Костанай и костанайцы

Основа пищевой цепочки и жизни

Если о земле не позаботиться сегодня, завтра можно остаться голодным

Нарушение системы агротехники привело к капитальному падению плодородия почвы.

Незнание и нереагирование на изменения в почвенном покрове – это безалаберность, дилетантство и бесхозяйственность. В этом уверен агроном-почвовед, кандидат сельскохозяйственных наук, автор ряда почвенных карт и научных трудов Владимир Скуридин. Сегодня он наш собеседник.

– В первую очередь мы должны понимать, что вся пищевая цепочка основывается на почве. На ней растут травы, сельскохозяйственные культуры, которыми питается скот. Молоко, мясо – все начинается оттуда. Изначально уровень нашей жизни – это почва, а почвы принадлежат государству.

– Вы участвовали в почвенных обследованиях в Костанайской области. И каковы результаты?

– Да, масса почвенных карт сделана мной. К примеру, в селе Буревестник (Наурзумский район) с его гигантской площадью в течение пяти лет проведена огромная работа, создана карта почв масштабом 1:50000, точность ее исключительная. Почвы здесь прекраснейшие, они дают невысокий, но весьма качественный урожай, с отличными свойствами.

Причем почвенные карты имеют способность терять свою актуальность и устаревать. Потому что почва – это живой организм. Так учил В.В. Докучаев, основатель почвоведения, утверждая, что почва – это особенное природное тело. Это не какая-то геологическая структура. Почва все время меняется – ухудшается, улучшается – и это необходимо отслеживать.

– Получается, один раз сделанная карта не может существовать вечно…

– Нет. Ее нужно изменять на основе новых исследований.

– Что отличает почву Костанайской области?

– У нас есть три зоны основных почв: черноземная – это северные районы области, немного южнее – темно-каштановая зона почв, и самые южные районы области – это каштановые почвы. Исходя из этого, сельхозпроизводители сеют то, что лучше приживается. Вы знаете, что наша пшеница имеет высокое качество и пользуется спросом во всем мире?

– Насколько важны данные ГИПРОЗЕМ для сельхозпредпринимателей, имеют ли право они ими пользоваться?

– Конечно, имеют право, и это очень важно, потому что если почва изменилась, нужно ее назвать по-другому. Естественно, что это должно влиять на суммы удержанных налогов.

– Как об этом узнают с\х предприниматели?

– У каждого из них есть, или по крайней мере должен быть, паспорт поля. В этом документе расписаны все характеристики почвы, что в ней есть, чего нет, она правильно названа и определена ее стоимость, с которой будет удерживаться налог. Движение земли идет постоянно, кто-то ее меняет, кто-то объединяет, кто-то продает, и по мере изменения собственности, меняются и данные в паспортах. Один экземпляр паспорта хранится в районе, один – у крестьянина, один – в архиве управления землепользования.

– Как часто происходят изменения в почве?

– Почва – это живой объект, который очень зависит от следующих факторов: осадков, температур, ветров, которые переносят с собой много чего. Мы знаем, что с Аральского моря ветер приносит в наш регион соли, они легко достигают нас. В почвах изменяется тип засоления, вдруг из хлоридного переходит на сульфатный, сульфатно-хлоридный. Откуда у нас сульфаты? Сульфаты – это соль с моря.

Какие последствия могут быть в засоленных почвах?

– Вот это уже интересно, на какую почву они попали. Некоторые почвы обладают свойством блокировать негативное воздействие солей, как бы закрывают их токсическое воздействие. Но это опять же от почвы зависит. Черноземы считаются самой лучшей землей, но и они у нас за последние 30 лет заметно деградировали.

– С чем это связано?

– С отсутствием нормальной системы агротехники. Кто во что горазд, тот так и работает. В советское время агротехника разрабатывалась на основе научных данных. А теперь в бизнесе существует одна цель – прибыль, никто не задумывается о здоровье земли. Совсем недавно мы видели сотни тысяч мелких сельхозников, «асфальтовые» их еще называют, у них даже агронома не было в штате, не говоря о специалистах, которые бы изучали плодородие земли. Все это привело к капитальному падению плодородия земли.

– А при посадке деревьев нужно учитывать тип почвы? Имею в виду наш областной центр. Какие деревья могут расти в Костанае?

– Костанай – это зона южного чернозема, но даже по районам приживаются разные деревья. Вот возьмем, к примеру, район КСК. Сколько раз там высаживали тополя – все погибли. На мой взгляд, в районе КСК хорошо будет приживаться клен. Но почему перед высадкой не приглашают специалистов, которые могут сделать съемку почвы и дать полезные советы, мне лично непонятно.

– Одна из наболевших тем – кронирование деревьев. Об этом рассуждают все кому не лень, домохозяйки, учителя, пенсионеры. А как вы считаете, кронирование деревьев это правильно и необходимо ли?

– С моей точки зрения – это вообще неправильно. Деревья в первую очередь являются ветроломами, и прошедшая недавно буря показала это. Если бы стояли неспиленные тополя, то таких последствий стихии не было бы. Тополь очень крепкий… Для того их и сажали когда-то.

Обрезать их нужно, а не кронировать. К тому же необходимо за ними ухаживать. У нас так называемое кронирование делают рабочие, не имеющие специализации. Кстати, слова кронирование нет ни в одном кодексе, ни в одном нормативно-правовом акте. Власти Костаная сами себе придумали этот термин. Нет нормального специалиста, который бы внятно выступил, определил, нужно ли делать эту обрезку. А пока что определяет бензопила вместе с нанятым для этих дел дядей Васей. А кто-нибудь из специалистов ему сказал, как правильно это делать? Какая-то методичка разработана? Какое воздействие будет дальше при ветровой нагрузке? А ведь деревья держат и ветер, и снег, и влагу в почве. Если человеку отрезать руки и ноги, он тоже поживет, конечно же, но недолго… Отдел ЖКХ решил, а кто там ботаник, есть у него научное заключение?

– Насколько я помню, раньше, чтобы что-то предпринять, подписывали кучу бумаг у специалистов, и они несли за это ответственность.

– Да. Раньше за то, что спилили дерево в Костанае, тебя могли затаскать… И сейчас нужно каждое дерево актировать. Какие-то определенные ветки можно обрезать, но делать это нужно очень аккуратно. Другая проблема – отсутствие питомников. Они нам очень нужны, но никто этим не занимается, и специалистов у нас по сути нет. А ведь когда-то в Костанае можно было купить какие угодно сорта сеянцев и саженцев.

– Как вы думаете, что упустило государство в вопросах почвы?

– Общий контроль упущен. Я думаю, это только потому, что мы боимся навредить малому и среднему бизнесу. Здесь явный перегиб в эту сторону. Земля все равно является государственной, люди ее арендуют. У арендатора одна цель – работать на этой почве, не особо задумываясь о ее содержании. На мой взгляд, в конечном итоге государство должно нести ответственность за то, чтобы не просто сохранить плодородие, но и улучшить его, приумножить качественный состав, но, к сожалению, мы больше наблюдаем деградацию. Никто за это не несет ответственность. Это неправильно, нужен контроль обязательно.

Может быть, это потому, что у нас не хватает специалистов, почвоведов. Нужно создавать консультативные центры с почвоведами. А почва – это самый главный ресурс.

– С чем вы связываете обмеление реки Тобол?

– Это ужасно. Тобол – река древняя, а все реки – они как люди, сначала молодые, потом зрелые, потом стареют. Одна из проблем реки Тобол – это бесконтрольный полив полей. Пораздавали земли вдоль реки неизвестно кому, и льют воду без всяких норм. Есть четкие агрономические нормы, сколько необходимо подавать воды. В свое время это учитывалось при помощи опломбированных счетчиков на насосах, а сейчас просто льют. Вот представьте, сколько от Рудного до Костаная стоит крестьянских хозяйств, которые понаставили насосы и выкачивают старательно воду из реки бессмысленно, а природе вред сумасшедший!

Попробуйте в Америке из реки Миссисипи бесконтрольно качать воду, там примут меры, вплоть до тюрьмы, несмотря на то, что вы предприниматель.

– Как можно остановить упадок качества почвы?

– Одно из главных упущений – это качество почвенных исследований. Потому что не осталось хороших специалистов, а те, кто есть, просто аккуратно переписывают материалы прошлых лет. Нужны кадры. Уже завтра посевная начнется, сезон высадки и посевов различных сельскохозяйственных культур, выгула на пастбища скота как крестьянских хозяйств, так и личных подворий. Платформой всего этого является почва. От ее качества зависит урожайность, плодородность и обилие природной растительности. И это необходимо учитывать сегодня, чтобы завтра не остаться голодным.

Асхат Нуртазин,
Александра Сергазинова
Фото Нуржана Смаилова


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77