Есть вещи, несущие историю родственных уз и память о событиях, не вписанных в учебники. Для детской писательницы Александры Ильиничны Сусловой таковой стала икона, которая прошла уже через шесть поколений семьи.
В СЕМЬЕ АНОХИНЫХ
Икона с ликом Иисуса Христа передавалась по маминой линии – семье Анохиных.
– Родоначальником был крестьянин Савва Анохин. В источниках упоминается, что в XVII веке дворяне носили такую фамилию, она встречается и в Библии, например, Енох – ветхозаветный персонаж, живший до Всемирного потопа, – рассказывает собеседница.
Савва родился около 1840 года. Его сын Фатей, прапрадед Александры Ильиничны, появился на свет в 1861-м – в год отмены крепостного права. Когда он состарился, в деревне его называли дед Хватька, уменьшительно от Фатей. От него пошла следующая линия: Илья, его сын Михаил, затем Полина, и наконец сама Александра Ильинична.
– Хорошо помню своего прапрадеда Илью. Он прожил 86 лет, я видела его в 1957 году, когда мне было пять лет. Мама повезла нас в деревню Щучьи Пески Воронежской области. Дед был похож на Карла Маркса: с белой окладистой бородой. Он каждый день ходил три километра в районный центр, чтобы купить внукам свежие пряники. Во время Первой мировой войны он служил во французском корпусе. Знал французский язык, был награжден тремя орденами Святого Георгия, – делится Александра Ильинична.

Далее реликвия передалась от Ильи к его сыну Михаилу – участнику Великой Отечественной войны. О нем в семье рассказывают как о настоящем солдате. Он был ранен 13 раз, участвовал в Сталинградской битве, получил медали за отвагу. Родственники говорят, что дошел до самого Берлина. Михаил был пехотинцем и подковочным кузнецом в конных войсках.
У него родилось одиннадцать детей. Полина, мама Александры Ильиничны, – старшая. В 1952 году на свет появилась наша героиня. Впервые она попала в деревню Щучьи Пески в пятилетнем возрасте и тогда увидела иконы в красном углу избы, но не придала этому значения.
– В детстве нас в деревне ставили перед иконой на колени, бабушка молилась, а мы с двоюродным братом Шуриком повторяли за ней молитвы. Иногда хихикали, и нас подталкивали, чтобы стояли спокойно, – с теплом вспоминает писательница.
Со временем из-за советской антирелигиозной политики икон осталось всего несколько, но лампадка в доме продолжала висеть.
– Я хорошо помню, как в 1959 году мы с Шуриком залезли на чердак и нашли там много икон, – делится Александра Ильинична. – Какие-то были прикрыты тканью, какие-то стояли открыто. Одну из них, возможно ту самую, мы особенно запомнили – она была в деревянном коробе.
КАК ИКОНА ОКАЗАЛАСЬ В КОСТАНАЕ
Александра Ильинична училась на втором курсе пединститута, когда в 1972 году не стало ее бабушки Татьяны. На похороны в родную деревню поехала мама писательницы. Александра, увлеченная историей религий и культур, попросила ее привезти одну из икон, которые хранились на чердаке дедушкиного дома.

– Мы понимали, что иконы просто стоят на крыше никому не нужные, – вспоминает Суслова. – В институте у нас уже был курс, позволяющий взглянуть культурологическим взглядом на христианство, другие религии. Я была удивлена, когда мама привезла икону. Не ожидала, что она выполнит мою просьбу.
Икона Иисуса Христа – та самая, висевшая когда-то в красном углу дома ее предков, заняла свое место уже в новой семье. После смерти мамы в 1990 году реликвия окончательно перешла к Александре Ильиничне.
– Мы относимся к ней с почтением. Я не могу назвать себя глубоко верующим человеком, – признается писательница. – Я человек светский, получила светское образование, как и все в Советском Союзе. Но как преподаватель основ философии и религиоведения, я глубоко уважаю все традиционные религии как форму мировоззрения. Считаю, они будут существовать всегда – это особая, ценная система взглядов на мир.
Икона написана на двух сосновых досках. Остались следы от крепления старого оклада – гвозди пробили дерево, местами осыпалась краска. Ранее икона находилась в окладе, видны были только лик Иисуса и его рука. Уже позже, дома, мама сняла фольгированный оклад, и перед глазами открылось тонкое, изящное письмо, в которое автор вложил особое мастерство и трепет.

По приблизительным оценкам, святыня написана в конце XVIII-начале XIX века – это подтверждается и стилем письма, а также словами бабушки, которая говорила, что, когда дед Илья женился, дед Савва благословил его этой иконой. Возможно, она даже старше – точно сказать могут лишь профессиональные искусствоведы. Но независимо от даты икона прошла путь через пять поколений семьи Анохиных, прежде чем оказалась в Костанае.
В доме Александры Ильиничны икона заняла место не просто памятной вещи, а своеобразного духовного центра, символа связи с предками и их корнями.
– Я точно знаю, когда меня не станет, она перейдет к моим детям. Старшая дочь Юлия понимает, что сохранность этой реликвии ляжет на ее плечи, – говорит Александра Ильинична. – А она уже передаст ее дальше. В этом и есть ценность – не в стоимости, не в антикварности, а в живой, непрерывной нити семьи.
ДРУГИЕ РЕЛИКВИИ
В доме писательницы хранятся и другие вещи, за которыми стоят судьбы, годы, поколения.
Одна из таких реликвий – старая чугунная сковородка, подаренная свекрови нашей собеседницы на свадьбу 31 мая 1941 года. Тогда, в довоенное время, практичные подарки были особенно ценны. Помимо сковородки, молодоженам преподнесли и набор металлических ложек – продукция Челябинского тракторного завода.
– На этой сковородке, – с улыбкой говорит Александра Ильинична, – было испечено, наверное, миллион блинов. Она до сих пор у меня в кухонном арсенале, работает исправно, и блины на ней получаются чудесные.
Две ложки тоже сохранились. Одной из них вот уже 50 лет пользуется супруг нашей героини. Такие мелочи в быту становятся частью семейной истории, связующим звеном между прошлым и настоящим.
Кроме главной иконы, в доме Сусловых хранится еще одна – металлическая, вычеканенная. Ее судьба удивительна: в 1985 году, работая в 17-й школе Костаная, Александра Ильинична вместе с шестиклассниками собирала металлолом. Один из учеников нашел в куче металлолома странный небольшой предмет, на котором было написано «Вседержитель». Икона оказалась древней чеканкой, с ржавчиной и следами креплений. Сначала она находилась в кабинете школы, а теперь в доме писательницы. Несмотря на порыжевший металл, ее боятся чистить: вдруг повредится эта тонкая работа.
Есть в семье и другая ценная вещь- рушник. Его история началась еще в 1950-х, когда мама нашей собеседницы вышивала подушечные наволочки.

Они и стали частью рушника, который был использован в 2010 году, когда замуж выходила младшая дочь Александры Ильиничны. На нем подавали каравай – память о бабушке, как символ женского тепла и наследия.
– Эти вещи не просто предметы, – убеждена Александра Ильинична. – Это живые нити, связывающие нас с теми, кто был до нас. Мне хочется, чтобы мои дети и внуки об этом знали. И берегли.
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
