В этом году на конкурсе «Жас толқын» в номинации «Графика» победила 29-летняя Дарина Сагумбаева. Больше шести лет она работает мастером тату. Дарина рассказала «НК», почему для нее рисунки на теле – это искусство.
ОТ ПОБЕДЫ К ПОИСКУ СЕБЯ
– Дарина, вы участвовали в «Жас толқын» не впервые. Что изменилось в этот раз?
– Да, я подавалась уже несколько раз, но раньше всегда с живописью. В этом году решила попробовать графику и не прогадала.
Освоила сангину – мягкий материал, с помощью которого получаются выразительные работы. И это очень подходило под характер моей работы. От идеи до завершения полотна прошло всего несколько дней.
Честно, все произошло очень быстро: объявили результаты, родственники поздравили. Был один день счастья, эйфории, а потом все как-то моментально улеглось. Даже немного забылось (улыбается).
– После победы были какие-то предложения – сотрудничество, мастер-классы, выставка?
– Масштабных предложений не поступило, но когда я приходила в галерею за рамкой, мне сказали подумать о персональной выставке.
Сотрудники музея и отдела искусств очень поддерживают, подталкивают: «Задумайтесь, вы уже готовы». Я и сама об этом думаю пару лет. Есть идея сделать совместную выставку с художницей Екатериной Садовниковой.

– Получается, работ для выставки уже достаточно?
– Картины есть, но они очень разрозненные: часть графики, часть живописи, разные темы. Тяжело все это объединить в одну концепцию. Плюс я уже несколько лет в основном занята татуировкой. Большие графические работы для себя делаю редко. Чаще эскизы, которые потом уходят на кожу.

ГРАФИКА НА ТЕЛЕ
– Многие вас знают как тату-мастера. Насколько татуировка для вас продолжение графики и искусства в целом?
– По сути, тату – это та же графика. Эскизы я чаще всего делаю в черно-белой технике, карандашом или в цифре. Я профессиональный художник, но в художественной школе не училась, самоучка. Поступила в КГПИ на учителя ИЗО и черчения, но там упор был больше на педагогике, чем на академическом рисунке. Уже позже ходила на курсы по пейзажу, брала занятия по академическому рисунку, работала немного в детской школе искусств. А вот по-настоящему набила руку именно в графике через татуировку, когда каждый день начала работать с линией, объемом, светотенью.

– Как вы вообще пришли к татуировкам? Это была осознанная мечта или случайность?
– Скорее, осознанное притяжение. Еще в школе мне нравились рисунки на теле, нравилась эта эстетика. А вот стать именно тату-мастером задумалась еще на учебе. Дизайн интерьеров или одежды – это вообще не мое, а вот рисовать сюжеты на основе мифологии, фэнтези или мистики – это да.
В 2019 году я окончательно ушла в тату. Пришла учиться к мастеру и сразу принесла ему свои портреты в графике. Он посмотрел и сказал: «Ну раз рисуешь портреты, то давай сразу портреты и бить». Без этапа с простыми контурами, как обычно начинают. Первые работы, конечно, далеки от идеала, но все приходит с опытом.
– Помните своих первых клиентов?
– Конечно. Это были друзья – такие добровольные модели (улыбается). Первые две работы были именно портретами. Сложно, но интересно. Сейчас уже трудно посчитать, сколько татуировок я сделала. Думаю, точно за тысячу. Ведь только постов в Инстаграме почти 500, а я ведь выкладываю далеко не все. Миниатюры или какие-то мелкие надписи часто остаются за кадром.
– У вас довольно узнаваемый стиль. В сюжетах преобладают японские мотивы, восточная мифология. Как вы нашли свою фишку?
– Все началось с аниме. С детства обожала японскую анимацию, потом стала копать глубже – мифология, духи, демоны, символика. Там безумно богатый мир образов. В восточном понимании мироздания почти у каждой вещи есть душа: у чайника, старой сандалии, фонарика.
В тату меня безумно вдохновляет японская и восточная мифологии. Как раз демоны, маски, духи, драконы. Это все отлично ложится на тело. Часто бью «рукава», можно придумать целую историю на одной руке. Плюс мне близка готическая графика, орнаменты.

– Клиенты приходят уже с таким запросом или вы подтягиваете их к себе?
– И так, и так. Многие обращаются за миниатюрками, надписями, цветочками – это классика. Но я стараюсь в соцсетях показывать именно то, что мне самой интересно.
Иногда человек приходит с одной идеей, мы разговариваем, выясняются общие интересы, и тогда я уже предлагаю что-то авторское: «Хочешь, сделаем вот такой проект?» Часто это истории с большой скидкой или оплатой клиентом только расходников, просто потому что мне важно реализовать задумку и вырасти как художнику.
– Для вас татуировка – это больше бизнес или творчество?
– Однозначно творчество. Да, это моя основная работа, на этом зарабатываю. Но по ценам я бы не сказала, что у меня очень дорого. Часто делаю именно проектные работы, которые хочу воплотить для развития.
Недавно один тату-мастер написал мне, что, мол, нужно воспринимать это как бизнес, а не как творчество, поднимать цены. Но мне важно, чтобы была возможность реализовывать свои идеи, а не просто штамповать надписи. Такие работы помогают расти мне именно как художнику.
– Какие люди приходят к вам? Есть портрет среднего клиента?
– Очень разные. Наверное, чуть-чуть больше девушек, особенно в возрастной категории от 18 до 25 лет. Много надписей, мелкой графики, геометрии, цветочков.
Но есть и люди постарше. Были женщины около 60 лет, например, женщина в годах, которая работает врачом. Ей делали надпись на латыни. Приходил дедушка уже с несколькими тату за новым рисунком. Кто-то делает тату в память о питомце. Историй много – просто не всегда их запоминаешь, потому что работаешь каждый день.
– Для клиентов тату – это чаще про смысл или про красивый аксессуар на теле?
– И так, и так. Есть те, кто вкладывают большой смысл, делают тату в честь человека, события, какого-то важного периода жизни. А есть и те, кто приходят сделать что-то просто красивое, не вдаваясь в смысл, иногда даже не знают перевода надписи на чужом языке. Смысл у каждого свой. Я лишь как мастер могу предложить форму, образ, но то, что человек будет в это вкладывать, – это уже его личная история.
РАЗВИТИЕ СТИЛЯ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
– Как проходит работа над сложными и масштабными проектами?
– Бывает очень по-разному. В идеале мы обсуждаем идею, я делаю эскиз на планшете, согласовываем, дорабатываем и идем в работу. Но случается и так, что идея вынашивается долго.
Но был у меня проект, который я рисовала почти год. И не потому что он огромный, просто мы не ставили конкретных сроков, а я постоянно возвращалась к нему, переделывала, училась чему-то новому и уже смотрела на старый вариант критически. Творческий процесс может быть бесконечным, если его не остановить (смеется).
– Вы говорили, что мечтаете о своем узнаваемом стиле. Как бы вы это сформулировали?
– Хотелось бы, чтобы хотя бы по Казахстану по тату могли сказать, что это работа Дарины Сагумбаевой. Чтобы был узнаваемый почерк, интересные сюжеты, и чтобы это все сочеталось с аккуратным исполнением на коже.
Мечтаю когда-нибудь поучаствовать в тату-фестах, например, в Алматы, где наши мастера уже выступают, и на зарубежных фестивалях. Познакомиться с именитыми мастерами, посмотреть, как они работают. Необязательно становиться самым лучшим татуировщиком – я реалист. Мне важнее развиваться и получать удовольствие от процесса. А еще бы я очень хотела открыть свою студию в небольшом, но атмосферном пространстве, где можно совмещать тату и арт.

– Есть ли мечта вне сферы тату?
– Да, я хочу развиваться в диджитал-арте. Потихоньку осваиваю графический планшет, рисую в Procreate. Сейчас в Костанае почти нет живых курсов по цифровой иллюстрации, все приходится смотреть онлайн. У нас есть художница и иллюстратор Нина Олексюк, она работает в цифровой живописи в Photoshop.
Хочется делать иллюстрации, возможно, для книг, плакатов, создавать арт, который можно печатать, а не только наносить на кожу.
– Что для вас самое ценное в вашей профессии сейчас?
– Это удивительное чувство – понимать, что твое творчество живет не на холсте, а на живом человеке, двигается, меняется вместе с ним. Ради этого и хочется продолжать. Особенно приятно, когда встречаешь клиента, и он с гордостью показывает тату и говорит: «Смотри, как круто!»
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
