Костанай и костанайцы

Новые правила для обменных пунктов: часто задаваемые вопросы и ответы

Зачем в Казахстане изменили режим работы обменных пунктов?

Изменение рабочего графика направлено на повышение уровня безопасности обменных пунктов и их клиентов. Это мера также поможет исключить факты завышения курса продажи наличной иностранной валюты в вечернее и ночное время и необоснованного возникновения ажиотажа среди населения.

Это общемировая практика. В большинстве стран обменные пункты работают исключительно в дневное время – Италия, ОАЭ, Польша, Грузия, Таиланд и другие.

Большинство небанковских обменных пунктов с 1 февраля будут работать с 9.00 до 20.00.

А как быть туристам или тем, кто собирается за границу? Где им менять наличные среди ночи?

Для удобства людей, въезжающих/выезжающих в республику через аэропорты, ж/д вокзалы и автомобильные пункты пропуска через государственную границу, режим работы обменных пунктов не будет ограничиваться – обменные пункты будут работать круглосуточно, а в крупных торговых центрах первой категории – до 22.00

Смена режима работы не ограничивает операций с наличной иностранной валютой, валютным курсам и спрэдам.

Зачем требовать документы при обмене валюты?

Фиксация данных будет проходить по упрощенной форме. В случае если сумма операций до 500 тысяч тенге, то клиент предоставляет только документ, удостоверяющий личность. Это международная практика, которая применяется во многих странах мира. Данные меры направлены на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Клиентам не нужно будет самим заполнять какие-либо бланки и тратить на это время. Владельцы обменных пунктов могут автоматизировать процесс и приобрести средства для считывания информации с чипа электронного удостоверения личности гражданина. Это на усмотрение самого предпринимателя.

Зачем кассиры будут запрашивать адрес регистрации при обмене валют свыше 500 тысяч тенге? Нужна ли адресная справка?

Это норма не новая. Она действует с 2018 года. При обмене денежных средств на сумму более 500 тысяч тенге используется действовавший ранее порядок фиксации данных.
Сотрудники запрашивают удостоверение личности и юридический адрес клиента (место регистрации). Предоставлять адресную справку не нужно. Ответственность за достоверность предоставленных данных несут клиенты.

Что происходит с персональными данными казахстанцев?

Данные клиентов фиксируются в журнале реестров обменных пунктов в электронном виде и не передаются другим государственным органам. За исключением случаев, когда органы финансового мониторинга запрашивают информацию по отдельным гражданам для проверки их деятельности на предмет законности.

Как работают обменные пункты за рубежом?

В России нет небанковских обменных пунктов, там обменять наличную валюту можно исключительно в банках. Правила по фиксации данных там действуют с 2015 года. Если сумма превышает 15 тысяч рублей (более 90 тысяч тенге), то клиенты обменников обязаны предоставить документ, удостоверяющий личность. Большинство обменников работают с 9.30 до 20.00. По выходным некоторые обменные пункты открываются позже и закрываются к 18.00.

В 2018 году в рамках кампании по дедолларизации в России с улиц убрали табло с курсами доллара и евро.

В Беларуси данные пользователей при обмене валют стали записывать с 2014 года. Обменники также не работают круглосуточно. Большая часть из них работает с 9.00 до 19.00. Отметим, что основная доля из них находятся в отделениях банков.

В Германии и Нидерландах при обмене валют в обязательном порядке запрашивают паспорт. Обменники принимают клиентов с 8.00 до 20.00. По выходным некоторые из них могут закрыться после обеда.

В аэропортах Нидерландов обменять наличную валюту можно приблизительно до 22.00. Услуги в основном оказывают банковские обменные пункты.

В целом, международный опыт показывает, что в большей части стран в обменниках требуют предъявить паспорт. Например, обменять валюту без документов не получится в ОАЭ, Таиланде, Италии, Чехии и других.

К тому же, в большинстве стран обменные пункты работают исключительно в дневное время.

По возникшим вопросам обращаться в Костанайский филиал Национального Банка, тел: 8-714-299-09-17, 990-918.


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77