Социум

Рассказываем об основных принципах грамотного потребителя

Это не лайфхаки, не секреты и не уловки. Все, что нужно знать человеку, ежедневно совершающему покупки, прописано в Законе РК «О защите прав потребителей». Однако многие с ним не знакомы и теряются среди громоздких и длинных фраз юридического языка. Понятно и коротко рассказываем о главном

Наш эксперт и гид в мире прав покупателей и услугополучателей – председатель костанайского «ОО «Общество защиты прав потребителей «Фемида+» Куралай Ахмединова.

Разговор с ней начинаем с резонансной истории о лжемебельщике Владлене Горецком. Он, приманивая покупателей низкими ценами, набрал заказов на 20 млн тенге и был таков. Некоторые все же смогли выбить свои деньги, но многие обманутые клиенты до сих пор ждут суда и возвращения впустую отданных средств. Чтобы такого не происходило, говорит Куралай Ахмединова, надо знать: надежный продавец всегда даст вам чек или квитанцию, свидетельствующую о взятой с вас предоплате. Таким образом предприниматель берет на себя ответственность за добросовестное оказание услуги. Верить на слово и просто отдавать деньги человеку – недопустимо. Однако если вам все же необходимо доказать факт передачи денег или покупки товара без чека, можно опираться на показания свидетелей или видеозаписи.

– К нам обращались костанайцы по поводу Горецкого, и мы судились с ним, только взять с него нечего, – говорит Куралай Ахмединова. – Мужчина сам не отрицал, что брал деньги. Его «салон» находился на Складской, многие туда обращались.

В «Фемиде+» советуют ходить только к проверенным предпринимателям и на всякий случай заранее проверять, зарегистрированы ли они как ИП, чтобы уберечь себя от лишних проблем.

Теперь еще раз напомним незыблемые правила возврата товара надлежащего качества: если он сохранил товарный вид, не был использован, остались ярлыки и пломбы, а также чек, вы имеете право его вернуть в течение 14 дней. Однако обмену и возврату не подлежат лекарства и медизделия, нижнее белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, а также метражные товары – мех, ковры, ткани, ленты, провода… Все это закреплено ст. 30 п. 1 Закона «О защите прав потребителей».

Если же речь идет о товаре, у которого вы после покупки обнаружили брак, то продавец должен обменять его немедленно. Однако, как показывает практика, так происходит не всегда…

– К нам недавно обращалась девушка: она купила брюки, и они почти сразу же порвались. Качество оставляло желать лучшего, – рассказывает председатель ОО «Фемида+». – Продавец обменять товар отказался, сославшись на неаккуратное обращение с вещью, и направил его на экспертизу в торгово-промышленную палату (она находится на ул. Тәуелсіздік, 165 – прим. «НК»). Экспертиза показала, что это были не механические повреждения, а действительно некачественная ткань. В случае, если доказана вина магазина, то он возмещает покупателю затраты на проведение экспертизы. И, конечно, обменивает вещь.

И еще пару ситуаций, которые могут ожидать вас в магазине: первое – если вы случайно задели какой-либо товар, он упал, разбился и стал непригодным к использованию, то вы платить за него не должны! Потребитель не отвечает за ошибки магазина, который неправильно расставил товар. И это касается не только продуктов.

– Ко мне обращалась женщина, которая в мебельном салоне задела журнальный столик. Его стеклянная верхняя часть не была закреплена, упала и разбилась. Магазин попытался свою ошибку исправить за счет покупательницы. С нее требовали деньги и указывали на испорченный товар. Это незаконно, – отмечает Куралай Ахмединова.

Вторая «засада» в магазине, которая может вас ждать, – обыск охранниками. Даже если на вас пало подозрение о краже, обыскивать вас сотрудники магазина права не имеют. Для этого нужно вызвать полицию и пригласить понятых. Только вы сами можете открыть свою сумку и показать, что там ничего нет.

Третья ловушка – несоответствие цены в торговом зале и кассе. В таких случаях продавец обязан вам отпустить товар по цене, которую вы увидели на ярлыке в торговом зале. Даже если программа пробивает уже совсем другие цифры. Это проблема не покупателя, а магазина.

Бороться за свои потребительские права можно и нужно. Так, только за первый квартал 2021 года в Департамент по защите прав потребителей поступила 141 жалоба от жителей Костанайской области. В результате проведенной работы обратившимся помогли вернуть средства, оплаченные за некачественный товар, в размере 4,9 млн тенге.

Через суд за свои права в 2020 году боролись 56 человек, за первый квартал 2021-го – 12.

Как рассказали «НК» в Костанайском городском суде, сейчас на рассмотрении находится иск о возмещении стоимости норковой шубы. Истец сдала вещь в химчистку и внесла предоплату – 20 тысяч тенге. Когда женщина приехала забирать шубу, то получила ее в совершенно испорченном виде. В ответ на свое возмущение она услышала лишь упрек: мол, не нужно было использовать моющее средство. Истец направила письмо в адрес химчистки, но ответ не последовал. Конфликт теперь будут разрешать в суде, назначена экспертиза.

Татьяна НАЗАРУК
Карикатура из интернета


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77