В областном центре уже два года работает школа детской безопасности. Ее основатель – психолог, педагог Яна Айзенштейн. Она учит детей правилам безопасности, помогает школам бороться с буллингом и проводит семинары для родителей.
В интервью газете Яна рассказала, почему тема личных границ так важна, как заметить первые признаки травли и что должны сделать родители, если ребенок попал в беду.
НАЧАЛО ПУТИ
– Яна, расскажите немного о себе. Как вы пришли к разработке темы детской безопасности?
– Мне 34 года, первое высшее образование я получила в Костанае, по специальности «переводческое дело». Но жизнь повернула совсем в другую сторону. Когда родилась дочь, я ушла в декрет. Однажды произошел случай, который изменил всю жизнь: моего ребенка по ошибке отдали другому человеку – женщине, которая просто назвала ее имя. Дочке тогда было три года, и она спокойно пошла с ней, не подозревая об опасности. К счастью, муж вовремя увидел дочь на остановке рядом с этой женщиной.
– Это звучит страшно. Как отреагировал детский сад?
– Воспитатели были в шоке не меньше нашего. Извинились, пообещали усилить меры безопасности. После этого случая подобных инцидентов не было, но тревога со мной осталась. Я поняла: дети совершенно не знают правил безопасности. Они доверяют взрослым безоговорочно. И тогда у меня появилась мысль – учить этому детей.
– С чего вы начали?
– Спустя какое-то время я наткнулась на информацию о российской сети школ безопасности «Стоп-угроза». В России это направление хорошо развито, а у нас ничего подобного не было. Я изучила условия: тренерами могут быть только психологи или педагоги. На тот момент я уже занималась игропрактикой, трансформационными играми, начала переподготовку на психолога. Это совпало с моей идеей. В результате выкупила франшизу и открыла школу безопасности здесь.
– Сегодня вы не только тренер, но и психолог. В чем преимущества?
– Я считаю, что занятия по безопасности и тренинги для детей должен вести именно специалист с психологическим или педагогическим образованием. Потому что во время тренингов ребенок может рассказать о своих переживаниях, трудных ситуациях в семье или в школе. Важно услышать эти сигналы. Иногда родители даже не знают, через что проходит их ребенок.
БУЛЛИНГ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
– Какие направления работы для вас самые важные?
– В первую очередь это профилактика буллинга, обучение личным границам, тренинги по уверенности в себе. Я провожу занятия в школах, университетах, организую бесплатные семинары для родителей и педагогов. Постоянно учусь сама, потому что тема детской безопасности и психологического здоровья многогранна.
– Давайте подробнее поговорим о буллинге. Как он проявляется?
– Многие считают, что буллинг – это только драки или оскорбления. Но на самом деле это и экономическое давление (например, вымогательство денег), и игнорирование, и кибербуллинг, и сексуализированные формы насилия. Ребенок может вернуться из школы без синяков, но при этом быть жертвой травли. Это часто не видно внешне, но можно заметить по поведению: ребенок становится замкнутым, перестает общаться с друзьями, боится ходить в школу.
– Часто родители не верят детям в таких ситуациях…
– Да, и это одна из главных проблем. У родителей есть только один шанс: если ребенок рассказал, нужно его поддержать. Во второй раз он уже может не прийти. На тренингах подростки прямо говорят: «Родители не поверят», «Если вмешаются, будет только хуже». И поэтому дети молчат.
– Что делать родителям, если они заметили признаки травли?
– Во-первых, поддержать ребенка и показать, что он не виноват. Во-вторых, собрать доказательства: записи, скриншоты, свидетельства. С этим уже можно идти к учителю, школьному психологу или администрации. Если не поможет, обращаться выше. Главное не оставлять ребенка один на один с проблемой.
– Как вы работаете с классами, где есть буллинг?
– Буллинг – явление коллективное. Поэтому важно взаимодействовать не только с жертвой и агрессором, но и со свидетелями. Чаще всего именно реакция класса решает, будет продолжаться травля или нет. Если дети поддерживают буллера смехом и молчанием, он чувствует себя сильнее. А если класс отвергает такое поведение, ситуация быстро меняется. Мы проводим тренинги, где дети учатся видеть чувства других, развивать эмпатию и вырабатывать общие правила: не обзывать, не унижать, помогать друг другу.
ВЫСТРАИВАЕМ ГРАНИЦЫ
– Вы много говорите о личных границах. С какого возраста их нужно формировать?
– С самого раннего. Даже у двухлетнего ребенка нужно спрашивать: «Можно тебя обнять?» или «Хочешь, я тебя поцелую?» Если ребенок отвечает нет, это должно уважаться. К сожалению, в нашем обществе принято навязывать близость: «Обними бабушку, поцелуй дедушку». Так у ребенка стирается чувство собственных границ. Потом он не может сказать нет и постороннему взрослому. А ведь это напрямую связано с физической безопасностью.
– Родители иногда думают, что учить ребенка говорить нет, значит, воспитывать непослушание.
– Наоборот. У ребенка должны быть правила, установленные родителями. Но в этих рамках ему важно давать выбор. Например: какую футболку наденешь, какую книгу прочитаешь. Тогда он учится слышать себя и уверенно говорить о своих желаниях. Это формирует основу личных границ.
– Многие родители утверждают: «Это же взрослый, его надо слушать». Как вы с этим работаете?
– Важно разграничить послушание и безопасность. Родители устанавливают правила: например, «чистим зубы по вечерам», и ребенок должен это делать. Но внутреннее да/нет ребенка тоже важно развивать. Да, есть случаи, когда дети должны подчиниться ради безопасности и здоровья, но в вопросах телесной неприкосновенности он должен иметь право сказать нет.
– Как бороться с тем, что бабушки и дедушки не всегда согласны с такими подходами?
– Это частая проблема. Старшее поколение воспитано иначе, для них отказ ребенка иногда выглядит как невежливость. Я говорю: уважение к старшим – хорошо, но важнее безопасность ребенка. В большинстве семей, когда объясняешь, почему это важно, находишь понимание.
– Сегодня у детей есть еще одна проблема – гаджеты. Как это связано с уверенностью в себе?
– Телефоны часто перегружают нервную систему. Дети и так устают от школы и кружков, а вместо отдыха получают новые раздражители. В интернете они общаются, но настоящая коммуникация страдает. На тренингах я вижу, что детям тяжело слушать друг друга, выражать эмоции, понимать чувства собеседника. Это приводит к одиночеству и неуверенности. Поэтому считаю, что важно учить детей простым навыкам общения и эмпатии.
– Получается, все сводится к уверенности в себе?
– Да. Если ребенок уверен, его труднее ранить. Его не заденут слова про цвет волос или очки. А если он сам в себе сомневается, то любое замечание будет воспринято болезненно. Поэтому я всегда говорю родителям: поддерживайте детей, учите их любить и принимать себя. Это лучшая профилактика травли и залог их безопасности.
– Что бы вы хотели сказать родителям?
– Не оставляйте детей один на один с проблемами. Спрашивайте, слушайте и уважайте их границы. Помните: у вас есть один шанс, когда ребенок доверяет вам и приходит за помощью. Если поддержите его в этот момент, он будет знать – вы рядом. А это для него важнее всего.
Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
