Костанай и костанайцы Социум

О работе, семейных ценностях и ответственности перед обществом говорим с директором «Костанай-Су»

Казбек Шалабаев – руководитель одного из основных градообразующих предприятий Костаная, от которого зависит комфортная жизнь горожан. Он пришел в горводоканал простым водителем, а вырос до директора. Хоть и не стал известным спортсменом, как мечтал, но в свои 62 года в хорошей физической форме.

Как занимать ответственную должность и не потерять себя – читайте в нашем интервью.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

– Казбек Васильевич, говорят, что мы – это то, что в нас заложено семьей. В вашей жизни так?

– Семья, наверное, не только для меня, но и для всех имеет особое значение. Это истоки, начало жизни. Сначала ты общаешься с родителями, потом появляются братья, когда выходишь на улицу – возникает новое общение, знакомство. Отец и для меня, и для всех в семье – это личность, мы до последнего разговаривали с ним на «Вы», только папа, «Вы»…

– Знаю, что у вас многодетная семья: три брата и три сестры. Родителям надо было всех обуть, накормить, вам было сложно в детстве?

– Мы чувствовали, что у нас излишеств не было. Один костюм на выход, одна рубашка, если что-то порвал или потерял – это уже трагедия. Отец один работал, хорошо, что еще дед помогал. По тем временам его можно было назвать бизнесменом. Он из России привозил лошадей, продавал – это было подспорьем для семьи. А когда уже перестал этим заниматься, на одну отцовскую зарплату было нелегко жить, поэтому я сразу и не смог поступить в институт. Папа сказал: «Я трех студентов не потяну». У меня как раз тогда одна сестра училась в Петропавловске, вторая – в Кокшетау. А я, так как вырос в деревне, боялся города и не мог поехать один, чтобы и учиться, и работать.

– Вы упомянули значение деда в вашей семье. А откуда у отца такое необычное для казаха имя – Василий?

– Эта история давняя. Отец родился в России в 1934 году. Дед вплоть до 1960 года кочевал с родными по России: Свердловская, Тюменская, Омская, Курганская области – везде они пожили. И вот как-то получилось, что отца там все звали Василием, хотя его настоящее имя – Махсут Омержан-улы. Спустя годы наша кочевая семья вернулась в Урицкий, ныне Сарыкольский район, в село Веселый Подол.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

– И все же, спустя время, вы покинули село и уехали в город.

– Да, но в этом большая заслуга моей жены (смеется). Я после школы хотел поступить в Троицкий ветеринарный институт – не получилось, после армии – на местный агрофак. Опять не вышло. Потом женился, и благодаря супруге мы переехали в город. Она педагог и попала в наше село по распределению. Но постоянно говорила, что надо ехать в город. Я был приземленный, никуда уезжать не хотел, но согласился с ней. Первое время было нелегко: землянку снимали, дочка росла, а я поступил заочно на мехфак и закончил его.

– Когда в вашу жизнь пришел горводоканал?

– Практически сразу после переезда, когда учился на втором курсе. В то время предприятием руководил Владимир Ваганович Азевич, мы до сих пор с ним общаемся. Так вот, в 1986 году я устроился в горводоканал водителем, а спустя два года пришел к директору и говорю: «Я еще учусь в институте, но готов попробовать себя механиком». В то время как раз увольнялся главный механик. У меня только спросили: «Потянешь?». Я подумал про себя: если скажу, что не потяну, мне откажут. А вслух сказал: «Что не попробовать!». Так все и завертелось, а с Владимиром Вагановичем до сих пор дружим. Недавно приглашал его на открытие нового водоочистного сооружения – пришел, приятно было обоим.

– Сейчас, по прошествии лет, не жалеете, что так и не попали в сельское хозяйство, а остались в коммунальной сфере?

– Вообще не жалею. Столько за это время всего случилось. Мне было 23 года, когда я пришел в водоканал – от водителя до директора дошел. Остался год до пенсии, я доволен. И уходил, и возвращался, но все еще здесь.

– Сложно быть коммунальщиком?

– Для меня сейчас нет. Все с годами приходит. Еще в 30–35 лет вопросы возникали, переживал, не спал, когда аварии случались, а сейчас опыт срабатывает. Если крупные порывы – главное людей по точкам расставить и понимать, сколько времени на восстановление потребуется – сутки, двое, трое… Руководитель должен быть профессионалом. А сейчас тенденция: молодых назначают на высокие должности, но я уверен – он должен поработать перед этим и на нижестоящей позиции, чтобы разбираться в вопросе. Не обязательно начинать с тракториста или водителя, но общее понимание специализации должно быть. Например, меня приглашали в акимат заместителем акима. Я поработал три месяца и сказал: «Это не мое. Я не смогу». Аким думал, что я втянусь. Но чтобы быть чиновником, надо тоже сначала поработать, понять процессы! Я за то, чтобы обсуждать и договариваться по любому вопросу, находить золотую середину. А есть такие – им дали команду, они спустили до самого низа, и последний работает. Никто не разбирается, правильно это или нет! Но я за то, чтобы обсуждать каждое решение, чтобы все высказали свое мнение.

ПРЕДПРИЯТИЕ С ИМЕНЕМ

– На сегодняшний день «Костанай-Су» какую нишу занимает в жизнедеятельности Костаная?

– Оно и так градообразующее, но последнее время набирает еще большую силу. Работаем стабильно, есть костяк специалистов, обновилась техника, меняется оборудование. Я хочу наш «сарай», как я называю нашу контору, на следующий год освежить и сделать презентабельным. Пусть это и не самое внешне видимое здание, но фасад администрации должен выглядеть хорошо.

– Раньше вы говорили, что настроение в коллективе от первого руководителя зависит. А у вас какой микроклимат?

– Хорошая, добрая атмосфера. Сложно с поиском специалистов высокого уровня. Или нам такие не попадаются, или наша зарплата их не устраивает. Думающих мастеров можно пересчитать по пальцам. Но работаем над этим.

– А с населением как складываются отношения? Жалоб много на вашу работу?

– Ой, всякое бывает. Вот очередная жалоба прямо под вашим диктофоном лежит. Уйдете – буду разбираться. Бывает, хочешь дать пораньше воду после аварии на сетях, люди работают всю ночь, а жители звонят в акимат и жалуются, что трактор тарахтит, им спать мешает. Разбираемся, доказываем свою правоту. А вообще я своим так говорю: «Если все хорошо и правильно, человек не будет жаловаться». Если есть критика – значит что-то сделали не так. Разбираемся, решаем, наказываем своих, если есть вина. Это работа…

– Вода – это золото, говорят некоторые, а мы ее бывает так бездумно расходуем…

– Вы правы. Сейчас все твердят, что надо ставить оборотное водоснабжение. Например, автомойка – помыли на ней, почистили, фракции убрали, утилизировали, а хорошей водой можно дальше пользоваться. Если раньше тратили 10 литров, то при оборотном водоснабжении – 7–8 литров. Надо беречь воду. Во многих странах с ней проблемы, а у нас она льется рекой. Каждый должен задуматься. Раньше я открывал воду, чистил зубы – вода текла, а сейчас так не могу. Пока не почищу зубы, воду не включаю. Это элементарная экономия: ресурсы надо беречь и не расходовать понапрасну.

– Мы живем уже в новом – 2026 году. С какими результатами закончили 2025-й?

– И прошлый год хорошо закончили, и планы на новый есть. Но они всегда немного меняются. Сейчас у нас имеется 5–6 ПСД на всякий случай, но понимаем, что они актуальны не более 3 лет, потом придется переделывать – а это опять деньги. Стараемся балансировать. С подрядчиками тоже бывают проблемы – решаем. В общем, жизнь продолжается…

Инна ПЕДАН, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77