Костанай и костанайцы

Специалисты есть, но дефицит налицо

С ноября прошлого года в Костанае родились двое малышей с редкой патологией

Проблема медицины с каждым годом становится все более острой, не исключение и наш регион. Ежегодно в Костанайской области на свет появляются более 100 малышей с врожденными патологиями.

В прошлом году таких новорожденных было 113, что составило 0,97% от общего числа младенцев. Причем среди них немалое количество детей с патологиями, которые можно выявить на ранних сроках беременности.

Маленькая принцесса с сильным характером

Милена родилась с диагнозом «экстрофия мочевого пузыря». Сейчас девочке 10 месяцев. Такая болезнь, как у нее, встречается лишь один раз на 50 тысяч детей. Выявить ее можно с помощью УЗИ еще на ранних сроках, однако почему-то этого не произошло. Мать девочки Розалия три раза посещала ультразвуковое исследование, и вплоть до последнего на восьмом месяце костанайские врачи уверяли, что ребенок абсолютно здоров. Но после рождения Милены сразу же обнаружилась редкая патология. Экстрофия мочевого пузыря – это врожденное отсутствие передней стенки мочевого пузыря и участка передней брюшной стенки. Из-за такой патологии малышка вынуждена была терпеть боль при ежедневной обработке ранок. Как врачи областного центра проглядели такой тяжелый и очевидный порок? Неизвестно.

На вопрос о том, в чем может скрываться причина невыявления такой, казалось бы, очевидной патологии, в Министерстве здравоохранения нам ответили однозначно – проблема в малом опыте врачей в этой сфере.

– Выявление врожденного порока развития ЭМП при ультразвуковом исследовании беременных затруднена из-за того, что встречается очень редко, и врачи лучевой диагностики имеют лишь теоретические знания, не подкрепленные практикой, а также диагностика зависит от мощности УЗИ-аппаратов, имеющихся в территориальных поликлиниках, – говорится в сообщении.

Операция при этой патологии необходима в первые месяцы жизни ребенка. В Казахстане пациентов с экстрофией мочевого пузыря оперируют, но родители таких деток к этой помощи обращаться не рискуют. Родители Милены тоже не согласились на проведение операции отечественными хирургами. Да, профессиональное оборудование есть, и самое современное, теоретическими (!) знаниями врачи тоже обладают, но… группы в соцсетях, где общаются родители детей с экстрофией, буквально разрываются от негативных отзывов.

– Нам предложили прооперировать Милену в Астане, но затем мы связались с другими родителями, у которых дети с такой же проблемой, – рассказывает тетя девочки Анастасия. – Они сказали, что здесь делать ни в коем случае нельзя, потому что очень маленькие показатели успешных операций.

В ответе на запрос исполняющий обязанности директора Департамента организации медицинской помощи министерства здравоохранения Гульнар Жангарашева уверяет, все необходимое в казахстанских клиниках есть – и современное оборудование, и специалисты, которые прошли обучение в зарубежных клиниках. Однако все же опасения родителей нельзя назвать беспочвенными, ведь если наши врачи не справились даже с диагностикой, то как доверить ребенка для такой серьезной операции?

Поэтому родители Милены решили искать врачей за рубежом. И повезло – в Сербии нашли подходящую клинику, где девочку согласились оперировать. Обошлось это в 13500 евро. Нужную сумму семья собрала во многом благодаря неравнодушным костанайцам. Но также большой вклад внес благотворительный фонд из Германии Ein Herz fur kinder. Он помог собрать недостающие 7000 евро. В конце мая, когда девочке исполнилось семь месяцев, ей сделали сложную операцию. Сейчас ей лучше. Однако это не все – при данной патологии предполагается три операции, следующие две – в 5-6 лет и в 15-16.

Два раза – в одну лунку?

Все бы ничего, патология редкая, и природа ее происхождения до сих пор до конца не изучена. Но есть статистика – один малыш с ЭМП на 50 тысяч новорожденных. А в Костанае в июне этого года на свет появился мальчик с таким же заболеванием. Сейчас Станиславу три месяца, операцию рекомендуют делать только в год. И история у мамы такая же – обследовалась весь период беременности, три раза была на УЗИ у трех разных врачей.

– На всех УЗИ нам говорили, что будет девочка, хотя мы были у разных специалистов, – рассказывает Александра Кадамцева. – Вся беременность проходила так же, как и с моим первым ребенком, ни о каких патологиях и речи не шло.

Станислав – улыбчивый активный мальчик. Сейчас он несколько раз в день проходит обработку ранок. В его случае задет половой орган, который тоже нужно оперировать. Сейчас семья собирает деньги на лечение, врачей нашли в Германии. Операция стоит 10 тысяч евро.

Оборудование есть, специалисты – тоже. В чем проблема?

Наши корреспонденты отправили запрос в ГУ «Управление здравоохранения акимата Костанайской области», чтобы выяснить, в чем причина столь частых случаев непрофессиональной диагностики? На вопрос о новорожденных с экстрофией мочевого пузыря в ведомстве затруднились ответить, но подчеркнули, что по данным Всемирной организации здравоохранения, частота рождения детей с врожденными пороками развития и наследственными болезнями составляет в разных странах от четырех до шести процентов.

– Ежегодно в Костанайской области рождается более 100 новорожденных с пороками развития, – сообщили в управлении. – Так, в 2018 году из 11668 новорожденных с врожденными пороками развития было 113. В связи с выявленными пороками развития в 2018 году было произведено 42 прерывания беременности, за истекший период 2019 года – 26. По данным международных экспертов, даже при условии наличия ультразвуковых аппаратов высокого класса, возможности точной диагностики ряда врожденных пороков развития оцениваются не более чем на 60%.

Одной из причин, влияющих на качество УЗИ-диагностики, в управлении здравоохранения назвали уровень подготовки и квалификацию специалиста.

– По привлечению квалифицированных специалистов проводится масштабная работа, хоть и дефицит врачебных кадров продолжает оставаться наиболее актуальной проблемой в нашей области, к нам на сегодняшний день уже прибывают молодые специалисты, окончившие вузы и желающие помогать людям своими знаниями и умениями. Число прибывших в ряды медицинских работников Костанайской области уже 143, и это не предел, – отметили в ведомстве.

Хочешь жить – позвони

К сожалению, проблемы с квалифицированными кадрами касаются не только одного направления костанайской медицины. Крик о помощи на своих страницах в соцсетях разместил житель областного центра Андрей Дир. Его отец – пенсионер МВД – не мог дождаться помощи врачей, пока сын не обратился напрямую в call-центр областной больницы. Сначала путаница с направлениями, потом – отказ в госпитализации…

– Его госпитализировали только тогда, когда я начал везде обращаться, – сетует он. – В итоге мы потеряли несколько дней, а он не может ходить.

Во время мытарств по больницам 57-летний пенсионер-колясочник Александр Дир испытывал боль, практически ничего не ел, а родные не знали, как ему помочь. Но после звонка проблема чудесным образом разрешилась – и направление, данное частной клиникой, заработало, и места появились. Сейчас пенсионера выписали из больницы, но без утешительных результатов.

Жаль, но зачастую проблемы решаются именно так. На слуху случай из Лисаковска, произошедший этим летом, когда женщина несколько дней не могла дождаться помощи врачей, находясь в больнице, и лишь в другом городе ей поставили диагноз «инфаркт». Но было уже поздно – она впала в кому, из которой не вышла. Оказалось, лисаковские врачи не смогли поставить правильный диагноз и назначить нужное лечение.

Проблема с кадрами касается многих социальных сфер, но самую большую волну возмущения все же вызывает отсутствие квалифицированных кадров в сфере медицины. Такая престижная когда-то профессия, как врач, сейчас уже на многих наводит ужас, ведь из-за непрофессионалов, коих единицы, тень бросается на всех медицинских работников…

Алина СУШКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77