Социум

«Позиция акимата – будем запрещать!»: аким Костаная встретился с жильцами домов, возле которых упал кран

Люди недовольны, что рядом строятся 11 и 19-этажка

ЧП, произошедшее сегодня, 30 ноября, во дворе дома по ул. Шевченко, 130 подняло проблему точечной застройки на новый уровень.

В 12:30 около строящейся 11-этажки рухнул кран. Погиб 49-летний рабочий. Местные жители, которые в этот момент были дома или шли во дворе, до сих пор в шоке и теперь просят акима остановить стройку.

– Документы на эту многоэтажку у застройщика, ТОО «Елена Д», есть, госэкспертизу проект прошел. Землю в свое время он выкупил, строить имеет право. Отказать мы не могли, – информировал людей Марат Жундубаев. – Сейчас полиция возбудила уголовное дело по нарушению правил безопасности при ведении строительных работ.

На время следствия стройка будет приостановлена. А что дальше? Власти пока сказать не могут.

Как уточнил «НК» замруководителя управления ГАСК области Самат Мадиев, государственную экспертизу проект злосчастного 11-этажного дома прошел. Но выдает положительное заключение не наш ГАСК, а госэкспертиза, так называемая РГП.

– Это централизованный орган. Все проекты поступают в Астану, а оттуда уже перенаправляются по регионам. Туда, где посвободнее и поменьше работы, – отметил Самат Мадиев. – Конкретно для этого проекта госэкспертизу делали в Семее.

Но все эти объяснения для людей, которые сегодня испытали шок, конечно, мало что значат.

– А как нам сейчас жить? Жить и бояться ночью спать? Я каждый вечер гуляю здесь с мужем. Рядом школа. Я видела этот кран и два дня назад сказала мужу, что он упадет, – обратилась к акиму местная жительница по имени Анжела. – Посмотрите, у этого дома угол оббитый. Я видела, как они плитой ударяли по зданию. Рабочие были всегда без страховки, без касок.

Марат Жундубаев пытался успокоить пришедших, говоря, что, к счастью, больше никто не погиб, а со всеми нарушениями разберутся, но местами его усилия были бесполезны.

– Я сегодня могла погибнуть с детьми! Не вы, а мы, обычные люди! Что я должна чувствовать, когда на твоих глазах летит кран в дом, в окно, а у тебя ребенок сидит уроки делает. Вы думаете, что это нормально? – продолжали люди.

– Здесь могила была. И это не дает им строиться. В первый день, когда они начали заливать фундамент, там умер человек. А теперь вот второй. Аллах не разрешает строиться. Сегодня тем более четверг, – обратилась к акиму местная жительница.

– Вы в этой части правы, правы, – согласился аким города.

После этой трагедии местные жители начали выступать против строительства 19-этажного дома, который по планам того же застройщика ТОО «Елена Д» должен расположиться неподалеку. На днях людей пригласили на общественные слушания, но, по их словам, застройщик дал жильцам понять, что их мнение ничего не значит.

Марат Жундубаев сразу сказал, что акимат даже не был в курсе планов компании.

– Застройщик должен был, прежде чем вас собрать, с нами согласовать, получить добро! Но этого сделано не было. Он нарушил все правила. По 19-этажному дому позиция городского акимата такова: мы ему будем запрещать строить! – констатировал аким.

Люди начали кричать спасибо и хлопать, но в толпе скептически заметили: «Но это не значит, что дом не построят, господа!».

– Пока мы не видим законных оснований, чтобы давать разрешение, – ответил Жундубаев.

Люди кричали, что около стройки нет никаких знаков, ограждений, а рядом ходят дети. Есть ли какие-либо нормативы по этому вопросу? Руководитель отдела архитектуры Гульсара Курмангалиева рассказала, что все правила были соблюдены.

– По нормативам не указано, какой именно забор должен быть, какой толщины. Дорожных знаков соответствующих по строительству не существует, – добавил Самат Мадиев.

Удивительно, что в толпе стоял и приглашенный представитель ТОО «Елена Д». Назвали его Иваном Васильевичем, но мужчина ничего не говорил, а на обвинения реагировал улыбкой и смешками. Это очень разозлило людей. Аким вовсе попросил «убрать» этого мужчину подальше.

– Мы сейчас его пригласим и будем отдельно разговаривать, – заверил Марат Жундубаев. – Я с себя ответственности не снимаю, я сюда поэтому приехал. Но вы поймите, что я не архитектор и не эксперт. Есть специалисты, которые должны качественно выполнять свою работу.

Что касается 19-этажного дома, то «НК» Гульсара Курмангалиева пояснила, что компания на этот проект не получала никаких документов. Выходит, застройщик пока эту стройку только планирует. Могут ли ему отказать в выдаче разрешений?

– Мы проект будем рассматривать в рамках действующего законодательства. Без плана детальной планировки невозможно производить строительство. Кроме того, всегда запрашиваются технические условия, то есть выясняется, имеется ли мощность для подключения к инженерным сетям. Если нет, тогда выдаются отрицательные технические условия, – объяснила Курмангалиева.

Этот момент важен, поскольку жильцы дома №130 по ул. Шевченко жаловались на слабый напор холодной воды и проблемы с теплоснабжением. И как в таких условиях строить еще 19-этажку?

К слову о первом погибшем на этой стройке. Трагедия произошла 30 марта. Руководитель управления по инспекции труда Бахыт Каширбеков пояснил «НК», что тогда ТОО «Елена Д» к ответственности не привлекли, потому что погибшего сотрудника на работу по договору ГПХ нанимал субподрядчик. То есть никаких трудовых отношений с ним по закону не было.

– Поэтому мы родственникам-потерпевшим объяснили, что надо обращаться в суд, и свое заключение дали органам полиции, – подытожил Каширбеков.

Аким области Кумар Аксакалов не раз говорил о запрете точечной застройки, однако реальность показывает совсем другое.

Татьяна ФАЙЛЬ, фото Ларисы БОЖКО

 

 


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77