Костанай и костанайцы

Пройду по Тобольской, сверну на Абильсай…

Корреспонденты «НК» прогулялись по Наримановке – старейшему микрорайону города

Появление Наримановской (Татарской) слободы уходит корнями в XIX век, когда первые татарские и башкирские переселенцы стали стихийно застраивать участок за логом Абильсай. За годы своего существования «Наримановка» не сильно изменилась, сохранив дух истории города, а также связанные с этим местом легенды. Корреспонденты «НК» решили прогуляться по улочкам слободы и окунуться в атмосферу старины.

По вехам истории

Архивные источники утверждают, что стихийная застройка за логом Абильсай привела к тому, что военный губернатор Александр Константинович разрешил татарам и башкирам селиться на условиях временного проживания в специально отведенном месте, которое и получило название «Татарская слободка». К 1883 году там проживало уже 150 семей. Правда, татарам пришлось долго добиваться разрешения на строительство мечети, получившей название Красная. Ее воздвигли в 1908 году, и это строение дожило до наших дней, хотя и не служит по назначению. В начале 90-х годов старожил района, мулла Рамиль Аминов пытался выкупить здание и восстановить мечеть, но не смог этого сделать.

– Жаль, что такое старинное здание осталось без должного внимания. Да его уже и не узнать. Частник облицевал строение современными материалами, и мало кто сейчас вспомнит, что когда-то это была мечеть, – сожалеет мулла. – Я родился и вырос на Наримановке. Мои предки приехали сюда из Казани в 1919 году, да так и осели. Уже не одно поколение выросло за этот век. На Наримановке осталось мало домов дореволюционной постройки, но все же их еще можно найти. Например, моя соседка живет в доме 1906 года. Чем не памятник истории?

К слову, «Наримановкой» место стало называться в честь одноименной улицы. В 50-е годы на строительство этого района направлялись бывшие осужденные. Многие из них осели здесь, и в советское время район относился к неблагополучным. В нем даже орудовали хулиганские банды. Но все это в прошлом. Сейчас Наримановка – обычный район города. Правда, его жители до сих пор помнят исторические отголоски, в чем успели убедиться корреспонденты «НК».

Ровесник города

Свой путь мы начали с верхней части Наримановки. Местные жители подмечают контраст: живут со всеми городскими благами цивилизации, но с тишиной и спокойствием, как в деревне. Сергей Исаев вместе с родителями перебрался сюда в 80-е годы из Сарыкольского района. Вспоминает, что в то время здесь было, не так безопасно, как сейчас.

– В 80-е это был шумный район. Мы боялись даже в магазин выйти, там постоянно дежурили «ребята», которые могли запросто обворовать. Место было знаменито тем, что тут селились бывшие заключенные. Горожане опасались жителей Наримановки. Если узнавали, что ты из этого района, то будь уверен, тебя никто и пальцем не тронет, – смеется Сергей. – Но сейчас тут таких понятий уже нет. Живем все дружно, мирно. Даже дети гуляют без присмотра родителей.

Будто подтверждая его слова, к нам подошли пятиклассницы – Нателла и Томирис. Им стало интересно, кто мы и что здесь делаем. Девчонки рассказали, что в Наримановском районе жили их бабушки и дедушки, родились и выросли родители, а сейчас они уже сами представители своих семей в третьем поколении.

– А вы знаете, откуда у нас взялась улица Кирпичная? – начали рассказывать историю района подружки. – Такое название ведь появилось неспроста. Здесь раньше располагался кирпичный завод, который позже был снесен за ненадобностью. Но мы до сих пор находим на этой улочке небольшие части кирпичей.

Наримановский район действительно пропитан историей. На ул. Джамбула мы случайно набрели на дом знаменитых троицких купцов, в котором еще более века назад располагались склады и подсобное хозяйство.

– Мы купили этот дом у потомков Яушевых, – рассказывает Ерсай Ишманов, который живет здесь уже более 50 лет. – С родителями переехали сюда в 60-е годы. Джамбула – одна из самых старинных улиц города. А мой дом – ровесник Костаная, он построен в конце XIX века. Изначально жилье было бревенчатым, каркас состоял из больших бревен и бутовых камней.

Конечно, облик дома значительно изменился за несколько столетий, претерпел реставрацию. Владелец обнес его кирпичом, но вспоминает, что каркас был добротным, без следов разрушений – отличный пример для современных строителей. Ерсай говорит, что у них даже была табличка с названием улицы и годом постройки. Но, к сожалению, она не сохранилась.

– Жалею, что табличку убрали. Она была заводская, с подсветкой. На ней красовалась надпись, которая гласила, что ул. Джамбула была заложена в 1800-х годах. Я в детстве думал, что цифру одну перепутали. Ан нет! – улыбается Ерсай.

Дальше мы отправились на озеро Шахринка, где встретили добродушного рыбака Ильдуса Салихова.

– У нас замечательный район: рядом река, озеро, природа. Правда в Шахринке сегодня рыбы почти нет, а раньше тут ловили и щук, и линя. В воде были даже лечебные пиявки, – вспоминает старожил. – Помню в детстве, в 1960-е годы, в это озеро свалили старую купеческую мельницу братьев Шахриных, ее останки по сей день лежат на дне. На месте мельницы остался островок, который порос камышом и деревьями.

Блага цивилизации

В своем путешествии по району мы дошли до его самой южной точки – улицы Абильсай, расположенной в начале лога. Местные жители говорят, что здесь удобное место, недалеко от центра, но не хватает благоустройства.

– Нашей улице нужен асфальт, так как весной и осенью здесь непроходимая грязь. Освещение тоже бы не помешало. Возможно, из-за того, что улица находится под наклоном, сюда не заезжает зимой снегоуборочная техника, и нам приходится проезды чистить самим. Но, несмотря на это, люди тут живут годами, никто не уезжает. К примеру, я считаюсь новичком, но при этом прожил здесь уже 19 лет, – говорит Александр Николаев.

С ул. Абильсай мы повернули на самую крайнюю улицу района – Тобольскую. Оказавшись на ней, возникло чувство, что мы приехали в село. Из-за ворот дворов доносится кудахтанье кур, кряканье уток, лай собак, а местами даже слышны блеяние овец и мычание коров. Из благ цивилизации – асфальтированная дорога, но без уличного освещения. Находим и тут местного старожила. Дмитрий Колесников живет здесь с 1960 года, а его предки из Мордовии приехали в Костанай в 1911 году.

– Наш район очень интересный, как в плане истории, так и в разрезе человеческих судеб, – говорит Дмитрий. – У меня лично остались воспоминания о хулиганском прошлом «Наримановки». Сейчас все спокойно и даже цивильно. Асфальт появился, которого мы отродясь не видали. Вот бы еще освещение провели, и по району можно будет гулять даже ночью.

Надо сказать, что благоустройство Наримановки началось совсем недавно. Например, только в последние годы на многих улицах района обновили асфальт или положили новое дорожное полотно. На ул. Тобольская протянули газопровод, но к домам газ пока не подвели. А вот до полного освещения района очередь пока не дошла. И дойдет ли – большой вопрос. Так как по новому генеральному плану, который был разработан и утвержден в 2020 году, запланировано последовательное преобразование городских районов – замена малоусадебного ветхого жилья на многоквартирную застройку.

– План утвержден до 2050 года, и в нем предусмотрена реновация всего ветхого жилья в городе. То есть, до 2050 года все ветхое жилье должны снести и построить новые многоэтажные дома, в том числе и в Наримановском районе, – рассказал руководитель управления строительства, архитектуры и градостроительства Костанайской области Берик Танжариков. – Но преобразование Наримановки пока не первоочередная задача, до нее очередь дойдет не раньше 2035 года.

А пока горожане, не знакомые с Наримановкой, могут тоже прогуляться по ее улицам и своими глазами взглянуть на сохранившиеся старинные домики, найти здание бывшей мечети и увидеть островок посередине Шахринки, где затоплена мельница. Ведь через каких-то 15-20 лет этого всего уже может не быть.

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
Асхат НУРТАЗИН,
Ольга ГОРАЙ,
фото авторов


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77