Этот документ, официально вступивший в силу 1 июля, Касым-Жомарт Токаев поручил разработать почти три года назад. Все это время казахстанцы возлагали надежды на новый кодекс
Ожидалось, что он закрепит права социально уязвимых категорий граждан, что позволит поднять их качество жизни на новый уровень. Сбылось ли?
БОЛЬШЕ ДА ВЫШЕ
Главное, о чем говорили разработчики кодекса и его администраторы – работники органов соцзащиты, – повышение некоторых выплат и размеров пособий для отдельных категорий граждан.
Как уточняет замруководителя департамента Комитета труда и соцзащиты по Костанайской области Айнур Сатаева, с 1 июля на 14,5% выросли девять видов выплат, среди них: по инвалидности, по случаю потери кормильца, лицам, ухаживающим за инвалидами первой группы, родителям, воспитывающим особенных детей и т.д. Учитывая, что с начала года все указанные пособия и так были повышены на 8,5%, общий рост с января составил 23%.
Изменения также коснулись и пенсий. Так, с 1 января этого года и до 2027 года размер базовой пенсии будет повышен в среднем до 51%. Это затронет чуть более 131 тысячи пенсионеров, проживающих в Костанайской области. К 2025 году совокупная пенсия (солидарная + базовая) в среднем увеличится на 27%.
– В прошлом году средняя пенсия составляла 109 тысяч тенге, после изменений ее размер вырос до 120 тысяч, – подчеркивает Айнур Сатаева.
Из новинок Социального кодекса: возможность передавать 50% своих пенсионных активов в доверительное управление, а также выплата пособий тем, кто ухаживает за инвалидами первой группы, которые находятся в местах лишения свободы. Ранее эту работу сокамерники заключенных выполняли бесплатно.
– Также с 1 июля родственники инвалидов 1 группы могут стать их индивидуальными помощниками, получать за это зарплату и иметь пенсионные отчисления, – добавляет специалист.
В этой ситуации возникает вопрос: может ли мама ребенка с инвалидностью получать пособие по уходу за ним и быть индивидуальным помощником одновременно? В департаменте говорят, что придется выбирать одно из двух. А что выгоднее?
– Индивидуальные работники трудятся по часам, потом сдают отчеты и акты выполненных работ, – объясняет руководитель отдела по контролю в сфере соцзащиты населения Асия Сейтбаталова. – Надо сказать, что помощник только сопровождает лицо куда-либо, уход же занимает больше времени и включает в себя больше аспектов. В связи с этим семья сама должна сделать выбор.
Как мы помним, с 1 января увеличены сроки помощи от государства по уходу за ребенком – теперь выплата производится не до года, а до 1,5 лет. Можно ли сказать, что это и остальные вышеуказанные изменения произошли только благодаря введению Соцкодекса?
Айнур Сатаева заявляет, что государство и без этого документа планомерно двигалось в сторону улучшения социальной политики. Кодекс лишь закрепил все это и собрал 10 законов в одном документе. Это удобно как для граждан в плане пользования и изучения своих прав, так и для чиновников в плане регулирования и реализации.
ЦИФРОВОЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ
Самое обсуждаемое и, пожалуй, действительно новаторское в Социальном кодексе – это введение так называемой цифровой карты семьи. Это база данных, в которой есть информация о каждом гражданине и членах его семьи. Данные стекаются сюда из десятков баз: МВД, систем здравоохранения, образования, загса и т.д.
В чем смысл такой карты? Главное, что теперь государство может видеть семьи, нуждающиеся в помощи, и сразу же предлагать все необходимое. Например, если погиб глава семьи, это сразу же отображается в базах данных, и система отсылает СМС вдове с предложением оформить пособие по потере кормильца. Остается только дать согласие и позже поделиться банковскими реквизитами. То же самое касается рождения ребенка: как только данные о малыше прошли через органы загса, маме присылают сообщение о назначении пособия на рождение и по уходу. Если по каким-то причинам СМС остается неотвеченным, оно через время приходит снова.
В эпоху цифрового мошенничества надо знать, что все СМС от государства приходят с номера 1414. Если вы все же не доверяете общению через переписку, можете обратиться в ЦОН или местный отдел соцзащиты.
Айнур Сатаева наглядно показала, как работает их система: на сайте указано, сколько семей не получает пособий: по уходу за ребенком, по инвалидности, пенсии и т.д. Все эти люди должны иметь выплаты, но по каким-то причинам свое право так и не реализовали. Задача органов соцзащиты – разобраться с каждым случаем и помочь.
Так как на сайте представлена вся информация от рождения до смерти, видно, когда в последний раз человек получал документы, где прописан, где учился, к какой медорганизации прикреплен. К слову, благодаря цифровой карте семьи в республике уже были выявлены дети, которые не посещали школу.
– Кроме того, сама цифровая карта будет показывать, что нужно семье, видеть риски, если, например, доход приближается к критической отметке, – подчеркивает Сатаева. – Тогда им предложат найти другую работу, переучиться или встать на учет по безработице. До полугода граждане могут получать пособие в размере до 45% от потерянного дохода.
Еще один интересный момент – в системе семьи делятся по категориям в зависимости от критериев. От благополучных до находящихся в кризисной ситуации. Некоторые называют последнюю характеристику негативным ярлыком, но в департаменте уверены, что это позволит семьям оперативно помочь.
Открываем портрет семьи, которая не получает выплату АСП, хотя должна. Видим характеристику: недавно родился четвертый ребенок, пособие по уходу мама все еще не оформила, доход ниже черты прожиточного минимума, есть задолженность по кредитам около 90 тысяч тенге. Что будет делать государство? Оформлять АСП, пособие по рождению и уходу за ребенком. Возможно, главе семьи предложат другую работу. В нашей области в «красной» зоне находятся 24 тысячи семей.
А БРОШЮРА ЕСТЬ?
Хотя Социальный кодекс и вобрал в себя все законы, в которых говорится о наших правах, но рядовому гражданину проще от этого не стало. Можно, конечно, прочитать сотни страниц документа, но все ли будет понятно?
И вот тут вскрывается годами нерешаемая проблема: люди, получившие определенный статус (инвалидность, многодетная мама и т.д.), не знают, куда им обращаться и где получить список их прав. Такого документа просто не существует! Да, инвалидам выдают ИПР, где указаны рекомендации и права по медицинской части, но это далеко не все!
К примеру, у лиц с инвалидностью есть еще преференции в сфере образования, в плане передвижения на общественном транспорте, в налоговом деле. Чтобы все это узнать, надо посетить каждый госорган. Что тут говорить, если информация о бесплатных лекарствах и выплате компенсации за них до сих пор на вес золота!
Как советует Асия Сейтбаталова, за консультацией можно обратиться в отдел по контролю оказания соцуслуг департамента или зайти на информационный портал «Социальная защита» в раздел «Меры поддержки и реабилитации».
Однако этот сайт мы нашли не с первого раза, и там нет полных данных о правах инвалидов, к примеру, даже размера пособия.
– Несколько лет назад я направляла запросы во все госорганы и по своей инициативе собирала информацию о льготах для лиц с инвалидностью. Брошюра получилась на 18 страниц, времени на сбор данных ушло много, – рассказывает Сейтбаталова. – В тот год мы консультировали по ней людей, раздавали документ всем желающим, но его снова надо обновлять, он устарел. У нас каждый год меняются законы. На уровне республики такую брошюру создать также сложно, потому что в каждой области свои льготы, зависящие от бюджета. Например, где-то пенсионеры ездят в автобусах бесплатно, а у нас со скидкой 50%. Что касается выплат компенсации за лекарства, даже в каждом районе нашей области суммы отличаются.
Почему бы в таком случае государству не выделить средства для неправительственных организаций или юристов, которые смогли бы изучить все законы и постановления и расписать для каждой категории нуждающихся их льготы и преференции? Чтобы люди наконец перестали сами собирать информацию по крупицам. Как мы видим, Социальный кодекс проблему информированности о правах не решает.
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Абиля ДОЩАНОВА, инфографика Максата КАНАПЬЯНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77