Сегодня здесь рассматривали иск облздрава в отношении Костанайской городской больницы. Третьим лицом выступал Дамир Балгужин, который ранее «отвоевал» свое кресло у УЗАКО, пишет ИА «ТоболИнфо».
Напомним, летом этого года с иском к управлению здравоохранения Костанайской области обратился 32-летний Дамир Балгужин. Молодой человек не побоялся идти против системы, отстаивая свое право возглавить городскую больницу.
В учреждении он проработал около трех лет. Когда появилось объявление о конкурсе на вакантную должность руководителя Костанайской городской больницы, он решил попробовать свои силы. После многочисленных процедур, 7 декабря 2023 года, большинством голосов членов Наблюдательного совета Балгужин был избран главврачом горбольницы. Но, чтобы занять должность, ему пришлось пройти, как говорится, семь кругов ада.
Сначала он обратился в Костанайский городской суд, где ему отказали в удовлетворении иска. Юристы Балгужина считают, что на судью было оказано давление, так как ее прямо перед выненсением решения вызывали в областной суд.
Затем Балгужин подал апелляционную жалобу. Коллегия по гражданским делам Костанайского облсуда решение первой инстанции изменила. 21 октября Дамир Балгужин был все-таки был назначен главврачом городской больницы.
Областное управление здравоохранения на этом решило не завершать судебные споры. Теперь иск рассматривают в Специализированном межрайонном экономическом суде. Ответчиком выступает горбольница. Третьим лицом Балгужин и его представители — Жаслан Байбазаров и Валентина Атаман-Лата.
У корреспондента ИА «ТоболИнфо» во время процесса возникло дежавю. Представители управления здравоохранения говорили о том, что у Дамира Балгужина не было сертификата менеджера здравоохранения, поэтому он не имел права занимать руководящую должность. Мол, решение Наблюдательного совета является незаконным. К тому же, один из членов совета по собственному желанию в августе 2023-го был уволен из облздрава, а значит, не мог голосовать.
— Об этом он уведомил Наблюдательный совет в устной форме, — сказал представитель УЗАКО.
— Каким образом Наблюдательный совет, не имея документов, может достоверно знать, работает человек или нет? — уточнил юрист Жаслан Байбазаров. — Зачем тогда вносите приказ 15 декабря 2023 года о выводе этого человека из состава Наблюдательного совета, если, по вашему мнению, устного сообщения достаточно?
Четкого ответа от представителя истца ни на один вопрос не последовало. Судья Гульжаухар Жараспаева этим возмутилась.
— Вы представляете учреждение, поэтому должны владеть информацией и знать ответы на вопросы, возникающие в ходе судебного заседания, — заметила она.
— Если вы сами изменили приказ о составе Наблюдательного совета только в декабре, когда уже прошел конкурс о выборе кандидатуры руководителя горбольницы, какие у вас претензии могут быть к совету и Балгужину? Вы пытаетесь переложить свою некомпетентность на других? Так получается? — негодовал Байбазаров.
В ходе заседания было уточнено, что объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя горбольницы 7 декабря было размещено на сайте управления здравоохранения.
— Получается, руководитель облздрава Данияр Джандаев знал об этом и не обеспечил легитимный состав Наблюдательного совета. Объясните его позицию, — попросил представитель третьего лица Байбазаров.
Он также выразил свое мнение, что управление здравоохранения направляет иски в суд с попыткой не допустить выяснения причин огромной кредиторской задолженности Костанайской горбольницы.
В суде также стало известно, что трудовой договор с Дамиром Балгужиным расторгнут. В беседе с корреспондентом «ТИ» он отметил, что систему не сломать… Поэтому он принял решение уйти по собственному желанию.
Судья поинтересовалась: какие требования остались у облздрава? Смысл оспаривать протокол Наблюдательного совета, если человек покинул должность?
— Вы являетесь истцами, а предмета спора нет, — подчеркнула Жараспаева.
В свою очередь представитель ответчика — горбольницы — поддержал иск облздрава.
Юрист Жаслан Байбазаров настаивал на том, что иск не подлежит удовлетворению.
— Во-первых, помимо высшего образования у Балгужина имеется диплом бакалавра по специальности «Менеджер здравоохранения». Это соответствует требованиям приказа министра здравоохранения за номером 305. Нелогичность и непоследовательность УЗАКО вызвано неуемным желанием во что бы то ни стало, даже путем выдумывания повода, не дать Балгужину остаться руководителем горбольницы. Это угроза для раскрытия тайны увеличения и бурного роста долгов почти в два раза менее чем за год, — говорит Байбазаров. — Балгужин проработал главврачом горбольницы два месяца, с утра до вечера решая внутренние организационные проблемы, взаимодействуя при этом с прокуратурой. Надзорный орган сейчас проводит проверку. За короткое время Балгужину удалось выяснить о дичайшей кредиторской задолженности, приближающейся к миллиарду тенге. Имеющийся документ указывал на неэффективное и необоснованное расходование бюджета больницы, формирующегося в основном за счет бюджетных средств. Ярким примером может служить зарплата одного врача-миллионера, работающего в горбольнице по совместительству и получавшего 5 млн тенге в месяц. Документы, найденные Балгужиным, свидетельствуют о том, что с 2021 года, когда был заключен договор с врачом, фамилию не будем называть, он получал зарплату в размере 7 млн тенге, в некоторые периоды цифры увеличивались до 10-11 млн тенге в месяц. Такая практика существовала на протяжении трех лет, пока Балгужин впервые не предал огласке эту информацию в суде при оспаривании незаконного отказа принять его на должность. Именно руководством управления здравоохранения допускались и поощрялись выплаты избранному врачу, которые в разы превышают зарплату Президента РК, министра здравоохранения и акима Костанайской области. За три года врачу-миллионеру только в горбольнице перечислено около 161 млн тенге.
Байбазаров акцентирует внимание на том, что снизилась зарплата избранного врача до 500 тысяч тенге только после того, как миллионные выплаты стали известны общественности.
— Облздрав преподнес это как эффективную меру по снижению кредиторской задолженности путем уменьшения зарплат врачей горбольницы. Но фактически это больше похоже на приведение в соответствие зарплаты одного врача, — продолжает юрист Жаслан Байбазаров. — Второй пример возможного неэффективного расходования средств — заключение в начале 2024 года договора о госзакупках на 63 млн тенге по ремонту кислородной системы. Договор был заключен с одной из частных организаций Алматы из одного источника. Однако на портале государственных закупок это нигде не отражено. А деньги оплачены в полном объеме. Это вызывает вопросы.
Байбазаров утверждает, что этот процесс как лакмусовая бумажка показывает нежелание руководства УЗАКО допустить людей, которые могут найти причины нарушения законодательства и принять меры для того, чтобы эти нарушения устранить.
— Для УЗАКО важно доказать и сделать так, чтобы «Балгужиных» не было на должности главврачей, чтобы таких людей не ставили на посты руководителей. Мы надеемся, что будет проведена проверка и все точки будут расставлены. Общество узнает, как работает система здравоохранения на самом деле и почему долги растут, почему люди не получают необходимой квалифицированной медпомощи, — заключил Байбазаров.
В иске представитель третьего лица просил отказать.
Для разъяснения ситуации с миллионной зарплатой слово взял ответчик (представитель горбольницы):
— Относительно врача-миллионера… Он единственный в области специалист, работающий на оборудовании, на котором больше никто не может. Более того, больница существует за свой счет, мы ничего не имеем из бюджета. Исключение: капитальный ремонт и покупка дорогостоящего оборудования.
Следующее заседание назначено на 17 декабря.
Валерия ВАХНЕНКО, фото автора
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77