Костанай и костанайцы

Соломинка для Айланы

Одна школа, один кабинет и одна возможность для десяти особенных детей

Проект «Каждый ребенок достоин школы» помогает необычным детям учиться, общаться и становиться частью общества.

Школа №29 – единственная на сегодня в Костанае и области, где внедрена инклюзивная модель образования. Это тот островок, где дети с аутизмом учатся взаимодействовать с обычными, а те – принимать их непохожесть. Здесь год назад, с открытием школы в микрорайоне «Аэропорт», появился кабинет поддержки инклюзии – один из 43 КПИ по Казахстану. Инициативу проявили родители детей с особыми потребностями, а реализовал Корпоративный фонд «Болашақ». На его средства в кабинете появилась мебель, оборудование, развивающие материалы, игрушки. Со штатом тьюторов, индивидуальных педагогов-ассистентов, которые поддерживают в ребенке стремление учиться, быть самостоятельным и налаживать контакт со сверстниками, помог отдел образования. Обучались специалисты по методикам от «Болашақ» и на средства фонда.

Изначально в проект попали четверо младшеклассников, последнюю четверть они учились дистанционно по специальной программе, разработанной в «Болашақ». В июне к ним присоединились еще шесть будущих первоклассников, и с сентября «новенькие» и «старенькие» вместе с тьюторами занимаются в стенах КПИ. Коррекционный процесс обязательно чередуется с уроками, где обычные, или, как еще говорится, нормотипичные ученики постепенно привыкают к особенным одноклассникам. Сначала просто смотрят, затем начинают здороваться, делиться, вместе играть. Директор школы Жанар Кушанова называет такое общение «уроками добра».

Айлана

Семилетней Айлане некогда, она занимается с тьютором, сидя за огороженной партой. У каждого подопечного КПИ такая своя, чтобы не мешать соседу. Есть стол для групповых занятий и любимый уголок – сенсорный, куда девочка спустя время перебирается для игры. Впервые Айлана переступила порог КПИ в прошлом году. Что дали особенной девочке занятия в особенном кабинете? Время. Раньше она и 10 минут не могла усидеть на одном месте, отвлекала учителя и одноклассников, а теперь практически весь урок старается терпеливо и внимательно слушать и впитывать знания. Огромную роль в таком прогрессе сыграл тьютор – посредник между ребенком и учителем. Правда, из-за дистанционного обучения пришлось перевести общение с тьютором в виртуальную плоскость, из-за отсутствия живого общения произошел откат – некоторые коммуникативные навыки утерялись. У Айланы еще есть время для прогресса – в это верит ее мама.

Шнара

Мама Айланы – стойкая, решительная, целеустремленная. Шнара Жалмухамедова – вдохновитель городского объединения «Stop autism», постоянно придумывает и реализует идеи, которые помогают детям-аутистам и их родителям. Она во что бы то ни стало решила бороться за полноценную для дочери жизнь, а потому, когда узнала о проекте «Каждый ребенок достоин школы», сразу же подала заявку на участие. Айлана подошла по всем критериям: не агрессивная, с сохранным интеллектом. У таких ребят больше всего шансов выйти из собственного мира и наладить контакт с окружающим – звучит жестоко, но реалистично.

Аутизм сегодня считается неизлечимым, но Шнара уверена: скорректировать поведение ребенка с аутизмом в раннем возрасте возможно. Окружение сверстников в этом случае только плюс, а изоляция – прямой путь к полной инвалидности.

– Есть такой термин, когда детей «отпускают», – рассказывает Шнара. – Это когда виден прогресс. Когда ребенок может обходиться без тьютора и самостоятельно взаимодействовать с миром. Надеюсь, что и наших детей когда-нибудь «отпустят» в свободное плавание, а на их место придут другие. В любом случае выпускники всегда смогут прийти в КПИ, чтобы получить поддержку.

Айгуль

– Здесь дети находятся не постоянно, они учатся в обычных классах, но когда устают, могут прийти сюда, чтобы успокоиться, отдохнуть, – учитель кабинета поддержки инклюзии Айгуль Мукашева показывает большое светлое пространство.

Педагог уточняет: каждому ребенку нужен свой ассистент, а потому в штат школы были приняты еще шесть специалистов. Дефектологи, психологи, учителя начальных классов после обучения владеют базовыми знаниями о поведении и его корректировке. Остается запасаться терпением, следуя за непредсказуемым ребенком тенью и направляя его поведение в нужное русло.

– Сейчас такой этап, когда дети, которые уже были здесь и вновь прибывшие, учатся взаимодействовать и делают первые шаги навстречу тьюторам. Ассистенты регулярно меняются, чтобы ребенок с особыми потребностями не привыкал к одному человеку, чтобы умел адаптироваться к новой среде, – объясняет собеседница.

Сейчас на Айгуль и тьюторах КПИ лежит серьезная ответственность. Уже месяц они оценивают возможности особенных школьников. Работа с цветными картинками и ответы на, казалось бы, простейшие вопросы – кто? что? когда? как? почему? – помогают педагогам определить уровень прогресса. В помощь им – настоящие талмуды, десятки таблиц с разнообразными критериями и непонятными для обывателя терминами. О результатах тестирования можно будет говорить к концу октября, на их основе столичные специалисты составят индивидуальные программы развития. Чем точнее сейчас сработают тьюторы, тем эффективнее для детей станет обучение.

Наталья

Наталья Карпенко – учитель начальных классов, а после дополнительного обучения – тьютор. Как и другие ассистенты, она – ангел-хранитель или, если хотите, вторая мама для подопечных КПИ. Во время дистанционного обучения именно Наталья вела Айлану. И хотя бывает, что дети не принимают тьюторов, девочка слушала и выполняла просьбы наставницы. В этом и есть миссия ассистента – найти подход к маленькому человеку.

– В первую очередь мы становимся для детей друзьями, выстраиваем доверительные отношения, хвалим даже за самый маленький успех. Видеть счастливые глаза, когда ребенок понимает, что чего-то добился… Это очень важно, ведь он осознает, что принят обществом, что его ценят, – говорит Наталья.

О том, что таких детей в Костанае очень много, тьютор знает не понаслышке. Она сама мама особенного ребенка…

Хорошие новости

Уже скоро ассистентам будут доступны пособия на казахском языке: в этом месяце свет увидит перевод книги «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения», а в ноябре – «ABLIS-R» – инструмент, позволяющий оценивать навыки особенных детей. Сотрудникам костанайского КПИ они точно будут в помощь.

Это не единственные хорошие вести из «Болашақ». В ноябре кабинеты поддержки инклюзии откроются в Рудном и Карасу. «Болашақ» здесь выступает партнером Фонда Нурсултана Назарбаева и будет курировать кабинеты. Сейчас специалисты отбирают детей, поведение которых будет корректироваться в рамках уникального и очень нужного для республики проекта. Параллельно в фонде разрабатывают первое в Казахстане методическое пособие, оно позволит самостоятельно запускать работу КПИ. Школы достоин каждый ребенок.

Елена НОВАК
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77