ЖКХ Костанай и костанайцы

Почему в Костанае так и не внедрили систему управления светофорами?

Горожане то и дело обращаются в редакцию с жалобами на неработающие светофоры. Корреспонденты «НК» решили провести свой рейд, а заодно вспомнить историю установки «трехглазых» регулировщиков движения. Тем более и повод есть – 5 августа отмечается Международный день светофора.

Один из интересных проектов в этой сфере – «Зеленая волна». Благодаря этому нововведению светофоры областного центра стали бы «умными» и автономно рассчитывали количество времени для движения на перекрестках. Но идею не смогли воплотить в жизнь, проект свернули, когда он был готов почти на 90%, и подрядчики продолжают выезжать на объекты и подкручивать секунды вручную.

О ДАТЕ

Первый аналог светофора появился в начале XX века. Как раз 5 августа в 1914 году в американском городе Кливленде установили первый предшественник современных устройств. Он горел красным и зеленым цветами, а при переключении издавал звуковой сигнал.

Вообще самый первый светофор изобрел британец Джей Найт еще в 19 веке, его аппарат стоял возле здания парламента в Лондоне в 1868-м. Спустя три года фонарь взорвался и поранил полицейского. После происшествия о светофоре забыли до 1910 года, тогда разработали и запатентовали первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов.

Трехцветные, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 году. У наших соседей в России аппараты появились в январе 1930 года – на углу Невского и Литейного проспектов в Санкт-Петербурге.

В Казахстане первопроходца установили в 1938 году в Алма-Ате (Алматы), на перекрестке улиц Красноармейская (ныне Панфилова) и Гоголя.

Принцип работы светофоров с тех пор не изменился, кстати, в Японии пробовали использовать синий цвет вместо зеленого разрешающего. Но позже ученые выяснили, что синий цвет воспринимается человеком хуже. Так что во всем мире они работают одинаково, придумывают лишь дополнительные фишки для удобства в управлении.

НЕ ПОУМНЕЛИ

В Костанае тоже пытались сделать регулировку светофоров с современными веяниями. Реализовывать проект «Зеленая волна» в Костанае начало ТОО «Тазалык-2012», эта организация не всегда занималась вывозом мусора.

–  У нас был дорожный участок, мы строили и обслуживали знаки и светофоры, а также наносили разметку на дорогах, – рассказал директор ТОО «Тазалык-2012» Александр Кушнир. – На нашем предприятии работал круглосуточный светофорный участок. В блоке центрального управления находился человек, который по мониторам следил за аппаратурой. Если видел, что на каком-то из перекрестков вышел из строя светофор, сразу направлял туда дежурную машину со слесарем. Ремонтом занималось отдельное звено, которое восстанавливало сломанное оборудование, у нас имелись оборотные светофоры, чтобы перекрестки не простаивали. Сломанный забирали, целый вешали и так по цепочке.

Почти все новые светофоры с таймерами, что сейчас стоят по городу,  установлены ТОО «Тазалык-2012» в рамках специального проекта «Зеленая волна». О принципе его работы «НК» рассказал бывший руководитель отдела ЖКХ Александр Маклюк, на его годы работы в ведомстве (с 2005-2014 годы) как раз и пришлось нововведение.

– Проект «Зеленая волна» отвергло министерство МВД, была целая программа, разрабатывалась ПСД. Если память мне не изменяет, предполагалась установка 144 светофоров. На улицах, где проводилась реконструкция, в проект сразу закладывали эти затраты. Планировалось каждый перекресток оснастить светофорами и камерами, с их помощью оборудование, анализируя поток машин, должно было само рассчитать необходимое число секунд для оптимального движения. Для этого еще нужно было установить программное обеспечение, – рассказал Александр Маклюк.

Для реализации проекта закупали светофоры с завода в Минске.

– Это была визитная карточка Костаная, в нулевых еще нигде в стране не было светофоров с таймером, только у нас. Все приезжали и удивлялись, как же это современно, а главное, удобно и безопасно для передвижения, – вспоминает Кушнир. – Мы реализовали «Зеленую волну» практически на 90%. Но в последний год по каким-то причинам проект не был профинансирован, программное обеспечение не закупили. И к этому вопросу больше не возвращались.

Так в областном центре и осталось: на большинстве перекрестков установлено современное оборудование, только работает по старой схеме.

А еще чуть позже строительство и обслуживание светофоров передали в конкурентную среду, и этот вид деятельности пошел по рукам через портал госзакупок. С 2016 года ТОО «Тазалык-2012» больше не касалось этой сферы.

– Тендер на эти работы нельзя разыгрывать каждый год, ими нужно заниматься минимум 5 лет, неважно, какая это компания. Создать материально-техническую базу, работать качественно, чтобы светофоры постоянно были в строю, – поясняет специалист. – А так пришел на год деньги заработать, потом следующий. Никаких гарантий нет. Я не могу выйти на конкурс. Почему? Например, бюджет выделяет 40 млн тенге, заходит на конкурс какое-то ИП и предлагает сделать работы за 20 млн. Я на такие условия не соглашусь, у меня здание, техника, люди, как их содержать? Естественно, проигрываю.

Кстати, такая же ситуация складывается по всей стране: организации, имеющие огромный опыт и материально-техническую базу, остаются не у дел. «НК» связался с ТОО «Карагандаавтотранссигнал», предприятие много лет занималось строительством и обслуживанием светофоров в Караганде и в этом году конкурс выиграть не смогло.

– Наше ТОО ведет свою историю с 1971 года и специализируется в такой жизненно важной сфере, как организация дорожного движения. Изначально компания была сделана под шефством ГАИ, потом произошли преобразования, выделилось отдельное предприятие, которое на протяжении всего этого времени работало на территории Карагандинской области. Сейчас, после изменений в законодательстве, в эту сферу деятельности дают возможность выйти по госзакупкам всем желающим, и вот произошло так, что в этом году тендер выиграла другая компания, – говорит замдиректора ТОО Наталья Душко.

Теперь ТОО будет искать другие варианты работы, кстати, новому подрядчику от старого предприятия останутся светофоры австрийского производства.

СВЕТОФОРЫ СЕГОДНЯ

За нашими минскими и не только светофорами, если верить порталу госзакупок, нынче следит ИП «АртСтрой». На текущее содержание 131 светофорного объекта из бюджета выделили 36 607 142 тенге, подрядчик скинул 200 тысяч тенге с этой суммы и выиграл госзакупку. Беседовать с корреспондентами «НК» руководитель ИП по телефону не стала, сказала, что всем занимается инженер, пообещала сообщить его номер, но этого не случилось. Так что ходом работ с «НК» костанайский подрядчик не поделился.

В ситуационном центре Ikomek сообщили, что с начала года они приняли 583 заявки по неработающим светофорам, сейчас в работе находится девять. Есть в городе объекты, которые ломаются часто. Например, читатели «НК» периодически жалуются на неработающие светофоры на перекрестке Пушкина-Майлина. Вообще на реконструированном участке по улице Пушкина уже несколько лет не могут наладить работу светофоров, потому что они до сих пор на гарантии подрядчика, который не спешит их чинить. На пересечении Темирбаева-Гоголя, Дощанова-Майлина также постоянные перебои в работе «трехглазых» регулировщиков.

Когда люди постоянно присылают фотографии или видео с неработающими сигналами, кажется, что буквально на каждом светофорном объекте города есть какой-то изъян. И задумываешься над тем, что все же правильнее было, когда ремонтом и обслуживанием занималась одна организация, у которой опыт, люди и оборудование. Тогда и спросить можно по полной за каждый неработающий светофор. Ведь это наша с вами безопасность.

Полина ШКАРУБО,

фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77