Социум

С какими проблемами в сфере прав потребителей костанайцы идут в суд?

Бывает, что предприниматели продают своим клиентам некачественный товар, портят вещи или не предоставляют услуги, а деньги не возвращают

Если и вы столкнулись с такими фактами, закон готов вас защитить. Категории таких дел рассматриваются в Костанайском городском суде. Только за 9 месяцев 2021 года за защитой своих прав как потребителя обратилось 35 человек: в их пользу вынесли девять решений, отказали четырем заявителям, пять дел завершилось примирением. Несколько исков вернули, прекратили по ним производство или по объективным причинам оставили без рассмотрения.

Судья городского суда Анастасия Морозова (на фото) говорит, что таких дел было много всегда. Люди идут за защитой своих прав и правильно делают. Правда, с недавних пор порядок обращения изменился: теперь суд – это последняя инстанция. Для начала нужно попытаться решить вопрос с предпринимателем, если договоренности не произошло, тогда обратиться в департамент по защите прав потребителей, а уже затем в суд.

По каким вопросам возможны обращения? Из недавних дел – взыскание средств за путевки с туроператора и возврат средств за невыполненную установку натяжных потолков. Местная турфирма отказывалась возвращать деньги трем клиентам, которые по независящим от них обстоятельствам не поехали отдыхать. Предприниматель задолжал им почти 1,5 млн тенге. Получить средства удалось только после обращения в суд.

С натяжными потолками история банальна: недобросовестный предприниматель, получив деньги, не оказал услугу в указанный в договоре срок и деньги не вернул. Суд принял сторону потребителя.

– У нас было два иска, связанных с порчей верхней одежды, – рассказывает судья Анастасия Морозова. – Истец приобрела норковую шубу в Египте, и при перевозке на нее пролилось масло. Женщина попыталась сама почистить вещь, но сделала только хуже, тогда она обратилась в химчистку. Шубу истцу вернули только через год в разорванном виде. Суд встал на сторону истца и вынес решение взыскать с предпринимателя более 500 тыс. тенге, но апелляционная коллегия посчитала, что вина в порче шубы обоюдная, поэтому снизила сумму ущерба в два раза.

В прошлом году городской суд рассматривал иск жителя Костаная к крупному магазину техники. Мужчина приобрел там жесткий диск стоимостью свыше 150 тыс. тенге, однако он оказался нерабочим. Магазин долгое время держал устройство в сервисе: ни товар, ни деньги клиенту не вернули. Мужчина, отчаявшись, обратился в суд.

– Учитывая, что ответчик длительное время не менял товар ненадлежащего качества и истец неоднократно был вынужден к нему обращаться, клиенту был причинен моральный вред, – отметила Анастасия Морозова. – Кроме того, истец на покупку жесткого диска брал кредит и выплачивал его, при этом, не имея возможности пользоваться купленной вещью. Клиент сам рассчитал сумму морального вреда – 50 тыс. тенге. Суд посчитал ее объективной, иск удовлетворил и обязал магазин вернуть клиенту сумму жесткого диска. А также выплатить компенсацию морального вреда и неустойку за все время невозврата товара – с 16 мая по 29 июня «набежало» почти 69 тыс. тенге.

Совсем необычный случай произошел в этом году: клиентка обвинила салон в том, что ей испортили волосы после наращивания, используя нелицеприятный отзыв о мастере в социальных сетях. Владелица салона пошла в суд за защитой деловой репутации и объяснила, что претензии к качеству работы у клиентки начались по истечении срока гарантии и после того, как она сама дома стала вырывать пряди волос. Женщина была предупреждена, что так делать не стоит, и приглашена на повторную процедуру, но не явилась, а позже стала поливать салон грязью. Во время разбирательств клиентка подала встречный иск – о защите прав потребителя и намеревалась вернуть сумму, потраченную на услугу.

В итоге городской суд иск салона о защите деловой репутации удовлетворил, так как не нашел доказательств его вины, и постановил взыскать с клиентки 150 тыс. тенге морального вреда. Второй иск был отклонен. Однако в областном суде решение круто изменили: требования салона признали несостоятельными и взыскали с него в пользу клиентки 278 тыс. тенге за услугу и причинение морального вреда.

Татьяна НАЗАРУК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77