ЖКХ Наш город

Нужны ли контролеры в костанайских автобусах?

Об этом мы поговорили с перевозчиками, водителями, горожанами, отделом ЖКХ, представителями полиции, проанализировали опыт других городов.

ПРОИЗВОДИТЬ КОНТРОЛЬ

В «Словаре иностранных слов русского языка» отмечено, что слово контролер заимствовано из французского – controler, означает «производить контроль», «проверять».

По информации из интернета, профессия появилась в XIX веке во время массового появления конных экипажей и первых электрических трамваев.

Но в 1958 году, когда открылись билетные кассы, кондукторы перестали быть столь востребованными. Появились даже лозунги по типу: «Совесть – лучший контролер!»

Тем не менее во многих странах мира подобная практика сохраняется и по сей день, несмотря на переход к электронной форме оплаты в виде валидаторов и QR-кодов.

К примеру, в Екатеринбурге этим летом, как писали СМИ, кондукторы остались работать, правда, только в трамвае. В Актау, в сентябре, горожане потребовали вернуть кондукторов в те автобусы, где их нет. Отмечено, что водителям установили планшеты, чтобы фиксировать проезд. Но следить за тем, заплатил ли пассажир, планируют возложить на контрольно-ревизионную службу.
Опыт столицы и вовсе показывает, что контролеры в общественном транспорте необходимы. В Астане водители не следят за оплатой, их задача ехать по маршруту. Пассажиры оплачивают проезд самостоятельно, а обязанность следить, чтобы не было «зайцев», полностью возложена на контролеров.

Профессор КРУ им. Ахмет Байтурсынұлы, историк Айбек Шалгимбеков поделился с «НК», как он раньше часто ездил по маршруту №32 из Затобольска (г. Тобыл).

– И когда школьником был, и в студенчестве кондукторы были, – рассказал собеседник. – Я помню до сих пор тетю Катю. Это нелегкая работа… Ведь главная проблема – переполненность транспорта. Нужно пробираться через толпу, а пассажиры же разные. Кто-то не хотел платить – нужно было показать характер и стойкость, требовать плату. С 6 утра до 12 ночи трудились, да еще и зарплата была невысокой. В современное время у нас и в других странах работу облегчают валидаторы. Но когда в один момент сократили кондукторов, пришлось нелегко водителям. Ведь стало важным не только следить за дорогой, но и принимать плату за проезд.

В КОСТАНАЕ

Заведующий сектором отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Нурдаулет Бейсенов отметил, что появление контролеров в городе – это сопутствующий элемент с момента введения новой системы платы за проезд в общественном транспорте.

– Они проверяют наличие электронного билета, следят за системой, валидаторами, катушками. У сотрудников имеется видеожетон, как у полиции. Во время своей работы они ведут запись, – пояснил Бейсенов. – Я думаю, что это правильно, ведь после появления валидаторов водителей тем самым разгрузили.

При этом в отделе ЖКХ сообщили, что безбилетников выявляют не так часто.

– Особенно их число уменьшилось с прошлого года, когда пассажиры начали заходить в переднюю дверь и сразу оплачивать проезд, – рассказал Нурдаулет Бейсенов. – Если, конечно, будет замечен рост количества безбилетников, то мы, наверное, задумаемся об увеличении проверяющих, но пока сотрудников достаточно.

Сколько всего таких специалистов, как часто они выходят на проверки и по какой схеме работают, в ТОО AlemPay(сотрудники именно этой компании являются контролерами) так и не ответили, хотя редакция направила компании официальный запрос.

А вот статистику по безбилетникам предоставили в департаменте полиции.

– В 2023-м было 6 человек, 2024-м – 14, в текущем – 26, – отметили в ведомстве. – Согласно статье 622 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», уклонение от оплаты проезда в общественном городском и пригородном транспорте влечет штраф в размере 2 МРП (7864 тенге).

Встречаются и иные нарушители.

– К примеру, 16 человек привлекли к административной ответственности за уклонение от оплаты проезда, трех в нетрезвом состоянии поместили в медвытрезвитель, для восьми пассажиров провели профилактические беседы, а двое ушли до прибытия полиции, – пояснили в ДП.

МНЕНИЕ ПАССАЖИРОВ

Узнать, нужны ли контролеры в костанайской общественном транспорте, мы решили у самих пассажиров.

На остановке возле железнодорожного вокзала спросили у ожидавших автобус, часто ли они сталкиваются с работой контролеров.

– Я постоянно езжу, в частности на 24, 2, 11, и кондукторов встречаю в основном днем на каждом из этих маршрутов, – сказала Майра. – Контролеры нужны. Это и рабочие места, и порядок в общественном транспорте. При мне ситуаций с неоплатой не случалось. Я заметила, что если у контролера есть время, он даже показывает пассажирам, как пользоваться приложением, чтобы пополнить проездную карту. Если нужен билет, водители сами предупреждают об этом.

Костанаец Александр ответил, что ездит в автобусе редко, но контролеров встречает каждый раз.

– Думаю, они нужны городу, – отметил он.

Водитель маршрута №24 Сергей Кравченко уверяет, что контролеры обычно заходят в дневное время, когда меньше народу.

– Это всегда разные люди, – сообщил Кравченко. – Смотрят валидатор и билеты. Нам не мешают, наоборот, хорошо, что они есть. Если люди не оплачивают, то на валидаторе мы видим, что оплата не прошла. Тогда возвращаем человека, просим оплатить, сообщаем об этом контролерам.

МНЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКА

Чтобы выяснить, как к работе контролеров относятся перевозчики, мы обратились к Виктору Мущинскому, директору ТОО «Жарык-Жол-1», которое обслуживает маршруты №24, 27, 107 и 114.

– Водители видят на валидаторе, что зашли, к примеру, 8 человек, а из них оплатили всего двое. Люди находят, как обмануть. Чтобы пресекать такие попытки, выявлять безбилетников, необходимы контролеры. Водитель не может сам за всем уследить, в его задачи не входит контроль всего процесса оплаты, – отметил директор ТОО. – Контролеры существенно облегчают работу. Если раньше, при более коротком интервале, людей в салоне было меньше, то сейчас особенно в часы пик водителю уследить за всеми нелегко. Я считаю, что необходимо даже увеличить число сотрудников-контролеров.

Перевозчик заметил, что современная платежная система в сравнении с предыдущей стала лучше.

– Единственное, хотелось бы попросить горожан требовать проездной билет у водителя после оплаты за наличный расчет, – уточнил Мущинский.

Несмотря на то, что нам не удалось поговорить с компанией, которая предоставляет городу услуги контролеров, мы выяснили, что их работа важна. Они необходимы, помогают водителю. Но, как показывает опыт, их количество должно быть больше. Тогда и водители будут меньше отвлекаться, следовательно безопасность пассажирских перевозок повысится.

Яна ГАРЬКУША,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77