В ритме города Костанай и костанайцы

Профессор Айбек Шалгимбеков: “Удержать независимость сложнее, чем о ней заявить”

За 31 год Казахстан решил все вопросы по оформлению государственной границы

Накануне Дня независимости мы вновь обратились к истокам. Существует много мнений по поводу того, как Казахстан пришел к независимости. Об этом и о том, что скажут о нас потомки через 50 лет, наш разговор с кандидатом исторических наук, ассоциированным профессором КРУ им. А. Байтурсынова, членом научной экспертной комиссии Ассамблеи народа Казахстана Айбеком Шалгимбековым.

– Айбек Батырханович, бытует версия, что нашей стране независимость досталась с распадом Союза.

– Независимость на пустом месте не рождается. Казахстан прошел большой и тернистый путь. Наша история начинается с ранних форм государственности – Тюркского каганата, Казахского ханства, Золотой Орды. Все это зафиксировано в исторических документах. Тема государственности подтверждена всеми исследованиями и экспедициями.

В записках «О судебной реформе» Чокан Валиханов как раз говорит о том, что необходимо самоуправление, тогда реформой была отменена ханская власть. В своих письмах императрица обращается к хану Абулхаиру как к главе государства.

ХХI век внес коррективы. Движение за автономию, за республику, за государственность положили деятели Алаш-Орды и демократического движения. Сакен Сейфуллин тоже ставил вопрос о необходимости республики, а это одна из форм образования государственности. И даже после распада Советского Союза не каждая автономия обрела независимость. Есть много этносов, которые до сих пор не получили свою государственность. У Казахстана она есть, потому что плацдарм готовился давно. На нашей земле было государство, наши предки всегда хотели жить самостоятельно.

– В этом году страна отмечает 31 год со дня независимости. Что было сделано, а чего не удалось достичь?

– У нас не все проблемы решены в экономике, до сих пор ищем место на мировой арене и пытаемся уйти от сырьевой зависимости. Переход к рыночной экономике идет сложно. В 90 годы очень много сделано для юридического закрепления независимости.

Проведены политические реформы, и это не достижение, а необходимость. Ведь независимость сложнее удержать, чем о ней заявить. И в этом плане Казахстан продвинулся вперед. Сегодня имеется вся нормативно-правовая база, есть признание нашего государства на международных уровнях. Казахстан входит во многие организации – ОБСЕ, Шанхайская организация, ВТО, Банк реконструкции и развития. Главное достижение в том, что у Казахстана определена государственная граница, нет конфликтов с соседями, с той же Российской Федерацией. Пусть себе в ущерб, но поставлена точка в вопросе границы с Китаем. Помните конфликт в районе озера Жаланашколь? Там работали дипломаты, военные, историки под руководством первого Президента Нурсултана Назарбаева. И сегодня в этих спорных районах границы согласованы. Таким образом, вопросы по делимитации (определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров – прим. ред.) решены, но остались еще вопросы по демаркации (проведение государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками – прим. ред.).

С Узбекистаном вопрос территориальности сложно решался, но все-таки он улажен. Вы знаете, какие происходят конфликты в том же Таджикистане из-за того, что не до конца решена ситуация с территориями в приграничных зонах? Покушения на наши земли были всегда, даже в советское время. Власть из Москвы хотела создать целинный край и выделить все области в отдельную республику, благо эта идея не прошла. В воспоминаниях Д.А. Кунаева «О моем времени» есть такой эпизод: ему предлагают районы с производством хлопка передать Узбекистану. Но он возразил Хрущеву, сказав: «Меня народ не поймет».

По Каспию шли долгие переговоры, там надо было учесть интересы Ирана, Азербайджана, России, Туркменистана и Казахстана.
Между тем у нас самая большая береговая территория. После долгих переговоров пришли к тому, что Каспийское море для всех. И сегодня эта тема закрыта. За годы независимости у Казахстана по территории все точки поставлены.

– Сегодня к вопросу независимости особый интерес, учитывая события, которые происходят в Восточной Европе. Спецоперация Российской Федерации на территории Украины – не посягательство ли это на независимость страны?

– Наш Президент Касым-Жомарт Токаев в этом вопросе определился и высказал свое мнение на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Несоответствие двух принципов ООН – право нации на самоопределение и сохранение целостности государства. С точки зрения территориальности в Украине – это посягательство, поэтому Казахстан не признал создание ДНР и ЛНР. Есть мнение всех стран по этому поводу, свое слово сказала ООН. Но стоит отметить, что в мире существует политика двойных стандартов. Где-то можно проводить референдумы и создавать республики, к примеру, Югославия, Косово, Осетия, Абхазия, а где-то нет. И тут Россия исходит из этих соображений. И сама Украина вела не очень правильную политику в тех регионах, где проживало большинство русского населения. Закрытие русских школ и языковой вопрос привели к конфликту. Вместе с тем, в 1956 году не было никакого референдума, никто у народа не спросил, где они хотят жить, Никита Хрущев волевым решением передал Крым Украине. При этом вопрос реабилитации крымских татар не был решен, они не получили автономию.

У Казахстана тоже были болевые точки. Помните процент коренного населения в северных регионах? В Костанае не было ни одной школы с государственным языком обучения. Но первый Президент провел ряд реформ – объединение областей, переселенческие программы. И сегодня в Казахстане болевые точки по национальным признакам пропали.

– Как в целом выглядит геополитика в современном мире и какое место у Казахстана?

– ХХI век начал менять Потсдамское соглашение 1945 года, которое дало устройство миру. То же самое происходит с Хельсинским договором 1975 года, в котором оговаривалось, что границы определены и никто не должен их нарушать. Распад СССР стал началом краха Потсдамского договора. А дальше распад Югославии, теперь непонятная ситуация с Украиной.

На мой взгляд, к середине ХХI века все страны мира должны будут договариваться о новом территориальном устройстве, нужен будет новый договор и при этом предстоит считаться со странами Африки, Латинской Америки. Их называли странами третьего мира, но они выросли из этого и без доллара смогли выстроить свою экономику. Нельзя сегодня не брать в расчет Индию, которая формирует цену на нефть, не оглядываясь ни на одну страну мира. В новом договоре, конечно же, будут учтены интересы стран, которые ранее были колониями. Эта эпоха ушла в прошлое.

Казахстан имеет свое место в геополитике, он позиционирует себя как страна Средней Азии, но в то же время смотрит на Европу, где так же нас признают.

– Что вы думаете про вбросы на просторах интернета и отдельные выступления российских политиков-журналистов по поводу того, что следующей страной, где может развиться конфликт, станет Казахстан? Лейтмотив этих выступлений – северные регионы должны отойти России.

– Во-первых, это популистские слова, причем людей низкого интеллектуального уровня, не владеющих историческими фактами. Во-вторых, эти выступления вкладываются в уста подготовленных личностей, которые хотят разжечь конфликт. И тут, на мой взгляд, может быть один вариант – работать строго в рамках правового поля, ужесточить административную, уголовную ответственность за подобные высказывания. Должна быть цензура. Отрадно, что МИД страны стал реагировать на выступления официальных лиц и правильно делает.

Как бы банально ни звучало, но не всем в мире нравится, что в Казахстане сохранен мир, спокойствие, и это при таком многонациональном государстве.

– Вы недавно были в жюри школьного конкурса. Скажите, как дети знают историю и какую? Ведь ее пытаются постоянно переписать, в частности участие казахстанцев в Великой Отечественной войне. Получается, что история – самая незавидная наука, она постоянно перекраивается под политику.

– Не согласиться с вами сложно. Политика – часть истории, она пишется всегда победителями. Это слова бывшего премьер-министра Индии Джавахарлала Неру. Нас в советское время учили, что главное в истории – архивные документы. Но сейчас, изучая эти архивы, понимаю, что документы носят субъективный взгляд. В 1947 году постановлением был наложен запрет на изучение того, что было в Казахстане до 1917 года. К сожалению, история постоянно переписывается под власть и это плохо.

Мое мнение, Великую Отечественную войну нельзя делить на национальности, а для этого все должны знать историю и про советский период тоже. Отрадно, что современная молодежь проявляет интерес к этой дисциплине и изучает ее. Растет уровень олимпиадников и учителей, которые готовят детей. Сегодня, судя по последней переписи, большая часть населения родилась после 90-х, и они уже учат новую историю. Так что новое поколение казахстанцев будет явно выше тех, кто занимается вбросами. И это тоже достижение независимости Казахстана.

Александра СЕРГАЗИНОВА, фото Адиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77