Именно благодаря песне «Самый, самый» квартет из числа участниц «Фабрики-3» в середине нулевых прославился не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Композиция продержалась рекордные 32 недели в хит-параде «Русского радио», получив свой заслуженный «Золотой граммофон»
До сих пор этот хит, которому на следующий год исполнится уже 20 лет, остается визитной карточкой «Тутси». К слову, группа недавно воссоединилась и дала интервью Яне Чуриковой. Именно в этой беседе прозвучало, что композитором популярной песни является костанаец Александр Кнауэр. Как оказалось, сейчас музыкант живет в Германии – в Дортмунде, где мы его, собственно, и отыскали. При этом найти о нем что-то на просторах интернета оказалось просто невозможно.
– Все потому, что я никогда не давал интервью, и вообще не очень публичный человек, – сразу же признался наш земляк. – Я эдакий серый кардинал (смеется). А если серьезно, то, конечно, мечтал добиться определенной славы и высот в творчестве и считаю, что достиг их. Яркий тому пример – хиты, которые я написал в соавторстве со своими коллегами, артисты, с кем довелось пересечься на музыкальном пути и с кем продолжаю работать до сих пор, организуя для них гастроли уже в качестве продюсера на различных концертных площадках в Германии.
РОДИНА, ЛАБУХИ И «ЗОДЧИЕ»
В этом году Александру исполнилось 55 лет, 23 года из которых прошли в Кустанае.
– Сначала мы с родителями жили в районе «Клуб строителей», потом на КСК и затем в 8 микрорайоне, – рассказывает Александр. – В 1991 году, когда началось активное переселение этнических немцев из Казахстана в Германию, а мои бабушки и дедушка оказались здесь в 40-е годы, подвергшись депортации, родные тоже решили переехать на историческую родину. С тех пор я в родном городе больше и не был. Не потому что не тянуло или не получалось прилететь: как-то так случилось, что все родные переехали на ПМЖ в Германию, да и мои самые близкие друзья-музыканты уехали – кто в Санкт-Петербург, кто в Москву. Но о Кустанае, а именно в таком написании я его и запомнил, остались самые теплые воспоминания, ведь именно здесь произошло мое становление как музыканта.
Началось все с того, что папа нашего героя прекрасно играл на аккордеоне, влюбив в него и маленького Сашу.
– Когда исполнилось 10 лет, меня отвели в музыкальную школу. Вот только оказалось, что я еле выглядываю из-за аккордеона, – смеется собеседник. – Поэтому решено было отдать меня на класс баяна. Уже после школы я окончил Кустанайское культпросветучилище, между прочим, по классу балалайки. Начал работать в областной филармонии, в биг-бэнде под руководством Александра Евсюкова. Я был бас-гитаристом, на клавишах – Геннадий Стаканов, на барабанах – Игорь Потехин. Его уже, к сожалению, нет в живых. Игорь был барабанщиком от бога!
Параллельно с джазом Александр играл еще и в оркестре русских народных инструментов, дирижером которого являлся Анатолий Заруба.
– В это же время я влился в группу «Зодчие», которая базировалась в ДК «Текстильщик». В ее составе были Вася Погорелов, Миша Калиев, Андрей… Ох, за давностью лет забыл фамилию. Так вот, мы друг друга в шутку называли «лабухи». На сленге музыкантов «лабать» означало «играть на гитаре». Тогда не было такого понимания, как дискотека, были танцы и именно на них мы и выступали. Исполняли популярные в то время песни Александра Барыкина, Владимира Кузьмина, Андрея Макаревича и собственные, авторские. Затем я решил организовать свой коллектив, куда позвал Александра Мойзера, Павла Кашина и Виктора Бондарюка, который остается моим самым близким другом по сей день. Мы тогда начали играть только набирающую популярность попсу, это было в Центральном парке культуры и отдыха, и даже пару раз выступали на Дне города. Помню, перед первым нашим выходом на сцену, ведущий концерта Вячеслав Авдеев поинтересовался, как нас представить. Витя тут же выдал: «А назови нас группа «Джавахарлал Неру!» Вот так и началась наша карьера!
… FEAT «RAMMSTEIN»
В воздухе витал ветер перемен, и молодым амбициозным музыкантам хотелось бОльших широт для своего творчества, которому уже было мало места в родном, но таком маленьком и размеренном по своему темпу жизни Кустанае. В 1988 году квартет уехал в Ленинград.
– Мы хотели развиваться, расти, поэтому и приняли такое решение, которое для каждого из нас стало судьбоносным. Но путь к высотам начали с того, что стали зарабатывать себе на жизнь в метро, уличных переходах. И могу с уверенностью сказать, что наша «кустанайская четверка» одной из первых привнесла уличную музыку в северную столицу России. Конечно, нас гоняла милиция, а мы убегали (смеется), но, несмотря на это, хорошо зарабатывали и даже купили в Питере коммунальную квартиру, где жили, писали музыку и сочиняли песни. Потом отправились в Одессу, где тоже успешно работали.
Александр улыбается, вспоминая те годы. Говорит, что их, исполняющих поп-музыку, коллеги-рокеры называли не иначе как «попсовики позорные».
– Вернувшись в Питер, Витя Бондарюк создал группу «Русский размер», которая стала невероятно популярной в 90-е. В ней пел известный Профессор Лебединский, – рассказывает Александр. – Вместе с ними мы записали много песен. Но в какой-то момент я все же решил уехать в Дортмунд и создал группу «Lemon», существующую и поныне. За это время мы выпустили шесть альбомов, объехали с гастролями всю Германию. «Lemon» – очень популярный проект здесь, и был одним из первых поп-коллективов, поющим на русском языке. В начале нулевых у меня появился еще один проект, в котором солировала певица Виктория Ферш, и вместе с которой мы записали песню «Moskau-Москва». А ее нам, в свою очередь, предложила исполнить легендарная группа «Rammstein». К слову, именно Вика является первой исполнительницей песен «Самый, самый» и «Со льдом», которая уже позже вошла в репертуар Юлии Михальчик. Вот только совместная работа с Викторией у нас как-то не заладилась, и я решил эти и другие песни отправить на диске Иосифу Пригожину и Максиму Фадееву. Поэтому можно сказать, что я не только соавтор песни «Самый, самый», но и ее продюсер.
«НЕДООЦЕНИЛ БИЛАНА!»
В те годы в России вовсю гремела «Фабрика звезд», набравшая невиданные по тем временам рейтинги. Аудитория жаждала новых хитов, поэтому песни Александра Кнауэра, творившего в соавторстве с Юрием Волевым, с непохожим тогда ни на что своим стилем и почерком, не остались незамеченными.
– Мне позвонил Фадеев и позвал в Москву, – продолжает наш герой. – Здесь мне очень сильно помогали Виктор Бондарюк, Алексей Лебединский. Но прожив полгода в Москве, я все же понял, что это не мое. Хотя с первыми песнями группы «Тутси» пришел и первый успех, и узнаваемость. «Самый, самый» вошла в традиционный телевизионный концерт «Песня года – 2005», где я уже был представлен как автор музыки. На записи того концерта впервые вживую увидел Аллу Пугачеву, познакомился со многими артистами, продюсерами, которые очень хотели со мной сотрудничать. Такое предложение мне, к примеру, поступило от Юрия Айзеншписа, раскручивающего на тот момент Дмитрия Билана. Но я почему-то тогда скептически отнесся к этому артисту, он только-только начинал, да и с самим Айзеншписом, имеющим за собой не очень кристальную репутацию, связываться не хотелось. Но это не умаляет его таланта как продюсера. Он ведь и с Виктором Цоем работал успешно. По истечении стольких лет сейчас думаю, что упустил свой шанс написать для Билана хит (смеется). Глупость молодости! Позже я написал для Юлии Савичевой песню «Юлия», по просьбе Виктора Дробыша сделал аранжировку одного из первых хитов Натальи Подольской песни «Поздно». Но жизнь в Москве, повторюсь, стала надоедать, да и мир шоу-бизнеса не так прост: в глаза тебе улыбаются, а за глаза… Вот я и вернулся домой. Продолжаю получать авторские с тех хитов. Сейчас уже меньше пишу и сочиняю, ушел с головой в продюсирование и организацию концертов различных артистов в Германии. Среди них Серега Бумер, Бьянка, группа «RASA», «Нэнси», «Мираж» МакSи́м, Томас Андерс и многие другие. Продвигаю всячески здесь и в Европе алматинскую группу Tanir & Tyomcha. Говоря о российских звездах, могу сказать одно – я антиполитичный. Прежде всего я работаю с людьми, и мне не важна их национальность, как и музыка не должна быть никак не связана с политикой.
«КАЖДЫЙ НАШЕЛ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ!»
Александр делится фотографиями со знаменитостями и рассказывает о жизни в Германии.
– Здесь у меня живет брат. Родителей, к сожалению, уже нет с нами. Когда только сюда приехал, конечно, были сложности с языком, но я его быстро выучил. Хотя, признаюсь честно, на немецком говорю только с соседом. С остальными на русском, все-таки этот язык для меня роднее, – говорит Александр. – Возвращаясь к музыке. Сейчас в моем коллективе работает сын Вити Бондарюка – Никита. Он пошел по стопам отца, стал музыкантом, в нашей группе читает рэп на немецком. Горжусь безмерно своими друзьями, с которыми когда-то начинал играть. У всех сложилась творческая судьба, и каждый из нас нашел свою стезю. Мы всегда на связи друг с другом. Пользуясь случаем, передаю огромный привет родному Костанаю и поздравляю с прошедшим днем рождения!
Автор выражает благодарность за содействие при подготовке материала Александру Юрпалову.
Зульфия НАБИЕВА,
фото из архива
Александра КНАУЭРА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77