10 регион Социум

Современники по крупицам восстанавливают жизненный путь Нуржана Наушабаева

Казахстанский поэт и философ – уроженец Костанайского района. Его имя вписано в историю этого региона. В его честь названа школа в городе Тобыле, в селе Владимировка установлен памятник, общественники ухаживают за его могилой, которая находится в 12 км от населенного пункта.

О Нуржане Наушабаеве заговорили довольно поздно – в 2000-х годах, поэтому его имя еще не вписано в учебные программы колледжей и школ. Но историки, библиотекари и общественники Костанайского района делают все, чтобы увековечить память о знаменитом земляке.

ОТРЫВКИ ИЗ БИОГРАФИИ

Искать истоки творческого и жизненного пути Наушабаева стоит в селе Владимировка. По восстановленным данным и расположению зирата, где похоронен поэт и его родственники, историки предполагают, что именно в окрестностях современной Владимировки находился аул, в котором и появился на свет будущий философ.

– Нуржан Наушабаев родился в 1859 году, в ауле Кутты, Костанайского района, он из рода кыпчак, – рассказала библиотекарь Владимировской ОШ Римма Ярошевич. – Мальчик рано лишился матери и воспитывался прабабушкой Агайши, женой знаменитого акына Шал Кулеке-улы. Первоначальное образование получил у аульного муллы, много занимался самостоятельно. У него была большая тяга к языкам. Он изучал и владел казахским, тюркским, русским, башкирским. Учился в медресе Троицка.
Как отметила библиотекарь, сейчас Сормовская и Владимировская школы занимаются общим проектом «Наследие Нуржана Наушабаева». Это сложная работа, так как практически не сохранились ни его произведения, ни фотографии. Чтобы собрать сведения о земляке, современникам приходится углубленно изучать творчество и биографии других известных поэтов и философов, например, труды Сабита Муканова, Ахмета Байтурсынова, Есмагамбета Исмаилова, Бейсенбая Кенжебаева и других.

Известен немаловажный факт, что Наушабаев дружил с Ыбыраем Алтынсариным. В своих стихах наш земляк призывал к знаниям, сохранению народных традиций, преклонению перед родной землей, воспевал героизм и отвагу. В то время его произведения были настолько близки людям, что его творчество переросло в народное. Песни и стихи передавались из уст в уста, потеряв автора. Но благодаря этому прославлялась кустанайская земля.

– В нашем распоряжении имеется единственный портрет поэта, его художник нарисовал по рассказам предков, – поясняет библиотекарь Сормовской школы Нурсулу Уразбаева. – Мы по крупицам собираем его биографию, поэмы, стихи, айтысы. Уже есть прогресс – на казахском языке издана книга, посвященная творчеству и судьбе философа, а его стихи переводят на русский язык. Подлинно удалось установить, что до войны люди на территории Казахстана учили произведения Наушабаева на арабском языке. Наши дедушки, которых уже нет в живых, читали его стихи и поэмы наизусть. Но поколение 70–80-х годов словно выпало из истории. Они не изучали творчество нашего земляка, поэтому и в школьной программе его произведений нет. Возрождение имени поэта наступило только в 2000-х годах. Сейчас проводятся «Нуржановские чтения». Мы стараемся знакомить школьников с его творчеством в рамках экскурсий, тематических встреч. Надеемся, что его произведения внесут в школьную программу.

Профессор Зулкарнай Алдамжар и поэт Акылбек Шаяхметов были среди тех, кто начал говорить о поэте. В 2005 году появились спонсоры, которые помогли в организации памятника философу. Его установили на въезде в село Владимировка. Теперь любой проезжающий по трассе мимо населенного пункта может его увидеть, остановиться и отдать дань памяти.

– Памятник состоит из прямоугольных плит и закрывается куполом. Изображена домбра, так как айтыс прославил поэта и нашу родину. В Тобыле школа-гимназия носит имя Нуржана Наушабаева, там есть памятник и музей. В этом учебном заведении творчество поэта изучается более глубоко, – отмечает Нурсулу Уразбаева. – Мы же стараемся приглядывать и содержать в чистоте родовое кладбище нашего земляка. Зират находится на берегу Тобола в 12 км от Владимировки. Наушабаев умер в 1919 году. До 2000-х годов здесь находилась просто могила поэта, но затем ее облагородили: поставили ограждение, памятную плиту, табличку, которая указывает, кто здесь покоится. Теперь мы каждый год летом организовываем там субботник.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Благодаря труду библиотекарей и историков из Костанайского района удалось собрать и восстановить часть произведений, которые принадлежат Нуржану Наушабаеву. На сегодняшний день самая известная его поэма «Сегиз серу», которую творец посвятил бунтарю степи, батыру и акыну Шакшаку. Самым ценным считается дожившая до наших дней песнь-летопись, где Нуржан описывал своих предков. По ней можно отследить родословную поэта. Историк-этнограф Жамбыл Артыкбаев даже сделал анализ шежире Наушабаева «Манзумат казакия». «Манзумат» в переводе с арабского означает структуры, сборники. Поэт в своем творчестве пытается рассказать о казахской истории. При этом этнограф отмечает, что автор начинает свое произведение с истории происхождения казахов, рассуждает о племенах, первопредках трех казахских жузов, – каракалпаках и кыпшаках.

Говоря о Наушабаеве, историки отмечают, что он считал своим учителем акына Жиренши шешена – известного казахского оратора, бия.

Еще один важный факт – поэт был глубоко верующим человеком, в некоторых стихах объяснял значение ислама, соблюдение правил шариата.

Известно, что он занимался и айтысом-загадкой – самой сложной формой этого жанра. В подобном словесном состязании участники должны обладать знаниями, сообразительностью, остроумием и красноречием. Вот что писал по этому поводу Сабит Муканов в книге «Народное наследие»: «Каждый художественный жанр имеет свои вершины, свои шедевры. Из айтысов-загадок замечательным в этом отношении является айтыс Сапаргали Куанышева и Нуржана Наушабаева». Что же необычного в этом произведении? Оно было в виде вопроса и ответа, которые состояли из четверостиший. Надо разгадать загадку и в ответ придумать такую, чтобы соперник не смог ее отгадать.

Еще широко известен айтыс Нуржана и Бибисары. Он интересен тем, что выдержан в эпистолярном стиле. Дело в том, что акыны XIX века состязались в письменной форме. Свои послания передавали через третьи лица, например, близких друзей или соратников. О чем же был их айтыс? По сути, это философские размышления Нуржана и Бибисары о взаимном уважении девушек и джигитов, высоком предназначении любви, об удачном выборе спутника жизни, тактичности, искренности и морально-этических сторонах во взаимоотношениях между молодыми людьми. И здесь важно подчеркнуть, что Бибисара стала его женой.

– Наш земляк почти всегда выходил победителем в таких айтысах, что прославило его на весь Казахстан, – уточнила Нурсулу Уразбаева. – Конечно, жаль, что не все произведения Наушабаева дошли до наших дней. Ведь сколько всего полезного мы могли бы из них почерпнуть. Но мы продолжаем поиски и точно знаем, что у нашего земляка есть потомки. Например, правнуки, которые названы его именем.

Маргарита АЛЕКСЕЕНКО, фото из архива «НК»


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77