Социум

Пользуются ли секонд-хенды популярностью среди костанайцев?

Первый секонд-хенд появился в Англии еще в 1943 году. А на территории стран СНГ такие магазины открылись в конце прошлого столетия, свое распространение они получили в начале двухтысячных

Если раньше к секонд-хендам многие относились с недоверием и даже пренебрежением, то сейчас взгляд на вторичное использование в корне изменился.

Экология важнее моды

Большой спрос на секонд-хенды появился на волне тренда на осознанность. Люди стали понимать, что культура массового потребления по принципу «купил-поносил-выбросил» приводит к крупным экологическим проблемам. А модная индустрия буквально обязывает потребителей постоянно делать обновки, отдавая продавцам немалые суммы.

Сами посудите, мода на одежду меняется каждые полгода, а то и чаще. А магазинные полки обновляются ассортиментом каждый месяц. Чтобы удовлетворить такие запросы, текстильные фабрики во Вьетнаме, Китае и Бангладеш, а именно они массово обшивают весь мир, обязаны работать постоянно, ежедневно выбрасывая отходы в водоемы и атмосферу. К тому же любые бренды одежды хотят сэкономить, как можно больше на производстве. Многие швеи вынуждены трудиться в рабских условиях. Вспомните крушение швейной фабрики в Дакке, Бангладеш. Тогда в 2013 году погибло свыше 1000 сотрудников. 8-этажное здание рухнуло из-за алчности владельцев, которые не хотели останавливать производство даже после появления трещин на фасаде.

Модная индустрия в реальности кардинально отличается от своего рекламного образа. Это вредный, а порой и опасный бизнес для нашей экологии. Узнавая все больше фактов о губительном производстве, люди стали искать пути меньшего и осознанного потребления.

Секонд-хенд – это тренд

Кто-то решил просто покупать реже и не гнаться за модой, другие же полностью перешли на вторичное использование. Кстати, повторное использование одежды – это не только про секонд-хенды. В больших семьях многим приходилось донашивать одежду за старшими детьми, так младшие неосознанно заботились не только о семейном бюджете, но и об экологии.
Секонд-хенд работает по такому же принципу. Предыдущие владельцы из Европы сдают ненужную одежду хорошего качества в специальные офисы. Там ее стирают с использованием сильных химических средств, складывают по мешкам и отправляют по всему миру.

Если лет десять назад в Костанае существовало лишь несколько секонд-хендов, то сейчас в нашем городе около 13 таких магазинов. Сравните, в Нур-Султане 28 секонд-хендов, хотя в столице население почти в пять раз больше. А это значит, что костанайцы часто заглядывают в подобные магазины.

«НК» решил устроить небольшой рейд по костанайским секонд-хендам и выяснить, что можно найти на прилавках.
Первым в нашем списке стал магазин с вывеской Second Hand, расположившийся вблизи музыкального магазина «Гармония». И неслучайно. Это одно из старейших мест в городе, открытое 16 лет назад.

Владелица Елена организовала точку, когда вещи еще можно было купить на вес. Сейчас же одежду так уже не продают – на каждый товар указывается определенная цена. Как оказалось, здесь продается и совершенно новая одежда, с бирками – это называется «сток». Таких вещей приходит немало, но их разбирают в день поступления. Завсегдатаи внимательно следят за этим.
Известны шуточные истории про найденные десять долларов в кармане джинсов. Выясняется, это жизненно и актуально по сей день.

– Да, мы до сих пор находим деньги в карманах, но только не доллары, а евро. Одежда ведь приходит к нам из Европы, – рассказывает Елена.

При такой удаче можно выйти даже в плюс. К слову, вещи здесь недорогие. Джинсы из плотного денима можно купить за 4-5 тыс. тенге, что в два-три раза дешевле, чем в магазинах. А футболка и вовсе стоит 1,5 тыс. тенге. Где вы видели такие цены?

– Раньше у нас было еще дешевле, – признается владелица. – А все из-за повышения курса. Нам вещи как приходили 10 евро за мешок, так и приходят. Но если раньше я могла купить этот мешок за 2000 тенге, то сейчас мне это обходится в 4300.

Рассматривая вешалки с одеждой, мы наткнулись на твидовый костюм а-ля Chanel, модные джинсовые куртки с вышивкой и даже меховое пальто.

– Чаще всего к нам приходят обеспеченные люди, которые разбираются в брендах. Ведь новая вещь стоила бы не одну сотню долларов, а здесь они приобретают ее за копейки, – уточнила продавец.

В этом секонд-хенде было представлено много интересной одежды, но чтобы отыскать ее, требовалось приложить усилия. Не вся одежда развешана, некоторые вещи просто сложены в аккуратные кучки.

Далее мы двинулись в любимый многими секонд-хенд по ул. Дулатова, который до этого располагался в здании «Багета». Зайдя сюда, мы предположили, что ошиблись адресом. Внутри все было обставлено, как в обычном магазине: одежда аккуратно развешана, имеются ценники, приличное освещение и даже примерочные.

Причем цены были не выше, чем в предыдущем магазине. А среди одежды мы заприметили джинсы американского бренда GUESS. Новую модель не купить дешевле, чем за 60 тысяч тенге, а здесь они стоят 4.

Но один нюанс: как раз из-за хорошего освещения в глаза бросалась некая «усталость» вещей: катышки, истонченные и выцветшие ткани. Кстати, в этом магазине было многолюдно, среди посетителей мы увидели как пенсионеров, так и молодых парней и девушек.

Эксклюзив по низкой цене

Молодежь, кстати, регулярно посещает секонд-хенды в поисках необычной и винтажной одежды. Например, жительница Костаная Айгерим, известная под псевдонимом Alivia Gastel. Девушка покупает одежду для творческих съемок и использует ее в обычной жизни.

– Вторичную одежду ношу с детства, поскольку я росла в большой семье. У меня много двоюродных сестер, за которыми я донашивала. А осознанно в секонд-хенд я пошла в 18 лет, – говорит модель.

Причина вовсе не в экономии, а в эксклюзивности вещей. В секонд-хендах все представлено в одном экземпляре. По словам Айгерим, в таких магазинах можно найти совершенно фантастические вещи, в которые ты влюбляешься с первого взгляда.

Табу для девушки – покупка нижнего белья, а оно там действительно продается. Однако имеются модели с бирками – это уже выбор каждого человека. Главный же совет, который дала собеседница – не бояться и рыться в кучках с вещами. Кстати, Айгерим занимается и кастомизацией одежды, то есть созданием собственного дизайна.

Есть и такие, кто из вещей создает даже экологичные бренды. Среди них Екатерина Паевская, о ней «НК» уже писал. Девушка перешивает вещи, создает принт и продает готовое изделие. Модели Екатерине заказывают по всему Казахстану, клиенты есть и с зарубежья. А совсем недавно наша героиня участвовала в настоящем модном показе. Вот отличный пример того, что в стоках можно найти эксклюзивные вещи и создать на их основе свое дело.

В любом случае выбор остается за вами – одеваться в секонд-хендах или нет, но поинтересоваться определенно стоит. Хотя среди изученных нами «секондов» были и те, где кроме поношенной и старомодной одежды ничего не было. Но ведь есть другие, которые хотелось изучать часами и перемерить в них весь ассортимент.

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Виктории БОЛГЕРДТ и героини


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77