Экономика

Смена полюсов продажи: костанайский автомобильный рынок адаптируется к новым условиям

В 2022 году отечественная автопромышленность продолжает испытывать давление глобального дефицита, который на локальном уровне усиливается сокращением поставок автомобилей и машинокомплектов из Российской Федерации

РФ перестала экспортировать в Казахстан машины, и вместо этого, по данным Центра анализа и мониторинга авторынка (ЦАМА), соседнее государство существенно увеличило импорт транспорта из РК. Хотя еще год назад в Казахстан активно поставлялись новые машины из России. В процентном соотношении показатели были на уровне 60 на 40, из которых 60% – это автомобили, собранные в Казахстане, а 40% – импорт, существенная доля которого приходилась именно на заводы РФ. Сегодня ситуация поменялась кардинально. Россия вывозит авто из РК, пользуясь схемами параллельного импорта.

Что это означает, объясняет генеральный директор центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян.

– В условиях, когда действует официальный импорт, некоторые игроки могут самостоятельно осуществлять поставки этого же или аналогичного товара в обход официального импортёра, это – параллельный импорт, – говорит Артур Мискарян. – В условиях, когда официального импорта нет, по сути не может быть и параллельного импорта в традиционном понимании. Те поставки, которые осуществляются на российский рынок сейчас, проводятся частными лицами, как правило, речь о штучных партиях. По определению такие поставки не могут быть сопоставимы с официальным импортом.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, с начала 2022 года в Россию ввезено более 6,5 тыс. автомобилей из Казахстана, что в 15 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом ФТС обращает внимание, что гражданам, постоянно проживающим в России, запрещено ввозить в страну автомобили, выпущенные в Казахстане по «пониженным» и «нулевым» ставкам ввозных таможенных пошлин.

– Это связано с тем, что у Казахстана есть обязательства, которые были приняты при присоединении страны к ВТО, одним из которых является применение в отношении некоторых категорий автомобилей «пониженных» ставок ввозных таможенных пошлин. Такие транспортные средства являются условно выпущенными, находятся под таможенным контролем и не подлежат вывозу в другие страны ЕАЭС. Во избежание рисков физическим лицам, планирующим приобрести автомобиль в Казахстане, следует получить у продавца документы, подтверждающие, что этот автомобиль был ввезен и выпущен в Казахстане с полной уплатой ввозной пошлины, а не по «пониженной» ставке или с применением «таможенной льготы», – сообщается на сайте ФТС РФ.

По данным ЦАМА, динамика производства соседей Казахстана, которые оказывают существенное влияние на состояние отечественного авторынка, наблюдается следующая. В России за шесть месяцев 2022 года выпущено 281 тыс. легковых автомобилей, что на 61,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.

Тот факт, что ощутимая доля покупателей машин в автосалонах Костаная – россияне, существует. Насколько это является проблемой для местного спроса, пока неясно. «НК» продолжит следить за ситуацией.

Амир ЕРЖАНОВ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77