Костанай и костанайцы

Педагоги скучают, родители злятся, дети плачут…

Первые дни нового учебного года подкинули головной боли всем участникам процесса

На первых увеличилась нагрузка, вторые вынуждены «подрабатывать» педагогами, а третьим приходится туго с освоением материалов.
Новый учебный год для большинства костанайских школьников начался в дистанционном формате. В первый день обучения соцсети наполнились недовольными комментариями родителей. Спустя еще неделю мамы и папы страны от слов перешли к делу. На просторах интернета появилась петиция с требованием возврата детей в школы.

Из пяти тысяч подписей собрали уже четыре. Родители считают, что живое общение ребенка с педагогом не заменят никакие онлайн-конференции и переписки в мессенджерах. Дети не могут освоить темы самостоятельно, и уровень их знаний падает.

«Фрагменты, которые учащимся удается уловить из объяснений учителей, не складываются в целостную картину. Предоставленные сами себе школяры теряют мотивацию и интерес к учебе, они растеряны и угнетены. Уровень эффективности дистанционных занятий стремится к нулю», – говорится в петиции.

А пару дней спустя родителей школяров поддержала депутат Мажилиса Ирина Смирнова, выступив с критикой в адрес министерств образования, науки и здравоохранения. Она потребовала вернуть традиционное обучение для школьников. Ирина Смирнова возмутилась, почему в Казахстане заставляют обучаться дистанционно, когда в Германии, Франции, Великобритании, России, Китае дети учатся в школах?

– Санитарные службы всех уровней, требуя осуществлять именно этот вид обучения, не могут и не стремятся доступно и аргументированно обосновать свои решения, а действуют безапелляционно, как правило, в принудительном, запретительном и санкционно-карательном формате. Похоже, они ничуть не озабочены желанием воспитывать у юных и взрослых казахстанцев культуру и культ здорового образа жизни, разумных норм и мотивов поведения граждан в интересах своего здоровья и благополучия, а лишь защищают себя от любых реально возможных и надуманных последствий, – заявила Смирнова.

Депутат отметила, что дистанционное образование привело к ряду социальных проблем. Например, заметно снизилось качество образования, эффективность обучения, усвоение знаний и уровень компетентности в целом по стране. По ее мнению, снизился уровень содержания воспитательного процесса всех субъектов образования, социализации детей. Так что депутаты-коммунисты требуют кардинально изменить подходы и перевести образование с дистанционного к обычному режиму при соблюдении санитарных норм.

Как же школьники учатся сейчас, выяснили корреспонденты «НК».

В ШКОЛЕ, НО ПО-НОВОМУ

Школярам начального звена все-таки повезло. Для них создали дежурные группы, в которых строго соблюдаются санитарные меры. Они сформированы по заявлениям родителей. Сейчас в Костанае работают 544 дежурных группы с 6862 обучающимися.

Школьники грызут гранит науки в классах с небольшой вместимостью в одном кабинете и с одним учителем. Так как в некоторых школах в одном классе учатся до 40 детей, их поделили на группы по 10-15 человек.

В СШ №8 обучаются 1311 учеников, дежурные классы посещают только 147 ребят из начального звена.

– Всего 12 групп. Дети приходят в школу в разное время из-за ступенчатого режима, они друг с другом не сталкиваются. Родителям запрещено заходить на территорию учебного заведения. Взрослый приводит ребенка в школу, в здание он не заходит. Детей в учебном заведении встречает медработник, классный руководитель и дежурный администратор. Ученики дезинфицируют руки, а медик измеряет температуру, и если все нормально, ребенок проходит в класс. При малейшем недомогании ученика отстраняют от занятий. Родитель, ожидающий чадо на улице, забирает его домой, – рассказала директор СШ №8 Татьяна Кандалина.

После второго урока в кабинетах проводят дезинфекцию: протираются парты, стулья, дверные ручки. Дети дополнительно обрабатывают руки. Между сменами проводят кварцевание кабинета. Стоит отметить, что ученики не находятся в школе целый день, часть занятий даже в дежурных классах проходит в дистанционном формате.

В основной школе №21 открылся только один дежурный первый класс, остальные дети получают знания дома. Как говорит директор учебного заведения Анар Кабдулинова, родители считают, что таким образом выбрали наиболее безопасный вариант обучения. С этим мнением согласна учитель начальных классов ОШ №21 Динара Сейткасимова. Несмотря на все сложности дистанционного формата, родители ее 3 «Б» поддерживают педагога, и никаких сложностей с уроками у них пока не возникало.

УЧИТЕЛЬ 24 НА 7

Вопрос обеспеченности детей компьютерами для полноценного обучения решили заранее – всем нуждающимся передали технику, имеющуюся при школе по договору на временное пользование. Кроме того, закупили роутеры для интернета и пополнили баланс.

– У некоторых семей компьютеры остались с прошлого года. Мы ведь уже завершили четвертую четверть в дистанционном формате, но правильнее говорить в синхронном и асинхронном форматах. Синхронный формат предполагает прямую связь, сейчас это называется стриминг. Учитель и ученик общаются в реальном времени по видео через платформу ZOOM. От 30% до 80% информации педагог должен дать ребенку именно таким образом. Оставшиеся проценты приходятся на асинхронный формат посредством платформ «Online Mektep» и «Күнделік», – рассказала учитель начальных классов ОШ №21 Динара Сейткасимова.

Формат стриминга особенно пришелся по душе учителю математики СШ №8 Виктории Довготько. Ее предмет лучше освоить, когда о нем рассказывают, чтение параграфов в алгебре мало помогает.

– По факту видеоурок – это почти тот же самый урок вживую. По видео в основном мы обсуждаем конспекты, а само решение примеров я показываю через функцию «демонстрации экрана», также дополнительно загружаю уроки в «Күнделік». Я сотрудничала с филиалом «Өрлеу», мы подготавливали видеоуроки по разным темам на первую четверть. Лично мной были разработаны четыре урока, они опубликованы на канале «Образовательный канал «Өрлеу» в YouTube, – говорит Виктория.

Оба педагога отмечают, что дистанционный формат, конечно, повлиял на качество знаний детей. Появилось больше вопросов, раньше дети могли задать их сразу на уроке, а теперь каждый обращается лично. Иногда разъяснить тему удается голосовым сообщением в WhatsApp, кому-то приходится снимать отдельные видео. И так целый день.

В восемь утра каждый учитель делает рассылку для учеников с информацией о том, куда им будет необходимо зайти и какие задания выполнить. В течение урока педагог и дети находятся на связи, после на выполнение заданий отводится определенное время. Чаще готовые варианты отправляют в тот же день. Учителя проверяют их, вносят оценки в «Күнделік». В некоторых случаях выдают дополнительные задания, если видят, что ребенок не усвоил урок.

– Отследить – списывают ли дети, сложно. Бывает, отправляют задания, написанные чужим почерком… Но я знаю учеников и знаю, кто на что способен. Понимаю, что усваивать материал тяжело, когда нет живого объяснения, поэтому стараюсь их сильно не ругать, – поделилась учитель математики СШ №8 Виктория Довготько.

На вопросы об увеличении нагрузки педагоги отвечают хоть и уклоняясь, но предельно ясно:

– Если бы наши дети вернулись в школу, мы были бы очень рады.

РОДИТЕЛЬСТВО мУЧИТЕЛЬНОЕ?

Еще больше этого хотят родители, которые устали выполнять еще и роль учителя. Заниматься со школьниками дополнительно у некоторых просто нет времени, везет тем, у кого есть старшие дети. В семье Буда двое дистанционщиков. Юля учится в 4 «Г» классе СШ №22, а Ира – студентка первого курса колледжа.

– Пока мы с отцом на работе, они вдвоем занимаются. Старшая, слава Богу, помогает, вечером я только проверяю уроки. В четвертой четверти дети в основном работали через телефоны, сейчас нам школа выдала компьютер, хотя мы не относимся к уязвимым слоям населения. Нам просто взяли и помогли без вопросов. Так что тех, кто пишет в комментариях в социальных сетях, что им ничего не дали, советую решать вопросы, а не раздувать из мухи слона, – считает Ольга Буда. – Но сидеть за компьютером долго детям я не разрешаю и телефоны не даю, вредно это. Портят себе зрение, и так обе в очках.

Мама и дочки отмечают, что вникать в новую систему было сложно, не обошлось без слез. В прошлом учебном году у Юли даже появилась тройка, но потом она ее исправила и снова стала хорошисткой.

– Сейчас я уже больше разбираюсь в компьютере, если появляются вопросы, мне помогает сестра, – поделилась Юлия Буда. – Я хочу обратно в школу, там мы общались, играли, а теперь приходится сидеть дома.

Начальному звену учиться в таком формате, безусловно, проще. Никаких тебе теорем, логарифмов и подготовки к ЕНТ. Сложно приходится тем, кто постарше.

– Моя дочь Мадина учится в 8 «Б» классе СШ №8. Появились предметы: геометрия, физика, химия, они нам даются сложно. Что-то сами объясняем, что-то она дополнительно читает. Сейчас ее учеба больше похожа на студенческую заочку, почти полное самообучение, – отмечает Жибек Галиева. – Уровень знаний ребенка, конечно, снизился. Но это только начало, она подтянется. Все зависит от самого школьника, если он сам хочет познавать, дополнительно читает, интересуется, то у него будут знания. Если настроя учиться нет, то результат будет другой.

Похоже, некоторые родители согласны мириться с таким раскладом… Поможет ли противникам дистанционки петиция, пока сказать сложно, но планировалось, что такой формат будет введен во всех школах страны с 1 по 11 классы на всю первую четверть. В дальнейшем решение примут в зависимости от того, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация в стране.

Ирина ОРЛОВА

Фото автора и Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77