Костанай и костанайцы Социум

Правильно ли, что для своих чад родители не жалеют ничего?

Ассортимент игрушек велик – виды, формы, дизайн, качество – глаза разбегаются

Более того, новые трендовые развлечения для детей появляются на полках магазинов и в маркетплейсах почти ежедневно. Насколько важен выбор игрушек и как именно они влияют на психику детей, попытались разобраться корреспонденты «НК».

ВСЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

Почти каждый современный ребенок имеет в своей детской комнате чуть ли не Диснейленд. Для своих чад родители не жалеют абсолютно ничего. Так, семья Каминских каждую неделю пополняет коллекцию дочери очередной куклой.

– Соня была долгожданным ребенком. Она у нас единственная, поэтому стараемся покупать ей все, что она хочет. У нее около двадцати Барби, также всякие пупсы и мелкие куклы. Чтобы было интереснее играть, купили домик, в который позже добавили мебель, посуду и даже автомобиль, – рассказывает мама девочки Людмила. – Честно говоря, мы никогда не задумывались, насколько они ей нужны. Хотелось просто порадовать ребенка, тем более есть возможность это делать. Если идем куда-то, обязательно покупаем новое, чтобы оставить приятный след в памяти. Единственное, в последнее время очень расстраивают миниатюры из киндер-сюрприза. Сейчас они и стоят дорого, и делаются некачественно. Внутри множество деталек, которые порой даже не собрать.

По мнению Людмилы, игрушки очень важны для ребенка. Именно с ними дети проводят все свое время, и это нормально, когда они теряют интерес к одному и желают что-то новое.

– Мы с мужем много работаем, поэтому Соня часто остается одна, и я не вижу ничего плохого в том, что ей есть, чем себя занять. К примеру, в начале лета мы купили ей машинку для создания сахарной ваты. Не настоящую, конечно, а специальную, для детей. Весь сезон она делала вату и делилась вкусностями с соседскими ребятами. Для нее это было занимательно и нам в радость, – заключает Каминская.

Поддерживает Людмилу мама и молодая бабушка Наталья Луговская.

– Мы стараемся дать нашим детям все и даже больше. Вспоминая свое детство, я до сих пор помню игрушки, которые были у меня. Родители их всегда покупали, также и я старалась уже для сына и дочки. Сейчас покупаю внуку. Разновидностей много, к тому же они многофункциональные: заводные, механические, поют и даже ходят. Как-то я наткнулась на утят, которые могут бегать по лестнице, и подумала: «У меня такого не было, у моих детей тоже, пусть у внука будет!»

Наталья признается, из подаренного малыш мало с чем играет: что-то быстро надоедает, а что-то еще не подходит по возрасту.

– С одной стороны, плохо, когда всего слишком много: игрушка просто теряет ценность для ребенка, а с другой, когда покупать, если не сейчас? Он ведь больше не будет таким маленьким. Для себя я поняла, что брать нужно в меру. К тому же с ребенком необходимо заниматься. К сожалению, сегодня все чаще можно встретить зомбо-мамочек, которые оставят малыша играть в песочнице, а сами в это время полностью поглощены своими гаджетами, -говорит Луговская.

К слову, Наталья своему девятилетнему сыну игрушки сейчас практически не покупает. Семья больше предпочитает настольные игры, в которых принимают участие все члены семьи.

ВКЛАД В БУДУЩЕЕ

Конечно, родители рассуждают с той позиции, что им хочется, чтобы у детей было все самое лучшее и интересное. Но психологи отмечают, что можно накупить огромное количество игрушек, но все они будут бесполезны, если с ребенком не заниматься. Недостаточно просто приобрести желаемое, нужно еще объяснить, как с этим правильно обращаться. Это очень кропотливая работа, требующая много времени и внимания со стороны родителей. Но это и есть вклад в его будущее.

– Игрушки важны и должны быть в жизни ребенка. Это средство для стимуляции детской игры, которая помогает улучшить и сформировать работу головного мозга. Для детей это возможность самостоятельно создавать историю, сюжет и проиграть его, – объясняет семейный и кризисный психолог Людмила Должикова. – Относительно бессмысленности, действительно, в последнее время дети теряют интерес к воспроизведению событий реальной жизни и культурных тем в играх (чаепитие, отношения матери и дочери, игра в больницу). Таким образом, они в какой-то степени лишаются возможности узнавать о реальных природных и социальных процессах через игру, поскольку их внимание занято модными игрушками, которые они увидели в социальных сетях или которые понравились их родителям.

В настоящий момент акцент делается на экономических посылах – быстром потреблении эмоций. Взрослые зависимы от своих эмоциональных удовлетворений, это отражается на ребенке: только захотел – сразу купили. Нет возможности приобрести что-то большое – берут мелкие игрушки, которые, как правило, не несут посыла.

– Это можно отнести к закрытию детских гештальтов у взрослых. В этом случае родитель выбирает подарок, который нравится ему, а не ребенку. Дети развиваются путем подражания, поэтому так важно не просто купить, а научить его играть, заниматься вместе с ним. Позиция взрослого проста – я дам то, чего не было у меня. Но свое внимание они уделяют только материальной стороне. Отсюда и потребность в модных игрушках, – объясняет Должикова.

Сегодня дети видят то, что транслируют по телевизору и в социальных сетях, в то время как живой пример начал уходить на второй план. Главная задача родителя – подарить радость, и делают они это через покупку игрушек. Такие действия ведут к тому, что детские развлечения просто теряют смысловую нагрузку, и приоритетом для чада является сам факт ее наличия, а не использования.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

Немаловажную роль в правильном использовании игрушек отводится воспитателям. Так как именно в детском саду ребенок проводит весь день.

– Любой вид деятельности сопровождается игрушкой, особенно, если мы говорим о детях дошкольного возраста. Зачастую, родители покупают их, чтобы отвлечь ребенка и не заниматься с ним. В детском садике все иначе: игрушка выступает как один из элементов воспитания, а не наоборот, – делится с нами воспитатель детского учреждения «Диами» Наталья Цивильская. – Трендовые развлечения интересны детям, и я ничего не имею против них. К примеру, в нашем саду есть поп-ит, и с ним хорошо играют. Это развлечение не несет негативного воздействия на психику, поэтому является безопасным.

Игрушки также активно используются на занятиях – малыши восприимчивы к ярким цветам и звукам.

– К примеру, на математике мы обязательно берем мячик или кубик, чтобы объяснить деткам, какая фигура катится, а что неподвижно. Соответственно, малыш уже не будет ломать их или добиваться иного действия, – поясняет воспитатель. – На развитии речи при помощи развивашек пробуем составлять рассказы, учимся описывать предметы. Все подбирается согласно возрасту: в каждой группе присутствуют свои элементы. Учить нужно постепенно и понимать, что дети успеют опробовать все, не стоит торопиться. Допустим, не надо покупать малышам радиоуправляемые игрушки, потому в их возрасте им это не будет интересно. Все развлечения должны соответствовать возрасту.

Цивильская также уточняет, что внимание стоит обращать и на цвет. Палитра должна быть насыщенной и вызывать у ребенка приятные эмоции. В основном это желтый, синий, зеленый, красный и белый. Не подойдут черные и серо-буро-малиновые игрушки, которые будут настораживать и даже пугать.

ВЫВОД

Итак, игрушка является не только радостью, но и ключевым элементом развития. Как это скажется на развитии – зависит от родителей и близких. Покупать игрушки без цели – бесполезная трата денег. А порой это может дать обратный эффект – дети не научатся ценить их. При любой покупке важно учитывать мнение ребенка, знать его предпочтения и интересы. Развлечения должны соответствовать возрасту, тогда к ним не будет пропадать интерес, и у детей сформируется более аккуратное отношение к вещам.

Обязательно нужно разговаривать, спрашивать, почему игрушка важна для него, как он будет с ней играть. Сам взрослый должен принимать участие в процессе, так как именно через игру ребенок учится воспроизводить определенные ситуации, имеющие различные контексты и важность.

Например, проигрывать страх, смелость или победу над врагами.

Помните, игрушки – это средство познания мира, и как оно будет проходить, зависит от взрослых – наличие их огромного количества не приведет к развитию, не поможет воспитанию.

Кристина ФРИТЦ,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77