Культура

Состояние души в момент исполнения: «НК» рассказывает историю костанайского джазового движения

В минувшее воскресенье во Дворце молодежи отгремел фестиваль Jazz Bomond-2021

Он длился три дня и представил на суд зрителей творчество музыкантов из Костаная, Нур-Султана, Петропавловска, Кокшетау и Челябинска. После двухлетнего перерыва фестиваль стал глотком свежего воздуха для любителей джаза.

Нынешний Jazz Bomond был по счету уже 22-ым. Любители джаза начали объединяться на закате СССР и заиграли в полную силу, в прямом смысле этого слова, в начале нулевых, когда область на официальном уровне начала поддерживать музыкантов. Вспоминаем историю существования джазового движения от последнего концерта до истоков.

«Добьем вас хитами»

Первый день музыкального шоу Jazz Bomond открывали хозяева сцены и организаторы фестиваля – биг-бенд под руководством заслуженного деятеля искусств РК Александра Евсюкова.

Для костанайского слушателя это действительно был не просто концерт, а настоящее шоу. На сцене – в белых рубашках, стройные, как на подбор, музыканты и очаровательные вокалистки в вечерних платьях, в зале – поклонники джаза, нарядные и с цветами. Еще бы! И артисты, и ценители культурного досуга так долго ждали этого вечера, чтобы насладиться музыкой.

Описывать словами драйв и энергию, которые исходят от джаза, бессмысленно, потому что эту музыку надо слышать и чувствовать. Все это особенно откликалось в сердце, когда зазвучали знакомые мелодии в исполнении наших вокалистов.

Вместе с биг-бендом на сцене зажег и Сапар Молдабеков со знаменитой темой из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» композитора Джимми Ван Хойзена. Затем «нетленку», как охарактеризовал песню Джона Ленона и Пола Маккартни Oh! Darling ведущий концерта Вячеслав Авдеев, исполнила Айсулу Туткушева.

– Прям нетленка за нетленкой! Сегодня мы добьем вас хитами! – подогревал публику конферансье.

Действительно «добил» слушателей хит Стинга, посвященный его ушедшей любви в лице Катрин Денев. Композицию на французском языке исполнила Нурсулу Куснетова. Это было и чувственно, и драйвово одновременно.

– Я много работала над этой песней, нужно было отладить произношение, – рассказала «НК» после выступления Нурсулу. – Мне помогал друг, который изучает французский, он меня поправлял. Было прослушано большое количество версий. И благодаря Геннадию Стаканову, нашему аранжировщику, мы смогли подарить песню публике.

Вокалистка уверена, что у джаза в Костанае есть свой слушатель. Фестиваль всегда собирал аншлаг. В этот раз зал наполнился из-за ограничений только наполовину, но даже это спустя почти два года молчания – настоящее чудо.

Открытием первого дня фестиваля стало исполнение оркестром с солирующей партией тромбона произведения «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Вячеслав Авдеев отметил, что эта оркестровая интермедия подвластна не каждому пианисту, а вот сыграть ее на тромбоне и вовсе стоит больших усилий. Мастерство высшего класса показал Адильбек Бабакулов.

– Для тромбона – это сложное произведение. Тренировался я, наверное, месяца два, – поделился музыкант. – Очень скучал по джазовому фестивалю, мы даже немного отвыкли от сцены и зрителя. Но нас приняли тепло.

Одну из композиций коллектив посвятил коллегам, ушедшим из жизни. В частности, почтили память Александра Градского и дирижера биг-бенда из Алматы Якова Хана.

И на контрабасе, и на палке сыграем!

Отец костанайского биг-бенда Александр Евсюков говорит, что минувший концерт, посвященный 30-летию независимости нашей республики, как нельзя лучше отражает итоги развития джазового искусства Казахстана: музыкальный путь этого направления у нас насчитывает более 30 лет. Эти годы были наполнены не только мейнстрим-джазом, то есть традиционным, но и фолк-джазом – народным, национальным, джаз-фанком, джаз-роком, симфо-джазом… За это время изменился и сам стиль, и музыканты, которые показали небывалый рост и мастерство.

Это сегодня костанайцы выступают на крупнейших сценах Казахстана и России, а когда-то джазовое искусство зарождалось на сцене ДК «Химик» (нынешняя студия телеканала Qostanai) в далеком 1984 году. Там собрались музыканты вместе с приглашенными московскими коллегами и устроили первый большой сейшн. Мероприятие назвали первым джазовым фестивалем.

– И после этого к нам в Костанай зачастили гости: приезжала знаменитейшая алма-атинская группа «Бумеранг», если это название кому-то о чем-то еще говорит. У нас были великие музыканты из Москвы, Урала, Сибири, – рассказывал во время концерта Вячеслав Авдеев. – Один раз к нам приехал прибалт – лысый и с одним контрабасом. И когда мы его спрашивали: «Ты что делать-то приехал»? Он отвечал: «Я сыграю с кем угодно!». Играл он божественно! Переиграл со всеми музыкантами, принял участие в большом сейшене в ресторане и уехал через неделю, как все закончилось, совершенно счастливым – потому что бешбармак и костанайское радушие!

– Нынешний Jazz Bomond – это продолжение фестивального движения, которое началось в 1984 году, – рассказывает Александр Евсюков.

В этот период в Костанае раз в два года проходили «Дни джазовой музыки», но их фактически состоялось четыре: в 84-ом, 86-ом, 88-ом и 90-ом году. В этот период в нашем городе побывали все ведущие исполнители из Украины, России, Беларуси, Грузии… По воспоминаниям Александра Авдеева, были в Костанае даже гости из Германии.

– Если не ошибаюсь, в 1988-ом побывал у нас немец с гитарой. Везли его тайком, по железной дороге, чтобы не попался на авиалиниях. Как он играл! – рассказывает Авдеев. – Еще помню, привозил к нам Игорь Бурко свой «Уральский дикселенд» после большого тура по Европе (это один из старейших джазовых ансамблей на постсоветском пространстве, лауреат международных джазовых фестивалей – прим. «НК»). Приезжал к нам и Сергей Курёхин из Ленинграда. Оказался у нас случайно, друзья позвали. Помню, он ходил за кулисами и искал какую-то палку. Все недоумевали: зачем ему палка? Курёхин играл минут 40 свою программу – джазовую сюиту «Переход Суворова через Кутузова». Почему так, никто не знал, но это же 90-е, все были немного не в себе! Курёхин сначала играл на клавишах, потом эту же тему на рояле, потом палкой бил по полу!

От Сергея Курёхина все были в восторге. Чтобы понять почему, стоит просто взглянуть на биографию музыканта: участник группы «Аквариум», а затем основатель «Поп-Механики», в которой играли музыканты групп «Аквариум», «Кино», «Странные Игры», «Аукцыон». Курёхин начинал как пианист, а затем ударился в джаз и импровизационную музыку. Он стал композитором более чем для 20 фильмов. Это впечатляет.

После буйных 80-х и 90-х наступил десятилетний перерыв. Тогда джазовое движение подхватил Лисаковск: ориентировочно с 2001 года там прошло три фестиваля, но внезапно все закончилось. Далее за судьбу джаза взялись власти.

– В 2004 году акимом области была принята концепция развития музыкального искусства, и после этого джазовые фестивали стали проходить на ежегодной основе, мы являемся их организаторами, – отмечает Александр Евсюков. – Был пропуск только в 2016 году, кажется, из-за финансирования и в 2020 из-за пандемии.

Биг-бенд принимал участие во всех джазовых фестивалях, начиная с 1984 года. Он как якорь и мотор этого движения, причем не только в Костанае, но и во всем Казахстане. За 30 с лишним лет у нас побывали все биг-бенды страны и малые квартеты. Одно время подобные встречи проходили в Петропавловске, Павлодаре, правда, эпизодически. Любил джаз и Алматы, но и там в последние два года тишина. Выходит, Костанай можно по праву назвать джазовой столицей Казахстана.

Фурором стал приезд на фестиваль 2019 года джазмена из США с мировым именем Джейми Дэвис – он один из солистов оркестра Каунта Бейси. Наш биг-бенд аккомпанировал певцу более часа. Это было самое продуктивное взаимодействие костанайцев с американцами за всю историю проведения джазовых фестивалей.

Александр Евсюков отмечает, что джаз отличается импровизационностью, а ведь именно это роднит его с айтысом. В обоих явлениях можно найти и особое удовольствие, и определенную философию. А самое главное – это состояние души в момент исполнения.

– Говорить о джазе бессмысленно, его надо слушать. Недаром, когда у Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он сказал: «Если вы задаете такой вопрос, вы ничего не понимаете в этом виде искусства, и я не советую вам его слушать». Каунт Бейси на это ответил: «Я давно играю джаз, но сам еще не понял, что это такое».

В следующем году организаторы хотят сделать фестиваль пятидневным. За это время выступить не только в Костанае, но и в Рудном, и Лисаковске. Кроме того, планируется изменить и время проведения концертов на конец сентября начало октября, чтобы холода не были препятствием для благодарных зрителей.

Татьяна НАЗАРУК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77