Наш Костанай

«Нужно до 40 лет много работать, пока душа горит!»

Таков девиз основательницы сети ТД «Азия» Елены Мамедовой

Сегодня ее кулинарию знают и любят многие. Точек продаж с годами становится только больше, а компания дает работу почти 200 костанайцам. Маховик с гордым названием «Азия» запущен и функционирует как часы. Однако так было не всегда.

Чтобы стать успешной бизнесвумен, 22-летней Елене, тогда еще молодой учительнице начальных классов, пришлось рискнуть, попрощавшись с прежней жизнью, и на долгие годы забыть о праздниках и выходных…

Помню этот черствый хлеб

Елена Мамедова рассказывает, что в бизнес они вместе с супругом Октаем пришли в лихие 90-е. Как и большинство, начинали челноками, потому что нужно было как-то выживать. Наша героиня в то время работала учителем в школе, денег не хватало. Супруг в это время возил мелкий товар из Челябинска, а Елена после уроков ходила на базарчик около дома и торговала. Потом был декрет и решение: больше не возвращаться в школу и заняться своим делом.

– Мне нравилось заниматься косметикой, парфюмерией. Тогда большого ассортимента ведь не было, а спрос рос, – вспоминает Елена. – Мы стали ездить закупаться в Москву, Екатеринбург, потом открыли торговые точки в 15-м и 25-м магазинах. Они в то время полупустые стояли, и там продавали только продукты.

Когда торговля пошла, темп жизни кардинально поменялся: поездки в Россию по два-три раза в неделю, работа без выходных и особенно высокий наплыв покупателей на праздники. Наурыз, 8 Марта? На отдых нет времени. Вознаграждением за труды стала покупка своего помещения под торговый дом. Случилось это в 2003 году. После ремонта пустая и заброшенная «коробка» в 9 микрорайоне превратилась в первый ТД «Азия».

– Кто название придумал? – интересуемся мы у нашей героини.

– Мы с мужем были тогда в поездке и обсуждали это. Он говорил: надо что-то вроде ТД «Южный». Точка как раз в южной части города будет находиться. Потом еще какие-то длинные названия предлагал. Я подумала, что надо лаконично, коротко, всеобъемлюще и как-то по-нашему. Предложила «Азия». Супруг сразу согласился, говорит: «Да! Всего четыре буквы, вывеска недорого стоить будет!» – смеется предпринимательница.

Немного позже, когда миновали 90-е, и настали более стабильные нулевые, на местный рынок пришли оптовики. Собственно торговля перестала быть чем-то уникальным. Тогда назрел вопрос о том, что для удержания на плаву нужно запускать производство, тем более что есть свои помещения. Но какое? Определиться помог случай: в одну из точек в ТД привозили продукты, в том числе и хлеб. Остывший, временами черствый, не самого лучшего качества. Так через время в ТД «Азия» открылась своя пекарня.

– К нам из Германии приезжали специалисты, чаще всего пенсионеры, и делились опытом, – отмечает Елена. – Были такие фонды помощи предпринимателям, когда на производства приезжали сеньоры-наставники и делились своим опытом.

Заручившись поддержкой более опытных коллег и всемогущего интернета, Елена развила пекарню, затем появились кондитерская и кулинария. Они занимают порядка 50% всей площади ТД, остальные помещения сдаются в аренду.

Сегодня ТД «Азия» ассоциируется, прежде всего, с вкусной и свежей продукцией. 90% костанайцев, которые приходят сюда, идут именно за выпечкой или тортами.

Благодаря тому, что покупатели оценили старания предпринимателей, появилась возможность расширяться: в 2005 году начал строиться ТД по ул. Алтынсарина, в 2013 году появился ТД по ул. Чернышевского, а в 2019 году – в районе Складской. Последнее приобретение супругов Мамедовых – старый магазин «Экспресс» по ул. Майлина, который после капитального ремонта стал «Азией-Экспресс».

– Здание продавал банк, потому что должник не смог погасить задолженность, – рассказывает бизнесвумен. – Изначально я была против его покупки, потому что здание очень старое, проще было новое построить, чем отсюда все вывезти. Но супруг настоял, сказав, что место хорошее, нарабатывать покупателей не придется. Так и вышло. Но мы очень много вложили в ремонт, обновили даже коммуникации, которые должен делать город, а не частник.

Кто его назвал социальным?

В каждом бизнесе есть свои подводные камни. Они были всегда, но с началом пандемии выросли вдвое. Кто бы мог подумать, что формовой хлеб сегодня выпекать станет невыгодно? Именно его назвали социальным, однако все расходы по обеспечению этим продуктом населения легли на плечи предпринимателей, а не государства.

– Заниматься выпечкой традиционного формового хлеба нерентабельно, потому что бизнес без всяких дотаций заставляют держать низкую цену. Зачем оно мне, если я ухожу в минус? – задается вопросом Елена. – Естественно, я начинаю сокращать объемы. Лучше сделаю упор на другую выпечку, которая принесет мне прибыль. Если раньше мы выпекали три тысячи булок в день, то сегодня снизили их количество втрое.

В целом пандемия ударила по вкусному бизнесу. В докарантинное время, подчеркивает предпринимательница, сотрудник мог отработать 15-20 смен в месяц, сейчас их количество еле доходит до 10. Ситуация такова, что затраты пекарни покрывает кондитерская.

Но, несмотря на все трудности, обычный формовой хлеб все-таки остается одной из главных изюминок «Азии». Он всегда свежий и вкусный. Это многие знают и неизменно возвращаются за полюбившейся выпечкой и сдобой. Увидишь на прилавке хлеб, а там рядом булочка, пирожное, тортик, салатик… По этой причине, подчеркивает Елена, в рекламу она особо не вкладывается. Когда продукт действительно стоящий, люди сами начинают делиться этим.

– Мы работаем только на город, но к нам приезжает много владельцев магазинчиков из районов, – добавляет наша героиня. – В селах с хлебом беда. Местные пекарни закрывают, потому что они нерентабельные.

Помимо хлеба, «Азия» славится своими тортами. На прилавке можно увидеть стандартное их оформление, но на заказ кондитеры могут сделать все что угодно. Как говорится, на каждый товар свой ценник и покупатель. Кстати, точно так же Елена думает и о конкурентах. Есть те, кто навсегда отдал свое сердце «Элите», а кто-то предан только «Азии».

– После вас на ул. Алтынсарина открылась пекарня «Багета». Это как-то отразилось на вашей работе?

– Нет, хотя некоторые наши сотрудники ушли туда работать. Покупатели у нас, бывало, спрашивали, почему мы не печем такой же дорогой хлеб, как у них? Но у нас на него не было спроса, поэтому мы остались верны своей политике. Сейчас «Багета» продается, и мне предлагали ее купить, но я отказалась, потому что строю магазины со своей историей. Исключение –«Азия-Экспресс». Да и наш ТД находится совсем рядом.

Особенное чутье

Многие говорят, что Елена Мамедова им обладает. Ей хватает одного взгляда, чтобы понять – вкусный торт или нет. Новенькие кондитеры этому удивляются, старички уже привыкли.

– Я всегда любила готовить. Со времен школы, когда нам преподавали домоводство, научилась делать выпечку. С тех пор каждый день пекла, – вспоминает наша героиня. – Когда мы только открыли пекарню, нам хотелось расширить ассортимент. Тогда мы начали пробовать новинки. До сих пор по две единицы в месяц вводим. Готовим, вместе пробуем, ищем варианты. То, что надоело покупателям, убираем, потом возвращаем.

Елена уже 28 лет в бизнесе. И до сих пор ей бывает тяжело и страшно. После открытия каждого нового ТД думает: все, это был последний. Однако через время хочется новых просторов для работы…

– Я считаю, что нужно до 40 лет много работать, пока душа горит, пока молодой, сильный, все интересно. Всегда должен быть рост, но порой необходимо остановиться, чтобы подумать.

Такую «паузу» предпринимательница уже взяла и сейчас разрабатывает план по выходу на столичный рынок. Конечно, там и своего продукта достаточно, но разве торты от «Азии» не найдут своего покупателя?

– Мне сначала эта идея показалась сложной. Но друзья сказали: «ДЕП» возит даже в Россию, а кто тебе не дает? Нужно лишь нанять машину с рефрижераторами, оборудовать камеру шоковой заморозки и вперед. Эта технология позволяет сохранить продукт свежим и не терять своих свойств. Сейчас я уже рассматриваю варианты покупки оборудования, – делится задумками бизнесвумен.

Еще в планах – открыть кафетерии, чтобы отведать булочку или салат можно было на месте, сразу в «Азии». Такое местечко уже есть в ТД на Складской. Кстати, уютное. Оформление Елена продумывала вместе с дизайнером. Стену там украшают гипсовые слепки посуды и столовых приборов владелицы. Эдакий кусочек своей кухни в «Азии».

Пандемический кризис планы с оборудованием места для гостей пока отодвинул, но солнце из-за туч выглянет обязательно, уверена наша героиня.

Татьяна НАЗАРУК
Фото из архива Елены МАМЕДОВОЙ

и Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77