COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

102323

Выздоровевших

107529

Зарегистрированных случаев

3472

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

1699

Летальных случаев

Наш Костанай

Педагоги скучают, родители злятся, дети плачут…

Первые дни нового учебного года подкинули головной боли всем участникам процесса

На первых увеличилась нагрузка, вторые вынуждены «подрабатывать» педагогами, а третьим приходится туго с освоением материалов.
Новый учебный год для большинства костанайских школьников начался в дистанционном формате. В первый день обучения соцсети наполнились недовольными комментариями родителей. Спустя еще неделю мамы и папы страны от слов перешли к делу. На просторах интернета появилась петиция с требованием возврата детей в школы.

Из пяти тысяч подписей собрали уже четыре. Родители считают, что живое общение ребенка с педагогом не заменят никакие онлайн-конференции и переписки в мессенджерах. Дети не могут освоить темы самостоятельно, и уровень их знаний падает.

«Фрагменты, которые учащимся удается уловить из объяснений учителей, не складываются в целостную картину. Предоставленные сами себе школяры теряют мотивацию и интерес к учебе, они растеряны и угнетены. Уровень эффективности дистанционных занятий стремится к нулю», – говорится в петиции.

А пару дней спустя родителей школяров поддержала депутат Мажилиса Ирина Смирнова, выступив с критикой в адрес министерств образования, науки и здравоохранения. Она потребовала вернуть традиционное обучение для школьников. Ирина Смирнова возмутилась, почему в Казахстане заставляют обучаться дистанционно, когда в Германии, Франции, Великобритании, России, Китае дети учатся в школах?

– Санитарные службы всех уровней, требуя осуществлять именно этот вид обучения, не могут и не стремятся доступно и аргументированно обосновать свои решения, а действуют безапелляционно, как правило, в принудительном, запретительном и санкционно-карательном формате. Похоже, они ничуть не озабочены желанием воспитывать у юных и взрослых казахстанцев культуру и культ здорового образа жизни, разумных норм и мотивов поведения граждан в интересах своего здоровья и благополучия, а лишь защищают себя от любых реально возможных и надуманных последствий, – заявила Смирнова.

Депутат отметила, что дистанционное образование привело к ряду социальных проблем. Например, заметно снизилось качество образования, эффективность обучения, усвоение знаний и уровень компетентности в целом по стране. По ее мнению, снизился уровень содержания воспитательного процесса всех субъектов образования, социализации детей. Так что депутаты-коммунисты требуют кардинально изменить подходы и перевести образование с дистанционного к обычному режиму при соблюдении санитарных норм.

Как же школьники учатся сейчас, выяснили корреспонденты «НК».

В ШКОЛЕ, НО ПО-НОВОМУ

Школярам начального звена все-таки повезло. Для них создали дежурные группы, в которых строго соблюдаются санитарные меры. Они сформированы по заявлениям родителей. Сейчас в Костанае работают 544 дежурных группы с 6862 обучающимися.

Школьники грызут гранит науки в классах с небольшой вместимостью в одном кабинете и с одним учителем. Так как в некоторых школах в одном классе учатся до 40 детей, их поделили на группы по 10-15 человек.

В СШ №8 обучаются 1311 учеников, дежурные классы посещают только 147 ребят из начального звена.

– Всего 12 групп. Дети приходят в школу в разное время из-за ступенчатого режима, они друг с другом не сталкиваются. Родителям запрещено заходить на территорию учебного заведения. Взрослый приводит ребенка в школу, в здание он не заходит. Детей в учебном заведении встречает медработник, классный руководитель и дежурный администратор. Ученики дезинфицируют руки, а медик измеряет температуру, и если все нормально, ребенок проходит в класс. При малейшем недомогании ученика отстраняют от занятий. Родитель, ожидающий чадо на улице, забирает его домой, – рассказала директор СШ №8 Татьяна Кандалина.

После второго урока в кабинетах проводят дезинфекцию: протираются парты, стулья, дверные ручки. Дети дополнительно обрабатывают руки. Между сменами проводят кварцевание кабинета. Стоит отметить, что ученики не находятся в школе целый день, часть занятий даже в дежурных классах проходит в дистанционном формате.

В основной школе №21 открылся только один дежурный первый класс, остальные дети получают знания дома. Как говорит директор учебного заведения Анар Кабдулинова, родители считают, что таким образом выбрали наиболее безопасный вариант обучения. С этим мнением согласна учитель начальных классов ОШ №21 Динара Сейткасимова. Несмотря на все сложности дистанционного формата, родители ее 3 «Б» поддерживают педагога, и никаких сложностей с уроками у них пока не возникало.

УЧИТЕЛЬ 24 НА 7

Вопрос обеспеченности детей компьютерами для полноценного обучения решили заранее – всем нуждающимся передали технику, имеющуюся при школе по договору на временное пользование. Кроме того, закупили роутеры для интернета и пополнили баланс.

– У некоторых семей компьютеры остались с прошлого года. Мы ведь уже завершили четвертую четверть в дистанционном формате, но правильнее говорить в синхронном и асинхронном форматах. Синхронный формат предполагает прямую связь, сейчас это называется стриминг. Учитель и ученик общаются в реальном времени по видео через платформу ZOOM. От 30% до 80% информации педагог должен дать ребенку именно таким образом. Оставшиеся проценты приходятся на асинхронный формат посредством платформ «Online Mektep» и «Күнделік», – рассказала учитель начальных классов ОШ №21 Динара Сейткасимова.

Формат стриминга особенно пришелся по душе учителю математики СШ №8 Виктории Довготько. Ее предмет лучше освоить, когда о нем рассказывают, чтение параграфов в алгебре мало помогает.

– По факту видеоурок – это почти тот же самый урок вживую. По видео в основном мы обсуждаем конспекты, а само решение примеров я показываю через функцию «демонстрации экрана», также дополнительно загружаю уроки в «Күнделік». Я сотрудничала с филиалом «Өрлеу», мы подготавливали видеоуроки по разным темам на первую четверть. Лично мной были разработаны четыре урока, они опубликованы на канале «Образовательный канал «Өрлеу» в YouTube, – говорит Виктория.

Оба педагога отмечают, что дистанционный формат, конечно, повлиял на качество знаний детей. Появилось больше вопросов, раньше дети могли задать их сразу на уроке, а теперь каждый обращается лично. Иногда разъяснить тему удается голосовым сообщением в WhatsApp, кому-то приходится снимать отдельные видео. И так целый день.

В восемь утра каждый учитель делает рассылку для учеников с информацией о том, куда им будет необходимо зайти и какие задания выполнить. В течение урока педагог и дети находятся на связи, после на выполнение заданий отводится определенное время. Чаще готовые варианты отправляют в тот же день. Учителя проверяют их, вносят оценки в «Күнделік». В некоторых случаях выдают дополнительные задания, если видят, что ребенок не усвоил урок.

– Отследить – списывают ли дети, сложно. Бывает, отправляют задания, написанные чужим почерком… Но я знаю учеников и знаю, кто на что способен. Понимаю, что усваивать материал тяжело, когда нет живого объяснения, поэтому стараюсь их сильно не ругать, – поделилась учитель математики СШ №8 Виктория Довготько.

На вопросы об увеличении нагрузки педагоги отвечают хоть и уклоняясь, но предельно ясно:

– Если бы наши дети вернулись в школу, мы были бы очень рады.

РОДИТЕЛЬСТВО мУЧИТЕЛЬНОЕ?

Еще больше этого хотят родители, которые устали выполнять еще и роль учителя. Заниматься со школьниками дополнительно у некоторых просто нет времени, везет тем, у кого есть старшие дети. В семье Буда двое дистанционщиков. Юля учится в 4 «Г» классе СШ №22, а Ира – студентка первого курса колледжа.

– Пока мы с отцом на работе, они вдвоем занимаются. Старшая, слава Богу, помогает, вечером я только проверяю уроки. В четвертой четверти дети в основном работали через телефоны, сейчас нам школа выдала компьютер, хотя мы не относимся к уязвимым слоям населения. Нам просто взяли и помогли без вопросов. Так что тех, кто пишет в комментариях в социальных сетях, что им ничего не дали, советую решать вопросы, а не раздувать из мухи слона, – считает Ольга Буда. – Но сидеть за компьютером долго детям я не разрешаю и телефоны не даю, вредно это. Портят себе зрение, и так обе в очках.

Мама и дочки отмечают, что вникать в новую систему было сложно, не обошлось без слез. В прошлом учебном году у Юли даже появилась тройка, но потом она ее исправила и снова стала хорошисткой.

– Сейчас я уже больше разбираюсь в компьютере, если появляются вопросы, мне помогает сестра, – поделилась Юлия Буда. – Я хочу обратно в школу, там мы общались, играли, а теперь приходится сидеть дома.

Начальному звену учиться в таком формате, безусловно, проще. Никаких тебе теорем, логарифмов и подготовки к ЕНТ. Сложно приходится тем, кто постарше.

– Моя дочь Мадина учится в 8 «Б» классе СШ №8. Появились предметы: геометрия, физика, химия, они нам даются сложно. Что-то сами объясняем, что-то она дополнительно читает. Сейчас ее учеба больше похожа на студенческую заочку, почти полное самообучение, – отмечает Жибек Галиева. – Уровень знаний ребенка, конечно, снизился. Но это только начало, она подтянется. Все зависит от самого школьника, если он сам хочет познавать, дополнительно читает, интересуется, то у него будут знания. Если настроя учиться нет, то результат будет другой.

Похоже, некоторые родители согласны мириться с таким раскладом… Поможет ли противникам дистанционки петиция, пока сказать сложно, но планировалось, что такой формат будет введен во всех школах страны с 1 по 11 классы на всю первую четверть. В дальнейшем решение примут в зависимости от того, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация в стране.

Ирина ОРЛОВА

Фото автора и Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77