11 договоров купли-продажи с жителями Костанайской области. Из них три автомобиля уже выданы клиентам.
Дефицит на корейские авто, возможно, связан со стабильным спросом среди населения. К примеру, по данным казахстанского Центра анализа и мониторинга авторынка только за прошедший год продажи Hyundai составили 29 тысяч автомобилей, а KIA – 14,5 тысячи. Для сравнения, в 2021 году продажи автомобилей этих брендов были 23 и 10 тысяч соответственно. Совокупная реализация этих марок за прошедший год выросла на 31%.
Это подтверждает и руководитель отдела продаж ТОО «Тарлан» Роман Магдибор. Автокомплекс реализовывает широкий спектр автомобилей, в том числе и марку KIA.
– Особой популярностью пользуются Sportage, Sorento и К5, – комментирует эксперт. – Эти автомобили производятся в меньшем количестве, чем хотелось бы. Спрос повышенный, поэтому ожидание заказа может длиться до года. В быстром доступе имеются KIA Ceed и Cerato, их можно приобрести с небольшим ожиданием. Ситуация сейчас такая, что мы не берем предоплату и не заключаем контракты с клиентами. Потенциальные покупатели вносятся в общий лист ожидания. Клиенты могут оставить пожелания по цвету и комплектации машины, а на момент поступления мы предлагаем авто уже по наличию. Если клиента все устраивает, заключается сделка. Цены не фиксированы, они могут измениться как в большую, так и в меньшую стороны.
В автокомплексе «Тарлан», помимо KIA, реализовывают Chevrolet, а также китайские JAC и Chery. Кстати, популярный в народе Chevrolet Cobalt и другие модели можно купить в автосалоне по предзаказу в течение всего двух месяцев. Машины из Поднебесной имеются в наличии и продаются в свободном доступе.
А такие авто как Renault и Nissan приобрести пока невозможно.
– Эти бренды производились в России, но в связи с тем, что они ушли с авторынка соседей, к нам они в настоящее время не поставляются. Заводы закрыты, – констатировал Роман Магдибор.
В дилерском центре Toyota определенный дефицит на авто был, но в настоящее время здесь есть практически все модели этого бренда.
Более полугода в салоне была нехватка популярных Camry и RAV4. Эти модели поставлялись в РК с завода в Санкт-Петербурге, сейчас же машины поступают в Казахстан прямиком из Японии. RAV4 уже в продаже, а Camry 75 появится весной.
– В целом все модели очень популярны, многие машины продаются еще до поступления на основной склад в Алмату, – комментирует менеджер автосалона Toyotа Артем Мантулин. – В приоритете у населения внедорожники и кроссоверы. Большим спросом у крестьянских хозяйств пользуется пикап Тoyota Hilux. Ожидание авто по предзаказу в среднем от 10 до 30 дней.
В автосалоне «Автодом» в широком спектре представлены автомобили практически всех популярных марок. От бюджетных Chevrolet Cobalt и Nexia до премиальных Mercedes, Audi и BMW. В продаже есть бензиновые, дизельные и гибридные машины, а также набирающие популярность электрокары. Причем, бюджетные Chevrolet Cobalt и Nexia также можно купить в течение двух месяцев.
К слову, в автосалон на покупку машины отечественного производства в рамках льготного кредитования обратились порядка 15 человек. Некоторые клиенты уже начали забирать свои авто.
РЕЭКСПОРТ НЕ ВИНОВАТ?
Бытует мнение, что дефицит машин на первичном авторынке Казахстана связан еще и с тем, что существенная часть автомобилей отправляется в Россию. Во многом это верно, но цифры далеко не глобальные. Дефицит авто в России лишь частично перекрывается казахстанскими автомобилями.
– В той или иной степени, в зависимости от конкретного сегмента рынка, мировой авторынок пребывает в состоянии дефицита с конца 2019 года, – комментирует генеральный директор казахстанского Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян. – Тому есть несколько причин: пандемия и локдауны на автозаводах и предприятиях по выпуску комплектующих, в частности микрочипов. Разрыв логистических цепей и задержки контейнеров на границе КНР по причине ужесточения санитарно-эпидемиологических требований, а также международно-политическая ситуация, сложившаяся в первом квартале 2022 года.
По мнению эксперта, ситуация с приостановкой работы крупных автозаводов в России отразилась как на российском, так и на авторынках стран СНГ.
– Часть российских покупателей в этих условиях смогли реализовать спрос в Казахстане, приобретая новые автомобили у частных продавцов с казахстанским гражданством. По схеме – от казахстанского физлица российскому физлицу – происходили сделки купли-продажи. В Россию таким образом поставлялось 500-700 автомобилей в месяц, – проинформировал Мискарян.
Для сравнения, в целом казахстанский рынок в прошлом году насчитывал 10-12 тысяч продаж новых авто ежемесячно, а российский – 60-65 тысяч. Таким образом, поставки из Казахстана способны удовлетворить лишь малую часть спроса в России.
Как правило, в основном российские покупатели интересуются кроссоверами и внедорожниками стоимостью от 25 млн тенге.
РАСТУЩИЙ АВТОПРОМ КИТАЯ
Во время нашего рейда по дилерским центрам мы заметили, что едва ли не во всех салонах в изобилии были машины китайского производства. При этом спрос на них заметно растет.
По наблюдениям специалиста отдела продаж автосалона Orbis Premium Kostanay Рустама Рамазанова, сегодняшняя тенденция на рынке такова, что китайский автопром стремительно завоевывает позиции.
– Китайские производители предлагают качественные автомобили по приемлемым ценам, – комментирует Рустам. – Модельный ряд их машин вышел на новый уровень благодаря коллаборации со всемирно известными европейскими брендами. К примеру, компания Geely тесно сотрудничает с Volvo. Автомобили Geely оснащены двигателями, коробкой передач, техническим регламентом, а также дизайном и безопасностью от Volvo. Плюс к этому на автомобиль идет гарантия сроком 6 лет. Китайская марка Exeed – это тот же Land Rover и Jaguar, машины которой выпускаются на мощностях британских брендов. И все это немаловажно для автомобилей премиум-сегмента, которые по своим комплектациям и функционалу превосходят известные бренды люксовых авто.
Очевидно, что китайский автопром набирает обороты и популярность по всему миру, Казахстан не исключение. В настоящее время ведется строительство завода в Алматы, который будет специализироваться на выпуске китайских автомобилей, что однозначно станет дополнительным фактором усиления позиций этой техники на нашем рынке.
ИТОГ
Из всего этого можно сделать вывод: критического дефицита машин на рынке нет. Он лишь касается таких корейских брендов, как KIA и Hyundai, определенные модели которых придется ждать по предзаказу до года. И тут все будет зависеть от автосалона, с которым вы сотрудничаете. У одних лист ожидания прозрачный, и клиент самостоятельно может отслеживать свою очередь. У других с покупателями работают менеджеры, которые ведут эту самую очередь. Как правило, цены на машины нефиксированные, они могут меняться, и договоры заключаются во время покупки. Сколько готовы ждать и на какие условия соглашаться, определять в итоге вам.
По остальным маркам, представленным на нашем рынке, каких-либо сложностей нет. Все зависит от кошелька и вкусовых предпочтений.
Что касается программы льготного автокредитования, то нужно сказать, что Костанайская область оказалась на высокой позиции. Из 761 участника 44 – жители нашего региона. Область уступает лишь мегаполисам – Алматы (79 человек) и Астане (175). Для тех, кто не успел, шанс попытать удачу вновь представится в марте.
На долю китайских брендов на сегодняшний день приходится 9% от общих продаж новых автомобилей. На нашем рынке официально представлены: Haval, JAC, Chery, Exeed, Changan и Geely. В общей сложности их продажи за прошлый год составили 11,5 тыс. Несколькими годами ранее на долю китайских брендов приходилось 2-3% рынка.
Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77