Костанай и костанайцы

От Санкт-Петербурга до Ново-Тобольска

В прошлом году первому архитектору Тургайской области исполнилось 200 лет со дня рождения

Имя Морица Богдановича Вебеля мало известно широкому кругу костанайцев, а жаль. Это был талантливейший и образованнейший человек своего времени, современник Пушкина и Менделеева, оставивший после себя большое наследие.
К сожалению, информация о нем на просторах интернета крайне скупа. Не удалось отыскать ни его подробной биографии, ни портрета, ни фотографии. На персональной странице в Википедии лишь сухие данные. А ведь именно Морицу Богдановичу Вебелю принадлежит первая планировка города на реке Тобол – нашего будущего областного центра. Именно он – художник и академик архитектуры Императорской Академии художеств, которая в середине XVIII века была создана по указу Петра I, является первым архитектором нашего любимого Костаная.

Появлению нового города предшествовало образование Тургайской области. Этому важному событию способствовал Оренбургский генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский. Так, 21 октября 1868 года правительство Александра II издает «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства», которое предусматривало организацию четырех областей: Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской.

Как пишет в своей книге «Кустанай: вчера сегодня завтра» известный костанайский историк Яков Духин, Тургайская область делилась на четыре уезда: Иргизский, Тургайский, Илецкий и Николаевский. Последний (территория современной Костанайской области) не имел ни одного оседлого пункта, где бы можно было основать уездную администрацию, поэтому ее разместили за пределами не только уезда, но и Тургайской области, в казачьей станице Николаевской (отсюда, собственно, и название уезда). Но расположение управления уездом за его пределами создавало крайние неудобства. Поэтому военный губернатор Тургайской области Лев Федорович Баллюзек упорно настаивал на перенесении уездной администрации в Троицк, что и было осуществлено 3 октября 1869 года.

Вот только, как показало время, и этот вариант оказался неудобным для местной власти. Поэтому было принято решение о строительстве нового уездного центра. Его планировкой в декабре 1870 года и занялся оренбургский архитектор Мориц Вебель. Именно ему принадлежит идея назвать будущий город, который должен был раскинуться вдоль реки Тобол, Ново-Тобольском. Но появился и вырос новый центр не сразу. Тому было несколько причин, в том числе и отсутствие необходимых средств. Лишь в 1879 году, как пишет Яков Духин, ходатайство генерал-губернатора Крыжановского «об учреждении нового города Урдабай» было одобрено министерствами финансов и внутренних дел, и генерал-губернатор дал распоряжение о приеме прошений от желающих поселиться в новом городе на Тоболе.

И вот тут надо отдать должное Морицу Вебелю.

Архитектор учел печальный пожарный опыт европейских городов и, пользуясь степными просторами, не стал ставить городские дома впритык друг к другу, а отделил их широкими улицами, которые по тем временам поражали воображение приезжих. За этот грамотный подход к планировке Вебеля до сих пор добрым словом вспоминают в музее боевой славы противопожарной службы г. Костаная. Здесь представлена вся история противопожарной службы, которая ведет свои истоки с конца XIX века. К слову, первая официальная пожарная команда, в тогда еще Николаевске, появилась в 1895 году. Как следует из летописи храма «огненной истории», даже если и возникал где-то пожар, огонь не распространялся на соседние дома и улицы. Во всяком случае, упоминаний о каких-либо грандиозных пожарах на заре становления города нет. Из архивных данных, к примеру, известно, что в 1914 году в Кустанае случилось всего 18 пожаров, в которых пострадало двадцать три строения. Ущерб составил 9930 рублей – достаточно большая сумма по тем временам. От чего горели? Пять случаев возгорания произошло от «дурного устройства печей и труб», еще шесть – от неосторожного обращения с огнем, один поджог.

Но вернемся к Морицу Вебелю. Он успевал не только «возводить» в своих чертежах города, дачи и особняки для именитых людей того времени, но и занимался проектировкой доходных домов в Москве и Санкт-Петербурге, которые можно увидеть и в наши дни. В дореволюционной России доходный дом – это вид многоэтажек, принадлежащих одному лицу, квартиры в которых сдавались в аренду.

А еще Мориц Богданович отлично рисовал и слыл прекрасным портретистом. В 1848 году он в качестве художника сопровождал экспедицию археолога, графа Алексея Уварова – будущего основателя Московского археологического общества, инициатора первых археологических съездов в России. Красочные рисунки Вебеля вошли в монографию, посвященную исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря.

P.S. Для подготовки статьи были использованы материалы с сайта «Костанай и костанайцы»

Зульфия НАБИЕВА,
фото из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77