Правопорядок

Операторы начали предупреждать казахстанцев о звонках мошенников

Горожане все чаще стали замечать, что во время входящего вызова в телефоне появляется уведомление о спаме. Если раньше, ожидая звонка от курьера или, к примеру, службы такси, вы по ошибке могли ответить злоумышленнику, то на сегодняшний день эта проблема практически решена.

Это стало возможным благодаря новым технологиям. Если говорить языком обывателя, операторы создали единую базу, которая включает номера злоумышленников. Это могут быть контакты, которые пользователи часто сами блокируют или жалуются на них сотовым операторам, как на спам.

Также новые технологии помогают выявить роботизированные звонки, когда с вами говорит заранее записанный голос.

Казахстанские мобильные операторы Beeline, Tele2, Aсtiv и другие используют «Антиспам для звонков», который маркирует спамера, определяя источник нежелательного вызова, для фильтрации используются технологии big data.

Эту технологию по достоинству оценили наши читатели. К примеру, Алексею Данилову «Антиспам» помогает сберечь не только нервы, но и время.

– Я работаю в сфере продаж, поэтому часто приходится принимать звонки с незнакомых номеров, с этим часто были проблемы. Думал, что мне перезванивают клиенты после пропущенных вызовов, а по итогу оказывается это «полковник полиции» или «служба безопасности банка», одним словом, мошенники. Но недавно операторы меня приятно удивили: при звонке стала появляться надпись «Подозрение на спам». Сначала я еще принимал входящие с таких номеров, но каждый раз убеждался, что это недоброжелатели. Так что такие уведомления сильно облегчили мне жизнь, – рассказал предприниматель Алексей Данилов.

Любые новые технологии требуют дополнительного изучения и доработки. Так, не всегда звонки мошенников маркируются как спам. Но каждый пользователь может помочь расширить базу с номерами злоумышленников.

Во-первых, удостоверившись, что вы говорите с нежелательным собеседником, завершайте вызов и заблокируйте номер телефона. Зайдите в «Недавние звонки», щелкните на нужный вам номер, нажмите «История» – вы перейдете в новое окно. Найдите в правом верхнем углу три точки, нажмите их и выберите вариант «Сообщить о спаме» или «Заблокировать». Готово.

Во-вторых, существуют платные мобильные приложения по типу Getcontact, они помогают узнать, как записан неизвестный номер у других пользователей. Если вы видите, что человек обозначен, как «Мошенник», то вы можете даже не брать трубку, а сразу блокировать. Но повторимся, такие программы платные.

В-третьих, если вам звонят с незнакомого номера, вы можете сбросить трубку и проверить этот номер в банковских  приложенииях через переводы. Если это реальный пользователь, а не мошенник, то у него, скорее всего, будет привязан номер к банку. Так вы сможете узнать имя, первую букву фамилии и как выглядит человек, если у него стоит аватарка.

Четвертый вариант похож на предыдущий. Сбросьте звонок и забейте неизвестный номер под любым именем, например, «Кто это» и проверьте этого человека через поиск в WhatsApp или Telegram. Если это реальный человек, а не мошенник, то номер будет зарегистрирован в одном из этих мессенджеров.

Кроме того, вы можете пожаловаться на мошенников в полицию.

– Для профилактики отделом Сyberpol департамента полиции по Костанайской области направлены письма о необходимости уведомления через приложения сотовых операторов о методах и способах телефонного мошенничества. Каждый третий случай регистрируется из-за телефонных аферистов. Они при звонке могут представиться сотрудником службы безопасности банка, оператором сотовой связи, Национального банка, правоохранительного органа, страховой компании. Под разными предлогами пытаются заполучить личные данные через СМС-коды от интернет-банкинга или установления приложения удаленного доступа, таких как AnyDesk HopToDesk и других cо знаком «Кенгуру». Просим жителей обращаться в полицию в том случае, если вам позвонили мошенники, мы будем реагировать и блокировать такие номера, – сообщили в пресс-службе департамента полиции по Костанайской области.

Но стоит отметить, что работа проведена только с казахстанскими операторами связи. Многие мошенники могут звонить из-за границы, с так называемых «облачных» номеров и постоянно менять их. Полностью расслабляться не стоит. Будьте бдительны!

Екатерина БАЙНЯШЕВА, карикатура из интернета


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77