Культура

Представители старой школы костанайского рэпа рассказали о своем творчестве середины 2000 годов

Хип-хоп в последние десятилетия является одним из самых популярных музыкальных жанров во всем мире, Казахстан не исключение. Однозначно сложно сказать, кто из исполнителей в Костанае стал первым читать рэп, но в среде городской молодежи этот стиль появился около 27 лет назад

Многие молодежные современные рэп-кумиры отличаются эпатажным поведением, обилием татуировок и саморазрушительным образом жизни. К слову, и внешность ныне популярных исполнителей – это смесь образов из мира панков, готов, рокеров и рэперов вместе взятых. Хочу сразу сказать, что это исключительно мои личные наблюдения, поэтому могу ошибаться. Да простят меня и те, и другие последователи перечисленных субкультур за общее сравнение.

А в этом материале мы погрузимся в прошлое костанайского рэпа, вспомним, как появился в городе этот южно-африканский незнакомец. Начну с себя, так как в детстве воочию видел зарождение этого музыкального рифмования в Костанае.

Мои воспоминания

Первых рэперов в Костанае я заметил летом 1996 года, тогда мне было 9 лет. Интересная встреча произошла в районе КЖБИ, где я в то время жил. Ребята были немного старше, они несли в себе что-то новое и нетипичное для нашего постсоветского времени. Читали ли парни рэп или нет, сказать сложно, так как я этого не видел, но они точно слушали музыку из Гарлема. А еще некоторые из них танцевали брейк-данс, не столь виртуозно, как нынешние таланты, но все же. Заводить дружбу с обычными ребятами со двора они не спешили и тусовались на районе обособленно. Очень подкупал стиль одежды – широкие штаны, футболки на два размера больше, толстовки, банданы, бейсболки и другие вещи, которые в конце 90-х в Костанае купить было непросто.

Уже позже подобных представителей хип-хоп культуры я видел в разных городах нашей страны. К примеру, в 2001 году последователей рэпа повстречал в Шымкенте. Да-да, именно там. К слову, самый южный регион Казахстана в народе называют Техасом. Не знаю, повлияло ли сравнение с одним из южных штатов Америки на популярность этой субкультуры в городе, но рэп в Шымкенте слушали уже тогда. В 2002 году я был в Нур-Султане (тогда еще Астане – прим. ред.), где наблюдал похожее, только здесь еще развивалось и граффити, уличные художники набирали популярность.

Немые крикуны

В начале сентября этого года в областном центре прошел фестиваль Kostanay Music Fest. Впечатленный выступлением молодых рэперов, я решил встретиться с представителями старой школы этого направления и вспомнить с ними прошлое. К слову, в 2000-х в городе было около десяти групп, в том числе и сольные исполнители. Я вышел на связь с Арыстаном Утбаевым (МС Арыстан), а также Надеждой Думской, которая когда-то выступала в группе «Креатив».

В начале беседы с Арыстаном и Надеждой мне вспомнился случай, который произошел на спортплощадке ФМЛ в 2003-м году. Тренируясь на беговой дорожке, я заметил на асфальте странное граффити – «Немые крикуны». Название удивило. Кто это и как такое возможно? Вскоре, на одном из местных телеканалов вышел сюжет про рэп-группу с метафоричным названием «Немые крикуны» и все встало на свои места. Оказывается, кричать можно тоже по-разному.

Не музыканты

Прежний рэп был лишен шика и блеска. Героями песен в основном служили обычные городские персонажи, которые искали себя в реалиях сложной упаднической жизни. Писали много и о неразделенной любви. Куда же без нее?

Рэпом Арыстан увлекся еще в старших классах, в начале 2000-х. Вдохновение черпал из неписанного кодекса улиц, который существовал в пацанских кругах.

– Многие из нас не были музыкантами и тем более профессионалами, – вспоминает собеседник. – Тексты слагались из жизни, писали о проблемах повседневности. А треки про любовь в то время звучали по-другому. Сегодня девушек в песнях нередко сравнивают с собаками женского пола, но в прошлом это было абсолютно неприемлемо. Сейчас большинство авторов возвеличивают свою значимость, позиционируя себя альфа-самцами. Много пафоса. Но есть среди новых исполнителей и очень талантливые рэперы с хорошими текстами.

Музыкант отметил, что в американском рэпе представители жанра делятся на true (настоящих) и fake (подделка). Это означает, что если автор никогда не проходил через тяготы и радости уличной жизни, то он не имел морального права говорить об этом. Сегодня грани обозначены не столь принципиально.

К слову, после этого пояснения, мне вспомнился еще один любопытный момент из детства. В кругу тех рэперов, которых я встречал в 1996 году, был своеобразный дресс-код. Помимо прочей атрибутики хип-хоперов, почему-то уделялось большое внимание бейсболкам. Приветствовались кепки, у которых фабричный подшив нижней части козырька был зеленого цвета, а количество строчек на нем – 6 или 8. Под козырьками тех, кто был посвящен в круг, лидеры ставили подписи, которые, как я предполагаю, давали определенные гарантии неприкосновенности на районе.

Первые рэперши на сцене

В нулевые различные субкультуры находились в серьезной конфронтации. Основные противоборствующие стороны – рэперы и рокеры. Между ними шла своего рода творческая война, приобретавшая иногда даже радикальный характер. Последователи жанров предъявляли друг другу всяческие претензии. Справедливости ради стоит сказать, что задирами при очных встречах зачастую были именно рэперы.

Но в 2006 году ребята сошлись на одной сцене, они провели в школе детского творчества музыкальный батл. Одним из организаторов являлся Арыстан Утбаев. Коллективы выходили на сцену поочередно, а зал был поделен на две стороны, где разместились группы поддержки рокеров и рэперов. Происходящее напоминало футбольный матч, где разъяренные фанаты готовы были разорвать друг друга. Но, к счастью, все обошлось без ЧП, а батл закончился недружеской ничьей.

Среди первых женских рэп-коллективов Костаная того времени были дуэт Didro, группа «Креатив», солистка Хава и другие. На удивление, в рэп-жанре первых девушек на сцене зрители приветствовали тепло.

– Нас встречали очень хорошо, – вспоминает Надежда. – Однажды даже выступали на рэп-батле. Особенно запомнился случай в Аркалыке, где мы были на гастролях. Зал очень ждал наше выступление, всем было интересно посмотреть на девушек-рэперов. Когда мы вышли исполнять песни, публика отреагировала позитивно.

Игра поменялась с приходом интернета

Собеседники отметили, что традиции прежнего рэпа сохранялись до широкого распространения интернета. Раньше весомая часть хип-хоп команд Костаная равнялась на известные российские культовые рэп-группы – «Многоточие», «Каста», «ЮГ» и других. С развитием технологий стиль заметно изменился как ментально, так и по звучанию.

– Это хорошо, так как жанр не должен стоять на месте, – считает Надежда Думская. – Если раньше в рэпе преобладало больше поэзии, то сегодня упор исполнители делают на музыку. Нужно сказать, что звучание современного рэпа гораздо лучше, во многом это связанно с доступностью хорошей аппаратуры и слиянием стилей. Рэп существенно преобразился, игра поменялась.

Планы

Арыстану 36 лет, возраст вполне уместный для исполнения рэпа, но сегодня музыкант предпочитает оставаться в тени, считая, что его песни молодому поколению будут неинтересны. У нашего собеседника есть семья, он занимается воспитанием сына, работает в сфере фото – и видеоуслуг. Помимо этого, снимает короткометражные фильмы на злободневные темы. К слову, в настоящий момент он работает над триллером про серийного убийцу.

Надежда – мама двоих детей, она также давно оставила сцену, открыв свою фотостудию. Правда, недавно девушка вернулась к прежнему хобби и сейчас работает над новыми треками. Творческая дружба Надежды и Арыстана длится почти 20 лет, в ближайшее время костанайцы планируют вновь выступить на сцене, но это, вероятнее всего, будет единичным концертом. Собеседники иронично шутят: «Мы не завязали, мы еще вернемся».

P.S. Выражаем благодарность бару «Соседи» за предоставленную локацию.

Асхат НУРТАЗИН,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77