Во время посевной и уборочной кампаний по всему Казахстану работает сельхозтехника AGROMASH. К ее созданию свои знания и мастерство приложили сотрудники завода Светлана и Александр Черепановы.
Общий стаж семьи, связанной с металлом, превышает 120 лет. Родители Светланы переехали с Украины в Рудный еще в середине прошлого века. Они устроились в ССГОК (сейчас это АО «ССГПО»), в литейный цех ремонтно-механического завода: мама сначала земледелом, затем контролером отдела технического контроля, отец на выбивку (это отделение готовой отливки от формы).
МАГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
С самого детства Света знала, какая у родителей тяжелая и при этом красивая профессия. Они рассказывали дочери о превращении метала в самые разные детали и даже брали ее с собой на работу. Профориентационная деятельность в школе тоже имела успех.
– К десятому классу мы уже побывали в карьерах, на обогатительной фабрике, в литейном цехе, – перечисляет Светлана. – Практически у всех не было дилеммы, какую профессию выбрать.
Продолжатель династии металлургов поступила в Магнитогорск и получила, без преувеличения, роскошную базу. Практически каждую неделю студенты выезжали на ММК – видели, как работают домны, мартены, прокатные станы. За время учебы Светлана проходила практику и на КамАЗе, и на Харьковском тракторном заводе. Дипломированный инженер-металлург вернулась в Рудный – ее первым местом работы стал РМЗ.
НЕ ДИЗЕЛЬНЫЙ, А СКАЗКА
В 1992 году друзья позвали чету Черепановых (Светлана к тому времени уже была замужем, родила сына) на Костанайский дизельный завод.
– Приехали сюда – глаза квадратные, настолько все здесь было новым и современным, – вспоминает собеседница. – Приезжали специалисты из-за рубежа, устанавливали итальянское, немецкое, японское, югославское оборудование. А некоторые модели в единственном экземпляре забирали прямо с выставок.


Супруг Светланы стал мастером в цехе чугунно-стального литья, а она пополнила команду главного металлурга. Как технолог курировала цветное литье – изготовление деталей из алюминия. В цехе тогда практиковалось два вида литья: кокильное и под давлением. Металлург отвечала за первую технологию, когда расплавленный металл заливается в специальные формы, а после застывания кокиль раскрывается, и отливка готова.
– На литье под давлением тоже пришла девушка, и первое, что у нас спросили: «Вы хотите работать по специальности?» То есть на заводе не делили, мужчина ты или женщина – все зависит от склада ума. Если тебе это интересно, работа нравится – продолжай. Конечно, были некоторые моменты, но профессионализм мы доказывали результатом, – говорит Светлана.
ВОЗРОЖДЕНИЕ С AGROMASH
Начальник техотдела, начальник участка, а затем и металлургического цеха – она прошла все ступеньки карьерной лестницы и вместе с заводом переживала не только расцвет, но и разруху. С приходом компании AGROMASH для завода начался новый этап. Собеседница вспоминает, как люди возвращались с базаров, отмывали станки… С того времени прошло больше 20 лет. О прошлом здесь стараются не вспоминать, смотрят только вперед, внедряя новые технологии и делая процессы менее трудозатратными, но такими же эффективными. Например, в металлургическом цехе обкатывают новую автоматическую линию на основе химико-твердеющих смесей. То есть если при старых методах формовки приходилось орудовать лопатами и трамбовать землю вручную, то теперь самую тяжелую часть процесса взяла на себя линия ХТС.

– Работать стало легче, быстрее и качество литья улучшилось, – подтверждает Светлана Черепанова.
В ее подчинении 13 сотрудников. Коллектив небольшой, тем не менее цех полностью закрывает потребности огромного холдинга в деталях для тракторов и комбайнов.
Особенный ли народ – металлурги? На этот вопрос опытный специалист отвечает серьезно.
– Когда металл льется, как вода, когда летят искры… В такой работе все же нужна определенная смелость. Бывали и те, кто боится высоких температур, а у нас они достигают 1350 градусов, – таким, конечно, не место в литейке. Со своей стороны обеспечиваем сотрудников средствами индивидуальной защиты, контролируем их работу. Но и сам человек должен думать о безопасности, – говорит Светлана.
ЭТО НЕ ИГРУШКИ
В детстве у Саши Черепанова, как и у всех мальчишек, были машинки. Но вряд ли он мог предположить, что будет руководить командой, создающей узлы для серьезной техники. Сын Светланы занимает одну из руководящих должностей в Локализационном центре завода AGROMASH.
Его путь сюда был непростым: после школы парень захотел стать металлургом, но в эпоху юристов-экономистов-программистов сделать это в Костанайской области было проблематично. В итоге получил образование на кафедре машиностроения КИнЭУ, что позднее позволило ему устроиться на AGROMASH. С мощностями компании молодой специалист знакомился в отделе снабжения, а через несколько лет, уже с опытом в сельском хозяйстве и сборке грузовых автомобилей, вернулся на предприятие.
– Задача отдела локализации – внедрить как можно больше узлов, деталей, агрегатов для сельскохозяйственной техники. Найти решения, технологии, отработать их вместе с конструкторами и ввести в производство, – объясняет Александр. – Работы много, а это значит, что компания растет, усиливает свои позиции.
ОДИН ЛОГОТИП
Младшая сестра Светланы тоже много лет отдала металлургии, работая в Рудном. Жена Александра нашла себя в сфере машиностроения – компании Allur. Но только у матери и сына на куртках вышит одинаковый логотип.

– Хочется, чтобы завод развивался, ведь за эти годы он стал родным – здесь мы проводим больше времени, чем дома. Конечно, важно, что не только я, но и сын вносит вклад в работу огромного предприятия. От этого наша семья становится только крепче, – улыбается Светлана Черепанова.
Елена НОВАК,
фото предоставлено героями материала
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
