Костанай и костанайцы

Привести к национальным стандартам

Создать единый дизайн рекламных конструкций – требование законодательства РК

В Костанае в корне должен поменяться облик рекламных щитов и билбордов.

И это не прихоть власти, не передел рынка, а новое требование закона. Но, как отмечают сами предприниматели, вопрос, который решается сегодня, очень чувствительный и болезненный, особенно для тех компаний, для которых сдача рекламных стоек в аренду является едва ли не единственным видом бизнеса. Острота проблемы, как отмечает директор ТОО «Издательский дом» Валентина Захарченко, усугубляется тем, что он рассматривается далеко не в лучшее время, все до сих пор переживают последствия коронавируса. Но и власть понимает, что нельзя жить с конструкциями, установленными 20-30 лет назад и чаще всего с нарушениями даже старых стандартов.

Согласно новым нормам Закона «О рекламе в РК» теперь все объекты наружной рекламы должны соответствовать национальным стандартам.

– Размещение рекламных конструкций определяется согласно СТ РК 1633-2020 «Общие технические правила и требования для размещения наружной рекламы на автомобильных дорогах и в населенных пунктах», которые вступили в силу с 1 января 2021 года, – говорит руководитель отдела архитектуры и градостроительства акимата г. Костаная Роза Кенекбаева. – Согласно данному стандарту, расстояние от кромки проезжей части (бордюрного камня) до билборда должно составлять не менее двух метров, должны соблюдаться противопожарные разрывы, фундамент опор не должен выступать над уровнем земли более чем на пять сантиметров.

Как показали первые рейды рабочей группы, которая была создана в Костанае, почти все рекламные конструкции не соответствуют требованиям стандарта. Как же быть в этой ситуации?

– Договоры аренды с владельцами рекламных конструкций у нас заключены на 4 года и 11 месяцев. На протяжении этого срока мы никого трогать, как говорится, не будем. Но как только он истечет, мы не будем продлевать договоры, пока владельцы не приведут конструкции в соответствие со стандартами, – подчеркивает заместитель акима города Мейрам Сокитбаев.

Как утверждают юристы, это будет правильный вариант, потому что срок того договора закончился, а новый должен быть по новому закону. Подчиниться ему – общая задача.

В Костанае всего 315 рекламных сооружений. Ими, согласно договору аренды, владеет 41 предприниматель. Есть среди них те, кто имеют и по 100 объектов, и те, кто имеет только один щит. По данным городского отдела земельных отношений, на сегодня у 64 объектов наружной рекламы истекают сроки аренды.

– Мы готовы продлевать договоры аренды, но при условии, что арендатор исполняет все договорные обязательства, иначе это приведет к расторжению, – говорит руководитель отдела земельных отношений акимата г. Костаная Динара Турсынбаева. – Подчеркну, что мы расторгаем все обязательства еще и с теми, у кого закончился срок аренды по прежнему договору.

Отныне по новым требованиям арендатор при размещении стойки должен соблюдать архитектурно-планировочные, строительные, экологические и санитарно-гигиенические требования, осуществлять подсветку в ночное время суток. Более того, рекламная плоскость не должна пустовать более трех дней.

Буквально в центре города по пр. Аль-Фараби, 111 щит пустует далеко не три дня, счет уже пошел на месяцы. Представители городской архитектуры не раз звонили арендатору, но в ответ лишь молчание. На перекрестке улиц Тәуелсіздік-Абая стоит рекламная конструкция, которая сегодня явно противоречит закону. Все эти щиты и билборды должны быть демонтированы или же должны сменить место расположения.

– Согласно установленным стандартам, расстояние от объектов наружной рекламы до дорожных знаков должно быть от 10 до 80 метров, – отмечает Роза Кенекбаева. – Данная норма стандарта на сегодня игнорируется собственниками рекламных конструкций. Также необходимо соблюдать расстояние между отдельно размещенными рекламными объектами, здесь эти параметры составляют от 20 до 100 метров.

В прошлом году в Костанае расторгнуты и не продлены договоры на земельные участки с двумя собственниками рекламных объектов – ТОО «Рим» и ТОО «Корпорация SANA» из-за несоответствия их рекламных конструкций требованиям государственных нормативов. Обе фирмы подали в суд иски, не согласившись с решением местной исполнительной власти. Истец требовал признать незаконным и необоснованным постановление акимата г. Костаная об отказе предоставления земельного участка. К слову, суд постановил это заявление ТОО «Корпорация SANA» направить в госструктуры на новое рассмотрение. При этом в решении суда указано: «…светодиодный рекламный экран не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, так как он размещен с нарушением требований СТ РК 1663-2007 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских населенных пунктов. Общие технические требования к средствам наружной (визуальной) рекламы. Правила размещения», СТ РК 3.01-101-2013 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов. Средства наружной рекламы не должны снижать безопасность дорожного движения, ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений».

То есть по факту иски проиграны, и этому есть объяснение. Закон, принятый много лет назад, не может стоять на одном месте, тем более город развивается, появляются современные здания, устанавливаются памятники, строятся дороги и тротуары. И, наверное, никто не станет возражать, что рекламные конструкции, установленные десять, а то и больше лет назад, за исключением лишь некоторых, морально и физически устарели. Они не только перестали быть украшением, как было когда-то, но и портят внешний вид областного центра.

Конечно, предприниматели могут в качестве аргумента сказать, что правила имеют рекомендательный характер. Действительно, вышеуказанный свод нормативов СТ РК носит рекомендательный характер, но суд и этот пункт аргументировал: «применяется в целях обеспечения условий жизнедеятельности, необходимых для сохранения здоровья населения и охраны окружающей природной среды от воздействия техногенных факторов».

Расположение рекламных конструкции не должно препятствовать движению пешеходов и влиять на безопасность дорожного движения.

– Еще один момент, который не лучшим образом сказывается на облике улиц города. Часто на баннерах представлена устаревшая информация, а сами сварные элементы – косынки, железные трубы, перевязочная проволока – это уже прошлый век, – комментирует ситуацию заместитель акима Мейрам Сокитбаев. – В городе нет практически новых, современных видов рекламных конструкций, таких как призматроны, скроллеры, ситиборды, лайтбоксы. Кстати, в этом плане в лидерах Алматы и Нур-Султан.

Так что хотят или не хотят предприниматели, но всем рано или поздно придется соблюдать закон и раскошелиться на новые конструкции.

– К сооружению новых конструкций нужно тоже подходить с умом. Не требовать от фирм сделать это в короткие сроки, как обычно поступает власть. К тому же обновление конструкций требует больших материальных затрат, поэтому делать это надо постепенно. Допустим, разбить город на квадраты и начинать реконструкцию в пределах определенных улиц. Логичнее это начать с центральных. Ведь главное, чтобы процесс начался, а за определенное время можно в корне изменить ситуацию в целом, – считает Валентина Захарченко.

Аделина ТОКБАЕВА,
фото Адиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77