Кто виноват в пробках на «Кайраке»?
Восьмикилометровая пробка из большегрузов, образовавшаяся 30 октября на пункте пропуска «Кайрак», вызвала большой резонанс. Затор удалось ликвидировать в рекордные сроки, но проблема осталась. Как уверяют костанайские дальнобойщики, в очередях на казахстанско-российской границе они стоят уже два года, теряя время и деньги.
Груз ответственности
По словам перевозчиков, восемь километров – это не предел. Около двух месяцев назад фуры растянулись на 15 км с казахстанской стороны. Почти двое суток водители не спали, боясь пропустить свою очередь, жгли ГСМ.
Ситуация достигла точки кипения 30 октября, когда перевозчики снова простояли на границе 22 часа. Устав терпеть убытки, бизнесмены обратились в мобильную группу по защите прав предпринимателей и подняли шум на всю республику. На «Кайрак» тут же отправили «подкрепление» в виде дополнительных сотрудников ДГД Костанайской области, и пост удалось разгрузить в считанные часы.
Минфин на проблему отреагировал сообщением о том, что причина затора – российский локдаун, из-за которого трафик через границу резко увеличился. Если не углубляться, так оно и есть. Однако у костанайских дальнобойщиков, которые наблюдают ситуацию изнутри, на этот счет свое мнение. Им они поделились 4 ноября на встрече с представителями ДГД и погранслужбы в Палате предпринимателей Костанайской области.
– Эти задержки на границе больно бьют по семейному бюджету – топливо постоянно дорожает. Хуже всего тем, кто везет продукты питания. Срок годности у тех же йогуртов небольшой. Его покупают детям, поэтому важно, чтобы товар пришел вовремя. Причина очередей одна – сотрудники департамента госдоходов не справляются с потоком машин, оформление документов затягивается. Причем у нас сейчас электронный документооборот, мы едем с уже готовыми СНТ, им нужно просто отсканировать код. Когда мы обратились в Палату предпринимателей, и на границу отправили дополнительных людей, каждую машину отпускали за одну-две минуты. Мы были в шоке – значит, все-таки они могут работать быстро, – выступил руководитель инициативной группы перевозчиков Бауржан Саркитбаев.
По словам дальнобойщиков, документы оформляют в крохотном помещении, куда набиваются за раз по 60 человек. И это в пандемию, когда повсюду твердят о важности соблюдения социальной дистанции и прочих мер защиты от коронавируса.
Обстановка на границе нервная. И дело не всегда в человеческом факторе – то программа зависнет, то оргтехника начинает сбоить. По словам Бауржана Саркитбаева, на оформление одной машины может уйти от 15-20 минут до часа.
– На границе стоят не только груженые машины, но и пустые, которые едут грузиться в Екатеринбург, например. Водители сбиваются с графика, теряют работоспособность. Толкаться сутки в очереди без сна очень тяжело. Вопрос назрел давным-давно. Лет 10 назад, когда была таможня, таких очередей не было. Мы «пролетали» границу, – рассказал руководитель ИП «SV trans logistics» Валерий Сусаренко.
Локдаун по-соседски
Руководство ДГД Костанайской области груз ответственности с себя не снимает, но и нести его в одиночку не хочет. По словам налоговиков, в ситуации несколько виновных, среди которых и… сами водители.
– В сутки через «Кайрак» проходят в среднем около 1000 машин, пропускная способность пункта – 300 машин. На смену заступают пять сотрудников департамента госдоходов. Нагрузка на одного специалиста – порядка 200 машин. Обычно мы справляемся с таким потоком. Но есть машины, которые везут консолидированные грузы нескольким десяткам получателей. Время мониторинга таких фур увеличивается. 30 октября поток машин на импорт составил 1350 единиц. Большую роль в этом сыграл локдаун, который ввели в России. Все хотели выехать, так как там ничего не работает. Перевозчики планировали попасть домой на выходные. И еще один момент – СНТ. Их оформляют только 40-45% перевозчиков. Они проходят быстро – специалист просто подтверждает накладную и все. В остальных случаях теряется время, – пояснил заместитель руководителя ДГД Костанайской области Сатжан Узакбаев.
Справедливости ради стоит отметить, что пока СНТ внедряется в пилотном режиме, а значит оформление сопроводительных накладных для предпринимателей – дело сугубо добровольное.
Пути решения
Как сообщил замруководителя департамента госдоходов, представители налоговых органов и сами не в восторге от условий, в которых им приходится работать. Однако решить этот вопрос они не могут, так как здание принадлежит погранслужбе. Руководство ДГД неоднократно просило выделить специалистам более просторное помещение, но им отвечали, что это невозможно.
После последнего коллапса, который прогремел на всю республику, невозможное вдруг стало возможным – место нашлось. Правда, только для двух дополнительных сотрудников экспортного контроля. Они смогут присоединиться к коллегам уже в течение недели.
Однако перевозчики считают, что этого явно недостаточно. Предприниматели предлагают поставить два поста – на въезд и на выезд, чтобы разгрузить сотрудников экспортного контроля и сэкономить время водителей.
В налоговой предложение встретили без энтузиазма. Эту идею уже пытались реализовать, однако наткнулись на технические сложности, и дело застопорилось.
– Надо было провести кабели, отделить зоны экспорта и импорта. Мы готовы, но нет отдельных помещений и технических возможностей, – пояснил Сатжан Узакбаев.
Когда «пролетали» границу
Парадокс, но дальнобойщики с ностальгией вспоминают времена до упразднения таможенного контроля. Напомним, это случилось в 2010 году, когда Казахстан вступил в Таможенный союз. По идее, перевозчики должны были вздохнуть свободнее, но нет. В 2018 году на смену одному контролю пришел другой – экспортный.
На основании Закона «Об экспортном контроле» на границе появились новые лица – налоговики. Согласно функционалу, они должны были осуществлять документальный контроль за перемещением товаров двойного (военного) назначения, товаров, на которые введены запреты и ограничения, а также тех, что включены в перечень изъятия ВТО. А еще следить за реальными объемами импорта, предотвращая попытки ухода от уплаты НДС со стороны недобросовестного бизнеса.
На деле документальным контролем не обошлось – сотрудники ДГД начали досматривать грузы, подменяя таможенников. На этот счет имелся даже нормативно-правовой акт – Приказ председателя Комитета госдоходов от 28 ноября 2018 года №535.
Когда от перевозчиков посыпались жалобы, документ внимательно изучила транспортная прокуратура, и оказалось, что Приказ не так уж и законен. Он прямо противоречил норме Налогового кодекса, которая гласит, что обследовать имущество и проводить его инвентаризацию на соответствие сведениям в товарно-транспортных накладных, сотрудники ДГД имеют право только в рамках назначенных проверок. В итоге досматривать грузы без акта, зарегистрированного по всем правилам, налоговикам запретили.
Запрет был введен в действие в июне этого года. В транспортной прокуратуре отмечали, что он значительно сэкономит время предпринимателей. Но, увы, пробки как были, так и остались. И по сей день конкретно ответить на вопрос, когда на границе наконец наведут порядок, никто не может.
Начальник пункта пропуска «Кайрак» Омирбек Куатов загадывает далеко.
– В 2023 году планируется реконструкция пункта пропуска «Кайрак». Он будет расширен и оснащен автоматическими системами досмотра. Мы учтем все проблемные моменты, – пообещал он.
Налоговики же уверяют, что очереди сократятся, как только предприниматели начнут массово оформлять СНТ. Точной даты пока не называют, так как сроки пилотного проекта уже переносили несколько раз.
Как бы то ни было предприниматели на этот раз настроены решительно. На встрече прозвучало предложение создать Ассоциацию грузоперевозчиков, чтобы сообща продвигать свои интересы. Идею поддержали, так что в скором времени в Костанайской области появится еще одно отраслевое объединение.
Арина ФИСЕНКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77