Наш город Экономика

С какими итогами в экономической сфере Костанай подошел к середине года?

В 2024 городу предстоит потратить на себя 136,1 млрд тенге. Четверть этих средств – деньги из вышестоящих бюджетов. Все остальное Костанай должен заработать сам. Как? Интересный вопрос.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Главным образом город пополняет свою копилку за счет поступления налогов. Этот источник денег приоритетный и в общем пироге собственных доходов занимает три четверти. Простой пример. В ближайшие три года власти Костаная ожидают двукратный рост суммы поступлений в виде индивидуального подоходного налога (ИПН). Это те 10%, что работодатели вычитают из вашей зарплаты. И приходят они в городской бюджет.

В Костанае в 2024 году по планам это будет 18,3 млрд, а в 2026-м уже более 40 млрд тенге. Такие расчеты делают, в том числе, исходя из планов по реализации крупных инвестиционных проектов с созданием большого числа рабочих мест. Значение играет в целом каждое новое место, а также уровень зарплат.

Свой вклад в бюджет вносят крупные предприятия, от которых ждут 22-23 млрд тенге ежегодно. Повышение здесь небольшое, относительно скорости роста сумм ИПН. Да, ждут больше доходов по налогам на транспорт, недвижимость и землю, но там речь о 15-20% за три года. Согласитесь, индивидуальный подоходный налог играет одну из ключевых ролей.

Поэтому нельзя говорить о штрафах, как одном из крупных источников поступлений в бюджет. Эти платежи входят в группу «неналоговые поступления». В первом полугодии, согласно опубликованным данным отдела финансов Костаная, сумма неналоговых поступлений не составила и 1% от объема подоходного налога.

В целом за полгода Костанай заработал 103,4 млрд тенге, 45,5 млрд из которых остались в городском бюджете. Остальные деньги ушли в областной и республиканский. Плюс к этому областной центр отдает в вышестоящие бюджеты 48 млрд тенге, но получает взамен трансферты. Исполнение поставленных в начале года планов идет своим чередом. Если темпы пополнения казны сохранятся, то по итогам года город заработает больше, чем запланировал.

ПРИБАВЛЕНИЕ

Как отметила руководитель городского отдела экономики и бюджетного планирования Наталья Турлубекова, в промышленном секторе Костаная работают 42 крупных, 133 средних и 8,4 тыс. малых предприятий, причем средних и малых стало заметно больше.

За год в городе появилось больше двух тысяч новых предпринимателей, которые официально зарегистрировали свой статус. Власти связывают это с привлекательным инвестиционным климатом. Но нельзя упускать из виду тот факт, что часть новых предприятий – это бывшие самозанятые. С начала 2024 года все они должны были заключить трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера со своими клиентами/работодателями, либо зарегистрировать ИП.

Если говорить о среднем по масштабам бизнесе, то здесь чаще речь о росте компаний. Один из застройщиков, что недавно зашел на рынок Костаная, отметил, что еще несколько лет назад его коллеги не воспринимали наш город как удачное вложение инвестиций. Но сегодня ситуация изменилась. За год количество средних предприятий выросло на 24. В большинстве случаев это истории успеха.

Предприниматель Асхат Ибраев много лет назад начинал простым рабочим в мебельном цехе. Но позднее открыл свое дело, вырос по объемам производства и оборотам и не так давно получил статус среднего бизнеса, построив мебельную фабрику ТОО «АлСар».

Растущих предприятий в Костанае немало. Бизнес ищет новые направления и ниши. Например, предпринимательница Светлана Шипилкина начинала с пошива спецодежды. Сегодня ТОО «Азурит» – одно из крупнейших швейных предприятий региона, услугами которого пользуются многие промышленные компании области и страны. Рядовым горожанам фабрика известна школьной формой, а с недавних пор «Азурит» зашел и на рынок ортопедических подушек, запустив их производство. Не исключено, что строительство базы отдыха по франшизе российского термального курорта «Баден-Баден» станет еще одной фишкой города. Как рассказала инициатор проекта Светлана Шипилкина, один из трех предлагаемых под застройку земельных участков расположен в черте Костаная. Решение, по словам предпринимательницы, пока не принято, и это для властей города шанс оставить инвестиции на своей земле.

ЧТО-ТО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ

– По итогам шести месяцев объем производства промышленной продукции составил 734,6 млрд тенге или 89,2% к 2023 году. Снижение связано с уменьшением объемов по семи промышленным предприятиям города. Основная причина – низкий покупательский спрос, отсутствие сырья, ремонтные работы, – отметила руководитель городского отдела экономики и бюджетного планирования Наталья Турлубекова.

Для городского бюджета такое положение дел грозит недобором по налогам по итогам года. В таком случае областной центр не сможет реализовать какие-то проекты или провести отдельные виды работ.

Снижение объемов производства коснулось автомобилестроительных заводов. Уменьшение спроса на сельхозтехнику связано со сложной уборкой прошлого года. 43 комбайна за шесть месяцев против 218 в 2023 году. Догнать планы по году в компании надеются, но многое решит уборка предстоящая. Как отметили в АО «АгромашХолдинг KZ», часть техники, которую произвели еще в 2023 году, реализовать не удалось именно из-за тяжелого финансового положения аграриев. Но здесь ищут варианты, ведя работу с клиентами, предлагая им разные способы покупки.

Если говорить о снижении производства легковых авто, то свою роль сыграли петиция за отмену утильсбора и китайские автобренды, с приходом которых на казахстанском рынке в целом развернулась ценовая борьба. За первые полгода с костанайского конвейера сошло 38 тыс. авто против 44 тыс. машин годом ранее. Если учитывать строящийся завод KIA, продукция которого обязательно оттянет на себя часть потребителей и работников, то конкуренция за место под солнцем возрастет.

Но не стоит списывать костанайские автозаводы со счетов и называть их «отверточниками». За годы работы предприятиям многого удалось достигнуть. Уровень локализации по отдельным брендам включает в себя сварку и окраску. Да, такой формат работы принят не на всех линиях, но работает компания в рамках соглашения о промышленной сборке.

В любом случае, до двигателей еще далеко. По словам президента АО «Агромаш Холдинг» Динары Шукижановой, практики 100% локализации на отдельно взятом заводе нет. Двигатели, электронные системы, прочие крупные узлы обычно производят специализирующиеся на этом компании. Костанай сегодня, как рассказали в ТОО «СарыаркаАвто Пром», работает над реализацией проектов по локализации автокресел, выхлопной системы, жгутов, пластиковых деталей. И это тот барьер, который в обозримой перспективе можно взять. Эти проекты позволят выполнить обязательства перед Правительством Казахстана в рамках соглашения о промсборке.

Среди производителей продуктов питания по итогам первого полугодия тоже оказались предприятия, снизившие объем производства. Речь о переработчиках сельхозпродукции. Крупные мукомольные компании испытывают сложности с сырьем, которого явно недостаточно.

Где растем? Металлопрокат, переработка молока, производство муки. В Костанае также планируют запуск новых для региона производств, в том числе по глубокой переработке сельхозпродукции. Во всех этих случаях потребуется много энергии.

ВОПРОС ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Тема инфраструктурной обеспеченности актуальна не только в свете развития экономики. Позиция акимата Костаная говорит о том, что комфорт проживания и эстетику рассматривают как ключевые составляющие успеха. Но и для банального фонарного столба нужно электричество, а для фонтана – водопровод.

Дефицит мощностей по газу и электроэнергии – камень преткновения, который откровенно тормозит в 2024 году запуск новых объектов. Проблемы коснулись всех: застройщиков жилья, малых и средних предприятий в сфере переработки, а также тех, кто планировал пойти на расширение.

Если говорить о газе, то техусловия в Костанае, а также ближайших районах не выдают уже не первый год. Вопрос этот городу самостоятельно не решить, хотя благодаря активному участию областных властей, дело движется к строительству магистрального газопровода, который протянут с запада Казахстана.

С электроэнергией все сложнее. Новые микрорайоны, планы детальной планировки, которых разработали в 2023 и текущем годах, пока лишь на бумаге. В ТОО «Межрегионэнерготранзит» отметили, что  вынуждены отказывать застройщикам в выдаче техусловий на подключение. Новых потребителей сети не выдержат. Проблему уже разбирали на уровне областной Палаты предпринимателей, однако решения пока не видно.

В областном управлении энергетики и ЖКХ поясняют, что в планах есть строительство трех подстанций. Одну хотят поставить в районе Наримановки, о чем аким Костаная Марат Жундубаев уже заявлял. Глава города говорил, что проект ждут уже скоро и это приоритет.

Глава облуправления энергетики Даурен Аскаров добавил, что еще одну подстанцию хотят построить в районе жилого массива «Дружба», третью – в районе индустриальной зоны. Стоит подчеркнуть, что это будет третья подстанция, которую возводят для обеспечения электроэнергией индустриальной зоны. Уже действующие «Батыс» и «Индустриальная» строили именно для этих целей.

– Городу необходимо думать не только над новыми подстанциями, но и над обновлением внутриквартальных сетей, – акцентирует внимание гендиректор ТОО «МРЭТ» Владимир Кан.

Аварии последних двух недель показывают проблему лицом. Повышение нагрузок приводит к обрывам и отключениям. Однако здесь вопрос и другого плана – антимонопольное ведомство сдерживает тарифы на услуги посредников по передаче электроэнергии. Частные ТОО «МРЭТ» и «ЭПК forfаit», которым принадлежат сети, именно таковыми и являются. А сдерживание тарифа приводит к сокращению возможных ремонтов. Ведь других денег на обновление, кроме как тарифных, у предприятий нет.

Рассчитывать на бюджетные вливания частникам не приходится. Хотя этот источник финансирования значительно облегчил бы задачу. Например, в текущем году из областного бюджета городу выделили два млрд тенге на погашение долга КТЭКа перед Европейским банком реконструкции и развития. Для горожан такой трансферт  значит, что повышение тарифа на тепло отложили. И таких примеров немало, но только среди государственных коммунальных предприятий.

Самое печальное для Костаная, что каждый отклоненный проект из-за дефицита мощностей – это потери бюджета. Для сравнения, в первом полугодии в экономику города вложили 98 млрд частных тенге инвестиций и еще 10,8 млрд тенге государственных. Это те деньги, что пошли на ремонты и строительство новых объектов. Сколько не вложили из-за дефицитов, подсчитать сложно.

У ГОРОДА ДЕНЬГИ ЕСТЬ

10 лет назад, когда аким Костаная Марат Жундубаев был акимом Лисаковска, со стороны областных властей в его адрес звучала критика по поводу развития экономики города. Тогда в рамках одной из отчетных встреч акима прозвучало: «В Лисаковске отлично развивается социальная сфера, но нет инвестиционных проектов».

Сегодня в Костанае крупные проекты, которые реализуют главным образом на территории индустриальной зоны, курируют областные ведомства и лично глава региона Кумар Аксакалов. В таких условиях способность обустраивать город может оказаться к месту. Об этом говорят планы Марата Жундубаева в части ремонта парков. «Добивают» при нынешнем акиме города ремонт дворовых территорий. Заговорили в акимате и о перепланировке микрорайона «Береке». Здесь, несмотря на миллиардные траты будут переделывать и расширять построенные дороги, чтобы после завершения строительства район не встал в пробки.

Большими проектами нынешней команды акима Костаная могут стать снос и последующее благоустройство территории Колесных рядов, работы по укладке ливневок, а также освобождение улиц в районе Зеленого базара от торговых палаток. Власти спешат.

В ответ на вопросы об источнике финансирования выкупа земельных участков и строений в районе Колесных рядов, Марат Жундубаев сказал, что деньги ждут из областного бюджета. Кумар Аксакалов обещал помочь городу. Но если возникнут сложности, аким уверен, что найдут средства и в местной казне. Возможность такая, по его словам, есть. А речь ни много ни мало о миллиарде тенге, если не больше. Это без затрат на последующие снос, рекультивацию и благоустройство района.

От вложений в парки власти ждут дохода, потому и предусматривают место для бизнеса. Это киоски и территории для летних кафе, говоря о набережных. Готовы в городе выделить место и для стационарных объектов, при условии что бизнес откроет кошелек. И если брать во внимание акцент на развитие малого и среднего бизнеса, то тактика может оказаться верной. Хотя нынешняя власть принимает немало непопулярных решений, демонтируя киоски и рекламные конструкции, изымая дома людей под скверы и расширение проезжей части.

С другой стороны городу, и эту проблему в акимате озвучивали, нужно искать новых поставщиков услуг для обслуживания Костаная. Речь о содержании светофоров, сетей уличного освещения, сборе и вывозе отходов, установке дорожных знаков и нанесении разметки. Подвижки по отдельным секторам есть, однако в целом эти направления работы сводят на нет другие усилия по благоустройству города. Получится ли решить эту задачу?

Татьяна ШЕСТАКОВА, фото Ларисы БОЖКО, инфографика Максата КАНАПЬЯНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77