Костанай и костанайцы

Параллельный мир

На улицах Костаная стало много лиц без определенного места жительства

Кошмарный вид, вонь и зараза заставляют брезгливо обходить их стороной…

«Они алкаши и наркоманы», – не раздумывая, скажут многие, и ошибутся… Конечно, есть и такие случаи, но некоторые люди спиваются и остаются на улице по другим причинам.

Корреспонденты «НК» откровенно поговорили с теми, кто в определенный период жизни пошел по наклонной и самостоятельно не смог вернуться назад.

РУКА ПОМОЩИ

Бездомным в Казахстане помогают специальные госучреждения, центры социальной адаптации. В них нуждающимся оказывают правовую помощь в восстановлении документов, кормят, по возможности трудоустраивают.

– При поступлении получатель услуг (бездомный) заключает договор о ресоциализации. В этом документе прописывается, какую помощь получит человек без определенного места жительства. К примеру, в перечень входят социально-медицинские, психологические, юридические и социально-бытовые услуги, – рассказывает руководитель Костанайского городского центра ресоциализации Женис Киылманов.

К слову, в центр ресоциализации, расположенный по ул. Мауленова, 11а, в основном поступают по направлению органов внутренних дел, медицинских учреждений. Здесь бездомным оказывают помощь в получении документов. Учреждение делает запросы в различные архивы и организации, где человек мог когда-то оставить свой «след». Например, по месту жительства, работы или учебы. Собранные данные передаются в миграционную полицию, которая в дальнейшем восстанавливает удостоверение личности.

Пока документы восстанавливаются, человек без определенного места жительства проживает в центре ресоциализации. Этот процесс может занять год, а то и больше…

В учреждении насчитывается 50 мест. Обычно свободных здесь нет.

На территории центра ресоциализации корреспонденты «НК» заметили мужчину средних лет, возле которого сидели два упитанных кота. Бездомный расположился на скамейке и задумчиво курил. Именно с ним мы и решили немного побеседовать. Его недолгий рассказ о своей жизни произвел на нас огромное впечатление…

ТАНЦОР АЛЕКСАНДР

Наш герой родом из Украины, одессит. Его отец был военным, которого однажды по работе на несколько месяцев отправили в Боливию. Туда он забрал свою супругу и Александра, которому на тот момент было 9 лет.

– Там я впервые увидел латиноамериканские танцы и не только, – окунувшись в воспоминания, говорит Александр Наньев (главное фото). – В 70-е молодежь тут уже танцевала что-то наподобие брейк-данса.

В городе Ла-Паса Александр с родными прожил три месяца, потом отца отозвали на родину. Но Боливия успела оставить свой отпечаток на судьбе Александра.

– Когда мы вернулись домой, у меня появилась мечта – стать артистом и танцором. К своей цели я шел уверенно, получил высшее образование в Киеве по специальности «артист оригинального жанра». В студенческие годы выступал на сцене, был мастером пантомимы, – утверждает собеседник.

Поработать по профессии Александр толком не успел, после окончания вуза произошла трагедия, вся жизнь сразу перевернулась, как говорится, вверх дном.

– В 1989 году я совершил ДТП со смертельным исходом, мне дали пять лет тюрьмы. Отбывать срок отправили в Казахстан, работал здесь слесарем на руднике в пгт Качар. После освобождения возвращаться на родину не захотел, решил строить свою новую жизнь в Костанае, где и встретил свою жену, – откровенничает Александр. – В 90-е годы мне удалось собрать группу молодых людей. Мы танцевали брейк-данс на дискотеках, различных праздниках.

Но танцы не приносили хорошего дохода. Затянуть пояса пришлось, когда родились дочь и сын. Чтобы прокормить семью, артисту пришлось идти работать на стройку. Жизнь, как и у всех, била ключом, пока однажды в 2010 году наш рассказчик сильно не повздорил с женой. Итогом ссоры стал развод.

В 2014 году он решил уехать на подработку в Челябинск. На пути к цели произошло непоправимое. Машина, в которой он находился, попала в серьезное ДТП. Танцор лишился ноги.

– Долгий период восстановления в больнице, я потерял все свои документы… Вот уже три года нахожусь в центре адаптации, жду необходимые документы и справки о присвоении инвалидности, – с горечью рассказывает Александр. – Недавно моя бывшая жена и дети узнали, что я нахожусь здесь. Дочь хочет забрать меня к себе.

ЛЕТЧИК-НАЛЕТЧИК

Василий Медведь родом из Костаная. В молодости он работал на ремонтно-механическом заводе сварщиком. Создать семью он так и не смог, провел в местах лишения свободы в общей сложности 17 лет.

– Когда мне было 49 лет, я совершил убийство. Отсидел в Кушмурунской колонии шесть лет. После освобождения вернулся домой, там меня никто не ждал, мамы не стало, – отмечает Василий.

Недолго пробыв на свободе, я вскоре снова оказался за решеткой.

Всего у мужчины три судимости. Последний раз он находился в местах лишения свободы в 2012 году.

– После освобождения я вел неблагополучный образ жизни, потерял все документы, стал инвалидом. Идти было некуда, поэтому в 2015 году обратился в центр адаптации. Сотрудники этого учреждения мне помогли. Я даже сделал операцию по квоте в Нур-Султане. Сейчас я дал себе слово – больше не пить, ведь именно из-за алкоголя я совершил все преступления, – осознавая свои ошибки, сказал собеседник.

Василий утверждает, что если бы мог повернуть время вспять, то начал бы все по-другому.

– Я бы не совершил свое первое преступление в 18 лет, если бы мог начать жизнь заново. В детстве мечтал быть летчиком, даже маме говорил, что когда-нибудь я буду передавать ей привет с неба. Мама дала мне хорошее воспитание, просто я был слишком молод, горяч, влияние улицы и друзей взяло свое, – поведал Василий.

Сейчас мужчине 61 год. Вскоре он выйдет на пенсию, получит третью группу инвалидности, после чего уйдет в свободное плавание.

– Когда получу все документы, буду снимать комнату. Честно говоря, хотел бы найти себе вторую половинку, – подытожил костанаец.

ОТРЕШЕННЫЙ

У центра ресоциализации для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть также отделение ночного пребывания. Располагается оно по пр. Кобланды батыра, 21/3. Контингент здесь «особенный» – люди ведут бродяжнический образ жизни и не хотят другого.

В коридоре ночлежки нам встретился молодой человек, который отличался от других посетителей. Он был трезв и относительно опрятно одет. К тому же парень любезно согласился рассказать свою историю.

– Зовут меня Нурбек Сарсенов, я коренной костанаец, мне 37 лет. Когда я учился в школе, вся наша семья переехала в Петропавловск. Там у родителей была работа. Учась в 8 классе, я заболел туберкулезом, лечился больше двух лет. Возвращаться в школу не захотел, ведь уже было поздно, я дважды оставался на второй год из-за болезни, – делится с нами парень.

Не получив среднего образования, Нурбек не смог никуда поступить, поэтому стал работать где придется. После смерти мамы он с отцом вернулся в Костанай, а два его брата остались в Петропавловске.

– В Костанае отец сошелся с женщиной, которая не полюбила ни меня, ни моих братьев. Чтобы не раздражать мачеху, я уехал жить к бабушке. Потом решил, что и здесь мешаю, ведь с моей ажекой жили мои двоюродные братья и сестры. Они тоже не одобряли мое присутствие, и я съехал на съемное жилье, – рассказывает Нурбек.

Аренду квартиры молодой человек не потянул, поэтому и решил этим летом ночевать на улице. Потом он узнал, что на КСК есть отделение ночного пребывания.

– Вот уже четыре месяца я ночую здесь. Днем работаю на рынке, ночью прихожу спать в этот приемник. Соседи по комнате не смущают. Отец знает, что я здесь, но он не может мне ничем помочь, мачеха манипулирует им. У братьев тоже своя жизнь, свои заботы, но они не забывают меня, часто звонят.

В день Нурбек зарабатывает две-три тысячи тенге, на них питается в столовых на Складской.

– Я не жалуюсь на жизнь, не считаю, что у меня все плохо. Я бы хотел жениться, но для этого мне нужна нормальная работа, дом, – считает собеседник.

В отделении ночного пребывания имеется свой строгий распорядок: днем здесь никого быть не должно, бездомные приходят только после 18:00, а утром, к 9:00, должны покинуть это место. За время, проведенное в приемнике, люди могут помыться, привести себя в порядок. Им предоставляется чистая постель, оказывается первичная медицинская помощь.

Всего здесь насчитывается 50 коек. В летнее время тут хватает мест, но каждую зиму отделение полностью заполнено.

– Для получателей услуг создаются оптимальные условия. Помимо ночевки, люди могут воспользоваться спортивным уголком или даже поухаживать за небольшим огородом. Все условия приближены к домашним, чтобы они быстрее адаптировались к реалиям нормального образа жизни. В основном сюда приходят мужчины возрастом 50-65 лет. В какой-то момент жизни они опустили руки и потеряли себя. В основном это происходит после развода. Хочу отметить, что на моей практике немало случаев, когда люди брались за ум и возвращались к нормальной жизни, – прокомментировал заведующий отделением ночного пребывания Нурлан Тайшибаев.

К слову, официальной статистики, которая отражала бы точное количество людей без определенного места жительства, в Костанае нет. Несмотря на это, можно однозначно сказать, что с каждым годом число бездомных на улицах растет. Но утверждать, что все они лентяи, алкаши и наркоманы, нельзя. У каждого своя история, своя сломанная судьба…

Асхат НУРТАЗИН
Фото Нуржана СМАИЛОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77