Наш город Экономика

Почему при 90% местной продукции костанаец выбирает товар из СКО?

Костанайский молочный рынок переживает период активной модернизации и государственного субсидирования, однако на фоне высоких показателей местного производства потребители отмечают рост присутствия продукции из соседней Северо-Казахстанской области.

Центральным вопросом становится ценовой парадокс: почему продукция мощных игроков из вне, например, таких как ТОО «Зенченко и К», зачастую более привлекательна по цене, чем продукция местных брендов? «НК» проанализировал официальные данные управления сельского хозяйства, историю ключевых производителей и сравнил розничные цены, чтобы понять реальную картину молочного рынка Костаная.

По данным управления сельского хозяйства Костанайской области, доля местной молочной продукции на потребительском рынке составляет свыше 90%. Объемы производства местных предприятий демонстрируют устойчивый рост: 2022 год – 106,0 тыс. тонн (на сумму 66,3 млрд тенге). 2023 год – 118,9 тыс. тонн (на сумму 82,5 млрд тенге). Девять месяцев 2024 года – 88,2 тыс. тонн (на сумму 61,2 млрд тенге). Местная молочная индустрия представлена 12 молокоперерабатывающими предприятиями общей мощностью 130 тыс. тонн продукции в год. Среди них крупнейшие местные бренды – «Новый день» (ТОО «Милх») и «Село Лесное» (ТОО «Лидер-2010»).

По данным управления ветеринарии, в этом году в область из других регионов страны ввезено 4,5 тыс. тонн молочных изделий, в том числе из Северо-Казахстанской области 3,0 тыс. тонн. Импортировано из регионов Российской Федерации и Беларуси – 1,5 тыс. тонн молокопродуктов.

Кто такой Зенченко?

ТОО «Зенченко и К» – это вертикально интегрированный агропромышленный гигант из СКО. Предприятие, основанное на базе совхоза «Новоникольский» еще в 1976 году, возглавлял его тогда Геннадий Иванович Зенченко, является племзаводом. Ключевое преимущество: компания не закупает, а производит собственное сырье высокого качества, более 7000 голов КРС, в том числе голштинской породы и перерабатывает его на собственном заводе. Это позволяет контролировать весь цикл, снижать затраты на логистику сырья и предлагать конкурентную цену. Сегодня руководит предприятием Геннадий Геннадьевич Зенченко.

В крупных супермаркетах Костаная можно встретить не всю продукцию компании, в «Солнечном», например, есть только сметана, кефир, творог и ряженка. А вот в фирменных магазинах, которых в областном центре становится все больше (сейчас их 12), имеется весь ассортимент: масло, молоко, йогурты, творожная масса и т.д. В такие точки товар поступает напрямую с завода, минуя длинную цепь посредников. Это позволяет производителю максимально контролировать розничную цену, исключая наценки, в чем «НК» и убедился, обзор цен можно посмотреть в таблице.

– Продукция «Зенченко» пользуется спросом у костанайцев, на точках бывают очереди, а когда вдруг машина приезжает не вовремя, покупатели начинают переживать. Мы рассматриваем вопрос расширения, планируем открыть еще точку в районе ж/д вокзала, а также в г. Тобыле, – рассказал директор дистрибьюторской компании ТОО «Зенченко и К» в Костанайской области Артем Жиляев. – Если говорить о том, почему в супермаркетах нет всего ассортимента, это не оттого, что нам кто-то мешает, нет. Осень и зима – время для производителей сложное, коровы идут в «запуск» и не дают так много молока, как в теплое время года. Упор сейчас идет на молоко, сметану, ряженку – самые ходовые товары, а творог, йогурты – уходят на второй план. Чтобы такого пробела не происходило, компания строит самую большую ферму в стране, где будет столько коров, что предприятие будет обеспечено молоком постоянно.

Директор акцентирует, что помимо Костаная, продукция поставляется в Астану, Караганду, Петропавловск.

– Полки магазинов в столице завалены товарами ТОО «Зенченко и К» и «Родина», планируем, что так будет и в Костанае. Конечно, в области есть свои гиганты, с которыми конкуренцию выдерживаем. Могу сказать, что в связи с налоговыми изменениями костанайские производители уже подняли цены, а мы держимся на прежнем уровне. И так будет до нового года точно, – пообещал Жиляев.

Местные гиганты

«Новый день», «Село Лесное», «ДЕП» и т.д. представлены, кажется, во всех магазинах Костаная, даже в самых маленьких. Наверное, поэтому большое количество фирменных точек им не нужно. У «Нового дня» мы насчитали четыре, а у «Села Лесное» – восемь. ТОО «Милх», компания, основанная в 1997 году, является одним из старейших и крупнейших переработчиков Костаная. «Милх» активно экспортирует продукцию в Россию и в конце 2024 года запустил новый цех по производству всех видов сыров мощностью до 10 тыс. тонн в год. ТОО «Лидер-2010» – торговая марка, зарегистрированная в 2015 году. Работает в партнерстве с крупной фермой ТОО «Бек+» в Федоровском районе, что обеспечивает стабильные поставки сырья (до 60 тонн переработки в сутки). В 2024 году на заводе была проведена модернизация, увеличившая мощность до 17 тыс. тонн продукции в год.

– За девять месяцев текущего года предприятиями Костанайской области произведено 88,2 тыс. тонн продукции на сумму 61,2 млрд. тенге, из них на экспорт отправлено 7,8 тыс. тонн, в другие регионы страны вывезено 8,3 тыс. тонн молокопродуктов. Согласно статистическим данным по состоянию на 21 октября, цена на молоко пастеризованное 2,5% в Костанайской области составляет 421 тенге за литр, кефир 2,5% – 416 тенге за литр, творог – 2149 тенге за килограмм. Мониторинг осуществляется только по продукции, включенной в перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ), сметана в данный перечень не входит, – говорят в управлении сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области.

Проведенный нами анализ розничных цен подтверждает, что продукция СКО иногда имеет преимущество перед местной, что создает у потребителя ощущение большей выгоды.

Творог от «Зенченко и К» (даже с учетом наценки супермаркета – 352 тенге) значительно дешевле, чем обезжиренный творог от компании «Новый день» (452 тенге) или творога от предприятия «Село Лесное» (468 тенге).

Управление сельского хозяйства поясняет:

– На потребительском рынке цены на молочную продукцию регулируются каждым предприятием самостоятельно, исходя из затрат на производство. Анализы или исследования, выявляющие причины, по которым потребители могут отдавать предпочтение продукции других регионов, не проводились. В Костанайской области дефицита молочного сырья не наблюдается (за 9 месяцев 2025 года производство молока выросло на 9,6%). Акимат области сосредоточил силы на государственной поддержке, которая должна в ближайшие годы обеспечить местных производителей качественным и доступным сырьем, что в свою очередь должно повлиять на себестоимость, – уверяют в УСХ.

Меры поддержки

Костанайская область начала масштабную реализацию государственной программы по развитию молочной отрасли. Главная цель этого проекта – обеспечить местные перерабатывающие предприятия качественным и доступным сырьем в промышленных объемах, что в конечном итоге должно повысить их конкурентоспособность и привести к снижению розничных цен на молочную продукцию.

В основе этой стратегии лежит принцип «тиражирования опыта» — целенаправленного копирования успешной агропромышленной модели Северо-Казахстанской области (СКО). Эта модель подразумевает создание высокоэффективных, вертикально интегрированных молочно-товарных ферм (МТФ), которые позволяют предприятиям контролировать весь производственный цикл.

– За последние два года в рамках программы тиражирования опыта СКО в области освоено 20 млрд тенге. Эти средства направлены на строительство новых МТФ, которые становятся основой для будущей продовольственной безопасности региона. На сегодняшний день уже введено в эксплуатацию пять МТФ общей инвестиционной стоимостью 18,5 млрд тенге. Например, в прошлом году были запущены три фермы (ТОО «Беркут», ТОО «Астам и К», ТОО «Восток-1»), которые добавили 19 тыс. тонн мощности. В текущем году в строй вошли еще две крупные МТФ (ТОО «Каменскуральск» и ТОО «Олжа Алтын-Инвест»), увеличив общую мощность на 20,7 тыс. тонн молока, – проинформировали в управлении сельского хозяйства.

Параллельно с инвестициями в строительство ферм государство использует механизмы прямого субсидирования, чтобы сделать сырье доступным уже сейчас. Как сообщили в управлении сельского хозяйства, сельхозтоваропроизводителям выплачено 2,9 млрд тенге за сданное молоко (объем 85,3 тыс. тонн), что напрямую удешевляет сырье для заводов. Кроме того, шести молокозаводам (включая ТОО «Милх» и ТОО «Лидер-2010») выплачено 700 млн тенге на закуп сырья для глубокой переработки.

Эти меры уже приносят видимые результаты: за счет субсидий производство твердых сыров возросло на 33%, а молока в твердой форме на 12,3%. Также поддержку получают 10 сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), которые, сдав за 2025 год 20 тыс. тонн молока, получили субсидии на сумму 401,8 млн тенге. СПК являются важным звеном, обеспечивающим сырьем крупные местные заводы, пока новые МТФ выходят на проектную мощность.

До конца 2025 года эта инвестиционная волна приведет к вводу в эксплуатацию еще двух МТФ, общая мощность которых составит 6,5 тыс. тонн молока в год, при этом общая сумма инвестиций в эти объекты (КХ «Ахметов Т.Б.» на 400 голов и КХ «Тапаев Т.Б.» на 500 голов) составляет 7,1 млрд тенге.

Еще пять проектов МТФ общей мощностью 32 тыс. тонн молока в год полностью готовы к финансированию (имеются земельные участки и вся проектная документация). Общая сумма инвестиций в эти резервные объекты составляет 20,5 млрд тенге, из которых 17,2 млрд тенге планируется привлечь за счет заемных средств через АО «СПК «Тобол».

Несмотря на радужную картину, описываемую УСХ, в недавнем материале «НК» сами производители молочной продукции говорили о том, что для работы на полную мощь им не хватает сырого молока, чтобы загрузить компании или дать им возможность расти в объемах продукции. Оттого поднимаются цены и иногда выигрывают конкуренты. Однако, несмотря на сложности, предприятия Костанайской области намерены развиваться. Надеемся, все это приведет к большему вниманию населения к местной продукции.

Производитель Продукт (жирность, фасовка) Цена на сайте / в фирменном магазине (₸) Цена в супермаркете «Солнечный» (₸) Примечание
ТОО «Зенченко и К» Масло крестьянское (72,5%, 200 г) 980 Н/Д  
ТОО «Зенченко и К» Молоко (3,2%, 0,9 л) 360 Н/Д  
ТОО «Зенченко и К» Творог (5%, 200 г) 300 352 Цена в супермаркете выше.
ТОО «Зенченко и К» Сметана (15%, 200 г) 290 Н/Д  
«Новый день» Масло Крестьянское Сливочное (72,5%, 180 г) Н/Д 959 Прайс на сайте отсутствует.
«Новый день» Молоко (3,2%, 1 л) Н/Д 558 Прайс на сайте отсутствует.
«Новый день» Творог Обезжиренный (200 г) Н/Д 452 Прайс на сайте отсутствует.
«Новый день» Сметана (15%, 200 г) Н/Д 346 Прайс на сайте отсутствует.
«Село Лесное» Масло Крестьянское Сливочное (72,5%, 180 г) Н/Д 1274 Прайс на сайте отсутствует.
«Село Лесное» Молоко фин-пак (3,2%, 0,9 л) Н/Д 458 Прайс на сайте отсутствует.
«Село Лесное» Творог (5%, 180 г) Н/Д 468 Прайс на сайте отсутствует.
«Село Лесное» Сметана (15%, 180 г) Н/Д 380 Прайс на сайте отсутствует.

Полина ЦИММЕР,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77