Максиму Хруль всего 18 лет, пока он играет в молодежной команде, но уже скоро будет включен во взрослый коллектив
Кокпар – древняя конная игра, популярная не только у казахов, но и среди киргизов, таджиков, узбеков и других народов Средней Азии.
Наш собеседник интересен тем, что он один из немногих ребят некоренной национальности, кто занимается кокпаром.
С Максимом мы встретились на тренировке в Школе национальных видов спорта в Заречном. Здесь он отрабатывал подхваты вместе со своим младшим братом Алексеем, которому 17 лет. Впечатление от первой встречи приятное: волевые, рослые парни со взрослым мышлением.
– Максим, непривычно видеть русского парня в кокпаре. Почему ты выбрал именно этот вид спорта?
– Я вырос в сельской местности, в Костанайском районе. В семье нас трое братьев. У бабушки и дедушки всегда были лошади, поэтому любовь к этим животным у меня с детства. Мой старший брат Саша пришел в конные виды спорта первым. Затем в скачках его сменил Алексей. Я тоже хотел участвовать в байге, но для скачек был уже слишком крупным. Тогда, в 2019 году, решил посвятить себя кокпару.
– Это силовой вид спорта. В 14 лет у тебя была какая-нибудь базовая подготовка, например, армрестлинг или борьба?
– Нет, у меня не было никакой базы. В команде начал готовиться с такими же новичками, как и я, занимались в тренажерном зале. Параллельно обучались экстремальной езде. Все было постепенно и осторожно. Чуть позже мы приступили к схваткам за серке (туша козла, либо его муляж – прим. ред.) Как и в любом контактном виде спорта, здесь важна постоянная практика, иначе от наращенных мышц нет толку.
– Сколько тренировок в неделю проводишь?
– Все зависит от времени года. Зимой мы больше делаем упор на физическую подготовку. Бегаем, укрепляем руки, занимаемся гимнастикой. Лошади сейчас в своеобразном отпуске, и на них мы редко садимся. Конные занятия начнутся в конце февраля. Обычно по четыре занятия в неделю.
– Расскажи коротко о правилах в кокпаре, и, кстати, какова масса серке?
– Условия несложные. Участники делятся на две команды и борются за тушу козла. Цель – удержать тушу и забросить в зачетную зону соперника. В каждой из команд по 12 человек. Средний вес серке на соревнованиях 25-30 килограмм, на тренировке – 15. Существует и жаппай кокпар, где в отличие от классической игры в матче принимают участие сразу все игроки и каждый борется за то, чтобы лично забросить серке в зачетную зону и набрать как можно больше индивидуальных очков.
– В этом виде соревнований в основном играют ребята казахской национальности, которые говорят на родном языке. Легко ли тебе понимать партнеров по команде?
– Да, вполне. Играя в кокпар, я освоил на бытовом уровне казахский и со временем, наверное, начну свободно говорить. Какого-либо языкового барьера не ощущаю.
– Как отбираются лошади для игры?
– Предпочтение отдается массивным коням с крепкими ногами. В приоритете Кустанайская порода. Учитывается характер животного – оно не должно быть пугливым. Надо отметить, что в кокпаре задействованы только жеребцы. У коней характер более свирепый и агрессивный.
– Как зовут твоего?
– Его кличка Маэстро, он мой верный друг. Ему четыре года, это молодой конь, занимаюсь с ним два года. У него есть спортивный режим и диета. От лошади в игре зависит многое, поэтому важно уметь правильно распределять силы животного, давать ему отдохнуть. Загонять коня – путь в никуда.
– Какие чувства ты испытываешь в кокпаре? Можно ли сравнить игру с хоккеем или регби?
– Зашкаливающее чувство адреналина, особенно если ты взял в руки серке. У тебя в этот момент только одна мысль – забить. Кони тоже впадают в своеобразный боевой транс, и они хорошо понимают хозяина: когда надо выходить из окружения и бежать в зону зачета. Каждая лошадь реагирует на звуковые или тактильные команды, которым ее обучил хозяин. Сравнивать регби, хоккей и кокпар нельзя, это абсолютно разные нагрузки. На мой взгляд, кокпар из всех контактных видов спорта самый сложный.
– У тебя были травмы и что самое страшное ты видел?
– Травмы в основном связаны со спиной. Так же в пылу игры соперники непреднамеренно бьют друг друга камчой. Ноги обычно зажимаются при тесном контакте лошадей, и можно получить перелом. Опаснее всего падения. Несмотря на все риски, каких-либо страшных травм видеть мне еще не довелось. Больше всего пугает, когда лошадь на полном ходу падает вместе с наездником. В основном в кокпаре игроки получают сильные ушибы и ссадины, но не более. Мы надеваем крепкую одежду, а ноги защищают прочные сапоги, щитки и наколенники.
– Что обычно делают с тушей козла после игры?
– Из него готовят куырдак или бешбармак. Во время матча туша козла превращается в отбивную, и мясо получается очень нежным и сочным. Поверьте, это очень вкусно.
– Как родители относятся к твоему увлечению?
– Мама и папа очень переживают, особенно в день игр, просят беречь себя и быть осторожным. В принципе они привыкли, но всегда настороже. После тренировок и матчей с порога осматривают, не получил ли травмы.
– Расскажи немного о себе, чем бы ты хотел заниматься в будущем?
– Я учусь в сельскохозяйственном колледже на ветеринара, в этом году получу диплом. В планах работать по образованию и заниматься кокпаром, а после стать тренером. Моя мечта – победить на чемпионате Казахстана.
– Что тебе дает эта игра кочевников?
– Чувство внутренней свободы, уверенность, она закаляет характер. Здесь я обрел много друзей и хороших наставников. Расширился кругозор. Благодаря спорту побывал в разных городах Казахстана, где вряд ли бы оказался в 18 лет, если бы не играл в кокпар.
– Спасибо за интервью! Удачи в спорте!
Асхат НУРТАЗИН,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77