Экономика

Почти год длилось противостояние антимонопольного ведомства и КХ «Садовод»

Госорган в мае прошлого года заинтересовался деятельностью трех крупных овощеводов области – КХ «Тэрра», ТОО «Олжа Ак-Кудук» и КХ «Садовод»

Причина – необоснованное повышение цен на морковь в мае 2019 года.

Товаропроизводителей попросили предоставить объяснение. Все три предпринимателя ответили на это примерно одинаково: рост цен зависит от конъюнктуры рынка и связан с сезонностью. Однако антимонопольщиков почему-то не устроила позиция именно КХ «Садовод». Началась проверка, по результатам которой руководителю предприятия Виктору Симоненко назначили штраф чуть более 600 тысяч тенге. Он с решением департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по Костанайской области не согласился, поэтому обратился в суд, сначала чтобы обжаловать приказ антимонопольного ведомства, а затем – протокол о штрафе. Разбирательства растянулись практически на год…

Представитель КХ «Садовод» Алексей Михеев рассказал «НК», что первый вопрос к сущности проверки и штрафа возник, так скажем, еще «на пороге»: почему деятельность КХ проверяют антимонопольщики?

Согласно данным ведомства, «Садовод» вместе с «Тэррой» и «Олжа Ак-Кудук» занимают более 90%(!) рынка овощей на территории Костанайской области. Но, как отмечает Михеев, в регионе аналогичный товар реализуют более 160 производителей. Кроме того, антимонопольщики не учли в своей статистике продукцию, ввозимую из России, Узбекистана и других регионов Казахстана. Тогда почему именно «Садовод», «Тэрру» и «Олжа Ак-Кудук» внезапно сделали монополистами?

– Костанайские овощеводы же не «КазТрансГаз Аймак», чтобы населению приходилось обращаться только к ним, – сравнивает Алексей Михеев. – Сначала мы обжаловали в Специализированном межрайонном экономическом суде приказ антимонопольщиков по результатам проверки. Нам отказали. Затем мы подали апелляцию и опять же получили отказ. Тогда департамент составил протокол о наложении штрафа на наше КХ и направил его в административный суд. Вот там мы уже начали детально разбираться в этой всей истории. Хочется отметить, что прокуратура очень активно подключилась к нашему делу. В итоге мы совместно нашли много несоответствий и нарушений. Оказалось, что антимонопольщики за точку отсчета брали валовой продукт и принимали его за объем товара, который производитель поставляет на рынок. Но это неверно, потому что не вся продукция попадает на полки магазинов: что-то относится к третьему классу, что-то утилизируется, пропадает.

К тому же, в данном случае, к трем овощеводам была претензия по цене не на весь овощной ассортимент, а только на морковь. Согласно выводам департамента Агентства по защите и развитию конкуренции, «Садовод» и «Тэрра» занимают 96% этого рынка. Алексей Михеев поясняет: население области в год потребляет 20 тысяч тонн моркови. Однако у КХ нет столько площадей, чтобы вырастить такой объем урожая.

– Все три предприятия занимают на рынке всего 19%. Чтобы считаться монополистом, нужно занять не менее 35%, – отмечает представитель КХ «Садовод».

Второй очень важный вопрос: трех овощеводов обвинили в ценовом сговоре, якобы они согласованно повысили стоимость своих товаров, то почему в итоге проверку проводили только в отношении «Садовода»? К слову, адвокаты и прокуратура, проверив документы антимонопольщиков, никаких совпадений по ценам трех производителей не нашли.

– Кроме того, они выставили нам нарушения по розничному рынку, а кое-где в документах указывали цены оптовые, – недоумевает представитель КХ «Садовод». – Непонятно, как создавался тот отчет, если там было много ошибок, даже арифметических. Нам вменяли нарушения за 2019 год и два первых месяца 2020-го, якобы мы демпинговали на рынке. Но не был учтен один момент: «Садовод» реализует 15 видов моркови. Она разная по цене, потому что в ассортименте представлено несколько сортов, а также овощ продают мытый и упакованный. Однако все это проверяющие посчитали как один товар и высчитали среднюю цену, якобы мы ее подняли. При этом никто не взял во внимание и то, что в первую очередь мы стараемся распродать неупакованный товар, он дешевле и меньше хранится, а ближе к началу нового урожая у нас остается самая дорогая морковь – мытая и фасованная.

Наконец, говорит Михеев, на руку им сыграло то, что в документах антимонопольное ведомство как нарушителя везде указывало КХ «Садовод» – торговое наименование продукции. Это существенная ошибка, потому что взыскание может быть применено только к юридическому или физическому лицу – ИП Симоненко или Виктору Симоненко, как руководителю предприятия. В итоге, учитывая многочисленные несоответствия и нарушения, Специализированный административный суд г. Костаная 4 марта прекратил производство и избавил КХ «Садовод» от штрафа.

При этом представители департамента так и не ответили в суде на поставленные истцом вопросы: в чем реально было нарушение со стороны овощевода, и почему на свободном рынке государство вздумало устанавливать ограничения? К тому же морковь не относится к категории товаров первой необходимости, и в 2019 году мы еще не жили под гнетом пандемии, когда доходы населения существенно упали…

Татьяна НАЗАРУК
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77