Костанай и костанайцы

Президент в моей судьбе

Известные костанайцы и их памятные встречи с Елбасы

Десять лет назад в Казахстане был учрежден новый государственный праздник – День Первого Президента, став за эти годы одним из значимых в календаре событий. Нынешним летом Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил свое 80-летие. В празднование обеих дат вмешалась пандемия, но для газетных страниц карантинных ограничений нет. «НК» собрал на одной полосе тех, кто когда-то был лично знаком с Елбасы, а встречи с ним остались яркими воспоминаниями на всю жизнь.

Первый помещик Казахстана

Именно так в августе 1996 года Нурсултан Абишевич «окрестил» директора ТОО «Агрофирма «Карабатыр» Жазита Кудайкулова. С легкой руки Главы государства словосочетание «первый помещик Казахстана» закрепилось за камыстинцем до конца его жизни, но нисколько его не стесняло. В одном из своих интервью Жазит Каримович в деталях вспоминал тот день.

– С утра мне позвонил аким области Токтарбай Кадамбаев и предупредил, чтобы я был на полях Львовской опытной станции, там, где граничат Камыстинский и Житикаринский районы. Нурсултан Абишевич прилетел на самолете. Пожав руки всем собравшимся, первым обратился именно ко мне. Его очень интересовало, как я решился открыть частное сельскохозяйственное предприятие, какие экономические показатели у агрофирмы. Мы разговаривали с ним больше часа, и я был польщен его вниманием к моей персоне. В заключение он подчеркнул, что «Карабатыр» – это первая ласточка новой эпохи, которая начинается в истории суверенного Казахстана.

После этого обстоятельного разговора Президент пригласил Кудайкулова сфотографироваться на память посреди хлебного поля. Было и общее фото, но этим личным снимком с Главой государства Жазит Каримович дорожил больше всего.

– Эта фотография занимала не только центральное место на рабочем столе отца, но и висела на входе в его кабинет, – рассказывает дочь Гульвира Кудайкулова. – Он называл этот снимок историческим. Фотография первого помещика с Первым Президентом разлетелась по всем республиканским газетам, а после выхода сюжета о «Карабатыре» отец в одночасье стал звездой. Наша агрофирма только и успевала встречать одну делегацию за другой. Все хотели перенять опыт отца, а он каждого гостя пытался удивить то фонтанами, то иллюминацией на улицах, то телефоном-автоматом, то экзотическими страусами. Папа во всем и всегда стремился быть первым, привнося в производство, в работу, в жизнь родного села все самое лучшее.

Вторая памятная встреча с Президентом состоялась через год на республиканском совещании работников сельского хозяйства, куда были приглашены все акимы областей и руководители агроформирований. Кудайкулову одним из первых предоставили слово. Он поделился проблемами и трудностями, которые приходится преодолевать в развитии молодому ТОО. Тогда Нурсултан Абишевич попросил назвать пофамильно тех, кто чинит препятствия.

– Отец, конечно, не мог ответить прямо, понимая, что ему и дальше придется работать с этими людьми, а их было предостаточно на всех ступенях власти, поэтому он долго уходил от ответа, а потом неожиданно для самого себя выпалил фразу: «Мне мешают пожарные!», – вспоминает Гульвира Жазитовна. – Зал грохнул от смеха, посмеялся от души и Нурсултан Абишевич. Но эта шутка, само собой, разрядила напряжение в зале, а после ведь, действительно, отцу стали меньше мешать в его начинаниях с «Карабатыром». Отец долго вспоминал эту забавную историю. Он очень уважал Нурсултана Абишевича, поддерживал его политику. В 1999 году был в составе инициативной группы кандидата в Президенты.

Глава государства тоже старался не забывать неординарного директора агрофирмы и в день его 75-летия прислал поздравительную телеграмму с теплыми пожеланиями, которая появилась на страницах областной газеты.

Первая иномарка в Кустанае

Экс-директор гремевшего на весь Советский Союз Кустанайского камвольно-суконного комбината Шамиль Капкаев – личность легендарная во всех отношениях. Его имя уже стало нарицательным по отношению к КСК, который он когда-то поднял на уровень небывалой высоты. Что и говорить, если кустанайцы даже изготавливали ткань для Ватикана. Размах производства по тем временам был неимоверным. Параллельно с комбинатом росли жилые дома, появлялись детские сады. Немудрено, что этот труд, а Шамиль Мухамеджанович буквально жил работой, был отмечен особенной наградой со стороны Президента Казахстана.

– В 1992 году в один из дней мне доставили почтой документы за подписью Нурсултана Абишевича на получение… «Тойоты», – говорит Капкаев. – Машина японского автопрома полагалась мне как лучшему директору производства. Гнать «Тойоту» своим ходом пришлось из Владивостока. Это была первая и на тот момент единственная иномарка в нашем городе. Меня все гаишники останавливали. Я возмущался, мол, неужели что-то нарушил? А им просто хотелось рассмотреть диковинную для тех лет машину. Прошло уже практически 30 лет, но «Тойота» до сих пор на ходу. Я, конечно, ее берегу! И не только потому, что это очень дорогой и памятный подарок от нашего Елбасы, но и потому, что на нее уже днем с огнем не сыщешь оригинальных запчастей. Но машина сделана на совесть! Не раз у меня хотели ее купить, но кто же продает такой раритет? Это память на всю жизнь!

Заметим, что нам пришлось очень долго уговаривать Шамиля Мухамеджановича не только дать согласие обнародовать этот факт, но и сфотографировать его на фоне теперь уже не менее легендарной машины.

– Я не люблю хвастать, да и что скажут люди? – разводил руками наш собеседник. – Но я, безусловно, горжусь, что был отмечен таким образом Президентом, которого лично знал еще со времен своего депутатства в Верховном Совете КазССР. После того, как я возглавил комбинат, Нурсултан Абишевич не раз приезжал к нам. В один из таких приездов мы решили сшить ему костюм из только что выпущенной в производство новой ткани «Прима». Вот только сделали это на глаз и промахнулись на размер, поняв это, лишь когда Нурсултан Абишевич примерил обновку. Но мы тут же сориентировались и быстро сшили новый костюм нужных параметров, отправив его посылкой вдогонку. Кстати, костюм из той самой «Примы» я сшил и себе: до сих пор висит в шкафу как новенький. Любуюсь им как и машиной (смеется)!

Первый курьезный случай

Анель Каршыгаева (на главном фото) – это «Золотой микрофон», «Бозторгай», «Волшебный микрофон», «Славянский базар», это микс Гран-при и побед различных вокальных конкурсов. Встреча маленькой и мегаголосистой артистки с Нурсултаном Абишевичем состоялась 7 сентября 2006 года в Костанае на открытии первого во всей стране Дома Дружбы. Правда, тогда она покорила Елбасы не своим певческим даром, что случилось чуть позже, а сразила своей детской непосредственностью.

– Мне хоть и было всего восемь лет, но я отчетливо помню встречу с Президентом, – заливается звонким смехом на том конце телефона Анель. – Я такое учудила! Хотя, что с меня было взять? Я росла ребенком без комплексов, который с малых лет не боялся сцены, а тут для меня Президент и вовсе показался похожим на моего родного и любимого атаку. Так вот, в тот день, когда нас – творчески одаренных детей разных национальностей – собрали в конференц-зале Дома Дружбы, то, как водится перед встречей с Главой государства, провели четкий инструктаж как себя вести: нельзя шуметь, крутиться, вертеться, пока будет идти небольшой концерт. И вот настал волнительный момент, когда Нурсултан Абишевич вошел в зал и сел на первый ряд между мной и моим двоюродным братом Жаканом Жаксалыковым. Помню, ведущий Вячеслав Авдеев объявил музыкальный номер Айнур Рахимжановой. Пока она пела какую-то любимую Президентом песню на украинском языке, Нурсултан Абишевич вдруг повернулся к Жакану и что-то у него спросил. Потом опять повторил свой вопрос. Даже я его услышала! А Жакан сидит как натянутая струна, боится шелохнуться. Конечно, нам же строго-настрого наказали – никаких лишних движений (смеется). Сидит, значит, он с каменным лицом, а Нурсултан Абишевич не поймет, что с ним. Тогда я не утерпела и, облокотившись на колени Елбасы, начала громко кричать своему брату: «Ты что, не слышишь? Он у тебя спрашивает имя!». В этот момент песня закончилась, и мой вопль возмущения услышал весь зал. Мне кажется, там никто не смеялся без слез. После этой заминки Президент повернулся ко мне широко улыбаясь, наклонился и теперь уже у меня поинтересовался моим именем. Вот этот самый момент и успел запечатлеть фотограф. Была б моя воля тогда, я бы выложила Нурсултану Абишевичу всю информацию о себе залпом, но время визита, к счастью, было ограничено. После Президент сделал со всеми детьми общее фото, и я опять же оказалась в центре внимания и в центре снимка.

Этот курьезный случай Анель потом еще долго припоминал Батырхан Маликов, который сидел в тот день позади нее. К слову, сейчас Батырхан – солист суперпопулярного молодежного казахстанского бойсбенда Ninety One.

– В 2014 году мы с Батырханом были приглашены в Астану на празднование Дня столицы, – рассказывает Анель. – Ключевым событием стала для нас презентация книги «Президент пен перзент», в которой шла речь о детях, имевших возможность во время разных мероприятий встретиться с Президентом страны. Мы не только попали в эту книгу как одни из главных героев, но нам к тому же выпала честь выступить с Батырханом перед Президентом и главами разных стран на праздничном концерте, спев авторскую песню Нурсултана Абишевича о столице. В целом же я где-то раз шесть близко встречалась с Первым Президентом, чему была несказанно рада и горда!

Зульфия НАБИЕВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77