COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

106310

Выздоровевших

111953

Зарегистрированных случаев

3628

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

1825

Летальных случаев

Наш Костанай

Пять школ в Костанае срочно нуждаются в капитальном ремонте

Одну из них отрестав­рируют в текущем годуПривести в порядок сразу все учреждения образования практически нереально. На это нужны феноменальные деньги. Капитальный ремонт одного здания обходится в среднем в полмиллиарда тенге. Решить вопрос местные власти стараются постепенно.

На сегодняшний день в Костанае функционируют 39 общеобразовательных школ. Большинство из них построены полвека назад. За это время они порядком обветшали и выглядят, мягко говоря, не совсем привлекательно. Аналогичная ситуация и с детскими садами. Их у нас в городе 70.

Поддерживать здания власти стараются текущими ремонтами. В прошлом году на эти цели выделили свыше 70 млн тенге. На эти деньги привели в порядок 21 организацию образования.

Грядущим летом планируется сделать текущий ремонт в 17 школах и 18 детских садах. На это будет затрачено почти 250 млн тенге.

57 ЛЕТ В «РЕЖИМЕ ХАТИКО»

За последние годы в Костанае капитально отремонтированы 12 школ. На сегодняшний день имеются разработанные проектно-сметные документации ремонтов СШ № 30 и СШ № 17. Однако ПСД на капитальный ремонт необходимы еще пяти школам №6, №9, №19, №23, №122. Но если они еще в состоянии ждать. О СШ №21 такого не скажешь, именно поэтому в этом году здесь начнут делать капитальный ремонт.

В 21-ой школе нужно менять абсолютно все – от пола до потолка. Опорные плиты здания ненадежные. Бывали случаи, когда обваливался потолок. Школа находится в предаварийном состоянии. Сейчас в ней обучаются 460 детей и 100 детсадовцев. Еще это здание арендует вечерняя школа с 200 учениками. На капитальный ремонт этого учреждения образования выделили 560 млн тенге.

– Окна 1962 года изготовления. Они из дерева, а оно сохнет, в результате появляются огромные щели. Мы выживаем благодаря нашей практичности – утепляем окна пленкой в два слоя, – отмечает директор школы №21 Анар Кабдулинова. – Несколько лет назад делали проект­но-сметную документацию, но из-за того, что на ремонтные работы денег так и не выделили, она стала неактуальной, пришлось заказывать новую ПСД. Все это время мы пытались своими силами поддерживать порядок в этом хаосе.

Несмотря на плачевную ситуацию, в здании идеальная чистота. Сотрудники школы всеми силами стараются создать детям комфортные условия.

Почти в таком же положении школа №30, которая находится в Красном Партизане, здесь учится 564 ребенка в две смены. ПСД на капитальный ремонт уже составлена. На его ремонт требуется 754 млн тенге. Однако таких денег в бюджете нет. Поэтому в текущем году здесь решено сделать плановый ремонт на четыре миллиона.

– Мы поддерживаем порядок в школе. Основная проблема с кровлей, фасадом и деревянными окнами. Часть мы уже заменили 10 лет назад. Тогда старые рамы демонтировали в актовом зале и в лестничных пролетах и установили пластиковые, – отмечает директор школы №30 Светлана Белоусова. – В апреле нам выделят четыре миллиона тенге на ремонт цоколя и частичную замену кровли. Ремонтными работами планируем заняться в июне.

Снаружи школа выглядит совсем печально: треснувшие стены, облупившаяся краска…

Неприглядный вид и у ясли-сада №3. Здание, построенное в 1967 году, ни разу не видело капитального ремонта. Это дошкольное учреждение посещают 215 детей. Привести его в порядок местные власти намереваются в текущем году.

– Главная проблема – старая отопительная система, в этом году в здании стало сильно холодать. Кроме того, протекает кровля, еще необходимо полностью заменить электропроводку, – отмечает бухгалтер ясли-сада №3 Любовь Патышакулиева.

В целом на капитальный ремонт двух объектов образования: школы №21 и ясли-сада №3 уйдет 810 млн тенге.

КОГДА СТЕНЫ ДАВЯТ

Еще одна проблема местной системы образования, которая пока не может полностью решиться на протяжении многих лет, – нехватка мест в дошкольных учреждениях. Оттого процесс устройства ребенка в детский сад долгий и сложный. Несмотря на то, что в очередь малышей ставят с самого рождения, а по сути зачисляют только с двух лет, многие идут в детский сад в 2,5 года, а то и позже.

Всего в Костанае 70 детских садов: 24 государственных и 46 частных, в которых обучаются 11 тысяч детей. За 2018 год в Кос­танае открыты три новых дошкольных учреждения. Причем все частные.

Правда, в двух есть места по госзаказу. То есть родители платят за ребенка как в госсадике, а разница субсидируется из бюджета. Таким образом, дошкольное образование в областном центре получают 4 598 детей. Государственный заказ размещен в 43 детских садах Костаная.

– Планируем открыть еще дополнительные 100 мест в мкрн «Западный», 95 – в центре города, 120 – в мкрн «Аэропорт» и 165 – в мкрн «Северо-Западный», – отмечает руководитель отдела образования Василий Цымбалюк.

Аналогично решается вопрос и с загруженностью школ. Ведь демография растет, а учреждений среднего образования больше не становится. При этом речь не идет о дефиците мест.

– Центральные школы укомплектованы очень плотно. Эта ситуация изменится к лучшему после завершения строительства школы в микрорайоне «Аэропорт» на 900 мест. Она будет работать в две смены, а значит, детей будут обу­чать вдвое больше. Также запланировано возведение новой школы на 1200 мест со смешанным языком обучения в микрорайоне «Юбилейный», – говорит Василий Цымбалюк.

По закону, на одного ученика должно приходиться не менее 2,5 квадратных метра. Во всех учебных заведениях города эти нормы соблюдены. И все же в некоторых школах – явный перегруз.

– Также за счет респуб­ликанского трансферта будет размещен государственный заказ на среднее образование в частных школах на 542 места, что позволит снизить нагрузку на центральные школы и, соответственно, повысить качество школьного образования, одним из показателей которого остаются результаты ЕНТ, – отметил Василий Цымбалюк.

ДИМПЛОМ ПОЛУЧИЛ – РАБОТУ УПУСТИЛ

Если с нехваткой мест в садах и школах вопрос решится в ближайшее время, то дефицит учителей остается злобой дня. Из-за нехватки кадров увеличивается нагрузка на одного педагога, что также не может не влиять на качество обучения.

Остается надеяться, что нововведения в оплате труда и повышение статуса педагога дадут новый стимул преподавателям и абитуриентам.

– С каждым годом мы выпускаем все больше студентов, но при этом нехватка учителей по всему Казахстану составляет около пяти тысяч. Дело в том, что сейчас появилось много частных вузов, которые обучают педагогическим специальностям, но трудоустраиваются по профессии единицы. В государственных вузах с трудоустройством дела обстоят лучше, около 80% наших выпускников работают по профессии. Но они ведь не все остаются в Костанае, мы обучаем и для других областей и городов, – сказал ректор КГПУ Еркин Абиль.
Несмотря на все проблемы и сложности, которые сегодня существуют в системе образования, в наших школах дают неплохие знания, что подтверждают выпускники. Ежегодно растет количество желающих пройти ЕНТ, увеличивается и процент набранных баллов.

Так что все познается в сравнении. А качество знаний ученика зависит не только от эстетического вида здания, в котором он учится, но и от профессионализма педагога, а также старательности школьника. Как и в любом деле, главное здесь – терпение и труд.

Полина ШКАРУБО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77