Если швеи и строители могут найти работу, то парикмахеры остаются за бортом, а все потому, что они не смогут коммуницировать с клиентами из-за своих особенностей
Этим трем специальностям в 11 учебных заведениях технического и профессионального образования области обучаются 128 студентов с особыми потребностями. И это только 0,56% от общего числа.
В Костанайском колледже бытсервиса инклюзивная форма обучения представлена двумя направлениями: «Парикмахерское искусство» и «Швейное производство и моделирование одежды».
– Инклюзивное образование у нас работает несколько десятков лет. Так уж сложилось, что на наши специальности прикладного характера, связанные с красотой, большой спрос. Выпускники коррекционных школ и интернатов всегда приходили по направлению к нам. Потому что профессии востребованы, люди всегда хотят выглядеть красиво, поэтому будут стричься и наряжаться, – поделилась директор Костанайского колледжа бытсервиса Айгуль Нуркина.
Инклюзия подразумевает совместное обучение студентов с особыми потребностями с подростками, у которых со здоровьем все в порядке. Так что это возможность не только получить профессию, но и адаптироваться в окружающем мире.
– Первый учебный год был трудным. Мне было неловко среди говорящих. Учебные материалы трудно давались. Но учителя и мои одногруппники помогали, – поделилась слабослышащая студентка второго курса специальности «швейное производство и моделирование одежды» Костанайского колледжа бытсервиса Балжан Джумагазыева. – Быть швеей я мечтала с детства. После окончания колледжа планирую получить высшее образование и начать работать.
Новоиспеченных швей всегда с радостью принимают на фабрике «Большевичка». Кроме студентов с ограниченными возможностями, здесь работают ребята из коррекционных групп.
– В них обучаются дети с диагнозами умственной отсталости разной степени. Группы обычно малочисленные, потому что к каждому нужен индивидуальный подход. Чаще это дети-сироты, поэтому работать с ними необходимо еще и в личностном плане, они вообще не готовы к жизни, – поделилась директор Костанайского колледжа бытсервиса Айгуль Нуркина.
Так, кроме обучения, специалисты колледжа берут на себя ответственность «вести» таких студентов и после выпуска. Они продолжают идти к педагогам за советами и помощью. Но и сами преподаватели не спешат расставаться со студентами. Сурдопереводчики, работающие с глухонемыми и слабослышащими учениками инклюзивных групп, общаются с подопечными даже вне учебы. Они становятся их наставниками.
– Я работаю с парикмахерами, большинство из них девочки. Поначалу учим с ними новые слова, пытаюсь доносить до них термины, когда лексикон пополняется, становится легче, – говорит сурдопедагог Надежда Лапшина. – Они приходят учиться осознанно, поэтому работать одно удовольствие. Но с самого начала у них начинаются сложности с оттачиванием своих навыков. За свою практику в учебном центре «Персона» они платят. В другие организации новичков без опыта не берут.
Это касается и полностью здоровых студентов. В большинстве парикмахерских устоявшийся персонал, отвечать за неопытных специалистов никто не хочет.
Педагог также считает, что трудоустроиться парикмахеру с проблемами по слуху не удастся из-за того, что он не сможет общаться с клиентом.
– Успехов в этой профессии добиваются немногие. Устроиться не получается, начинать работать в частном порядке, набрав кредитов, тоже боятся. Есть девчонки, которые попутно обучаются на мастеров маникюра. Здесь несколько проще – картинку показал, что хочет, и все. Со стрижками и прическами в этом плане куда сложнее, – говорит Надежда Лапшина.
Выходом из такой ситуации могла бы оказаться социальная парикмахерская, в которой бы работали особенные специалисты. Пока за реализацию такого проекта никто не берется, инклюзивные специалисты красоты сидят дома…
Полина ШКАРУБО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77