Образование

Самая большая реформа в дошкольном образовании произошла в этом году

Теперь сады могут разрабатывать свободный распорядок дня


Об этом на своей странице в Инстаграме сообщил министр просвещения Асхат Аймагамбетов. Чиновник считает, что такая мера позволит педагогам применять разные подходы обучения и воспитания, организовать игровые и обучающие занятия для детей в течение всего дня без привязки к строгому расписанию по минутам.

В новом государственном стандарте дошкольного воспитания, обучения и типовых программ, поставленном в текущем году во главу угла, принято «целостное развитие» ребенка по всем аспектам, включая интеллектуальное, социально-эмоциональное и физическое.

Как новшество работает на местах, разбираемся с руководителем ясли-сада №54 Костаная Айгуль Тусовой.

– Раньше деятельность детей была строго регламентирована, имелось расписание, по которому воспитатели были обязаны до обеда провести определенное количество занятий, – объясняет директор. – Теперь же график более свободный, изменения не коснулись времени работы детских садов, 12-часовой режим остается и приводить детей надо все также с 7 до 8 утра, потому что, несмотря на свободный распорядок, некоторые режимные занятия по-прежнему действуют. До 9 утра все ребята должны сделать зарядку, так как детей много, они распределяются в музыкальный и физкультурный залы. Потом воспитанники завтракают и после 9 уже готовы играть.

Так в чем же новшество? В том, что с 9 до 19 воспитатель строит свою деятельность, исходя из того, как ему удобно. Если, например, раньше у младшей группы было по два занятия в день, то по графику в 9.05 малыши уже обязательно должны заниматься лепкой. Сейчас же таких проблем у воспитателей не возникает. У педагога есть циклограмма деятельности, в ней он прописывает все задачи, которые должен выполнить в течение дня, а в какое время он станет это делать – неважно.

– Мы больше не копируем деятельность школы. Предположим, захотел преподаватель провести работу по ознакомлению с окружающей средой, он может это сделать во время прогулки. Необязательно на ней бесцельно бегать, можно ведь наблюдать, беседовать. А когда малыши умываются, с ними повторяют счет: сколько раковин, полотенец. Хотя по сути своей деятельности мы привыкли, так скажем, к школьному подходу, а с другой стороны при свободном распорядке мы не отбираем у детей детство. Сейчас воспитатели приглашают детей поиграть, и в игровой форме они обучаются, – говорит Айгуль Тусова.

Из постоянных занятий у детей остались: музыка, физкультура и казахский язык. Рисованием они могут заняться, когда захочется, вместо положенных ранее двух уроков ИЗО. То же самое касается лепки, лего и прочего, захотел – идешь играешь. Деятельность педагога тут заключается в обязательной подготовке к занятиям с вечера, на столах по утрам должны лежать краски, карандаши, конструктор. В общем, все необходимое оборудование.

– Воспитатель спрашивает у малышей, чем они хотят заняться, дети сами выбирают деятельность по зонам. Конечно, основные режимные моменты сохранились, например, прогулка. Если погода позволяет, дети идут играть. Любой вид активности воспитатель ненавязчиво сопровождает для того, чтобы воспитанники получали новые знания. Именно поэтому ребята сейчас немного перестраиваются, им нужно стать более творческими. Для того чтобы разгрузить педагогов от документации, мы зарегистрировались на портале, где есть уже разработанные занятия, ими можно пользоваться и быть при этом с детьми. Зачастую с документооборотом, который был ранее, мы этого сделать не могли, – заключила Тусова.

Часовая разбивка в садах по сей день действует в классах предшкольной подготовки, этим детям нужно привыкать к будущему школьному режиму.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77