В ритме города Костанай и костанайцы Правопорядок

«Такие же люди, как и мы с вами…»: профессор Костанайской академии МВД РК Андрей Брылевский о профессии полицейского и не только

Полковник в отставке и действующий преподаватель как никто другой может судить о кадрах и уровне подготовки сотрудников органов внутренних дел. Ведь Андрей Владимирович в теме уже больше 20 лет

– Почему вы выбрали такой профессиональный путь для себя?

– Передо мной всегда был пример отца, который служил в милиции. Для нашей семьи праздник 10 ноября – День советской милиции был очень важным по значимости после Нового года и дня рождения мамы, конечно. Да и когда я был ребенком, мало кто не мечтал стать пограничником, пожарным, милиционером или космонавтом. Так что особо выбор куда идти не стоял, отправился на службу в органы внутренних дел. В 1995 году я поступил в Алматинскую высшую школу милиции, ныне академия имени Есболатова.

Я и мои сокурсники стали первым выпуском академии МВД РК. В 1999 году пришел работать криминалистом в Тарановский районный отдел внутренних дел ГУВД Костанайской области. Через некоторое время начальник Костанайского юридического института пригласил меня преподавать на открывшейся кафедре криминалистики. Согласился.

Буквально через год снова отправили на учебу в Алматинскую академию в адъюнктуру (аспирантура по граждански – прим. ред.), написал диссертацию, в 2005-м ее защитил. С тех пор занимаюсь наукой и педагогической деятельностью, прошел путь от простого преподавателя до начальника юридического института Костанайской академии имени Шыракбека Кабылбаева. В 2018-м вышел на пенсию, сейчас полковник полиции в отставке, но вместе с тем продолжаю работать в должности профессора кафедры уголовного процесса и криминалистики академии.

– Какие слушатели приходят к вам на учебу? С какой целью они идут в академию – работать на благо народа или ради статуса?

– К нам приходят мотивированные ребята. Для большинства служение является главной причиной, многие из слушателей продолжатели семейных традиций. Народ очень хороший, добрый и готовый к самопожертвованию.

– Знаю, что из-за изменений по Дорожной карте реформирования полиции на 2019-2021 годы академия столкнулась с рядом проблем. Справились с ними?

– Под давлением обстоятельств пришлось отказаться от подготовки курсантов на уровне бакалавриата. Горячие головы, принимая это решение, посчитали, что таким образом удастся сэкономить. Бакалавриата лишили Алматинскую и Костанайскую академии, Актюбинский институт, небольшой набор оставили лишь в Карагандинской академии.

Нам же поручили курсы начальной подготовки тех, кто не окончил специализированные вузы, но имеют высшее или среднеспециальное образование. Видимо, предполагая, что любой человек, обладающий, например, дипломом юриста, сможет работать в органах. Как бы не так! Процент закрепляемости выпускников краткосрочных курсов очень низкий, значительно ниже, чем у курсантов, которые обучались на бакалавриате в течение четырех лет. Уровень психологической готовности у одних и у других абсолютно разный. Курсант, как только приступает к учебе, начинает нести службу, его привлекают к охране общественного порядка, патрулированию и прочему. И это правильно, четыре года работы над собой дают закалку для последующей службы.

Еще одна проблема, которая вылилась из-за исключения бакалавриата, – утрата серьезных высокопрофессиональных кадров с учеными степенями. Отсутствие часов и нагрузки привело к тому, что преподаватели были вынуждены уйти на пенсию. Люди в возрасте 40-45 лет самые высокопродуктивные, они могли бы дальше двигать полицейскую науку, но она не приносит денег, поэтому неинтересна гражданским вузам, только мы были ее проводниками.

Благо новый министр внутренних дел РК Марат Ахметжанов достаточно серьезно отнесся к этой проблеме и обсудил с Президентом вопрос возвращения бакалавриата. Теперь набор в вузах будет возобновляться, осталось решить вопрос с утраченными кадрами.

– Достаточно ли существующего набора для того, чтобы перекрыть нехватку кадров в регионе? Иной раз смотришь на вереницу сотрудников, которых выставили на перекрестках из-за приезда очередного важного гостя, и не понимаешь, для чего это все, ведь они могли бы заниматься более важными делами…

– Мне сложно судить о статистике, данных о некомплекте нет. Но я наблюдаю, что идет увеличение набора, это говорит о кадровом голоде. Мы обслуживаем территориальные подразделения органов внутренних дел, департаменты и работаем по их заявкам и потребностям.

По поводу верениц тут вопрос не к ОВД, есть такое понятие, как охраняемые персоны и комплекс мероприятий, который направлен на охрану их безопасности. Полиция должна его организовывать. Я сам пока был курсантом, а потом адъюнктом стоял до глубокой ночи во время встреч представителей иностранных делегаций. Это особенности прохождения службы, с этим ничего не поделаешь. Я даже больше скажу, что полиция менее заинтересована в подобных мероприятиях, потому что из-за них страдает повседневная работа, сотрудников отвлекают от охраны общественного порядка, выполнения функций по раскрытию, расследованию уголовных дел, что в последующем может сказаться и на их будущем.

– Когда вы начинали службу, дефицит кадров тоже существовал?

– Дефицит был всегда и, наверное, будет. Как бы не казалось странным, служба в полиции – далеко не самая престижная работа и профессия, это относится ко всем государствам, не только к нашему. Людей пытаются так или иначе привлекать на службу, в США, например, выдают серьезный социальный пакет, у нас тоже есть гарантии от государства. Но вместе с тем это сложная профессия, скорее даже образ жизни, который приемлем не для всех граждан.

Такое понятие, как прийти с работы в 18.00, из серии фантастики для простого сотрудника органов внутренних дел. Но если работа нравится, выгореть на ней вы не сможете. Мне по душе педагогическая деятельность, я встречаюсь с новыми людьми, у нас отличная молодежь, от нее заряжаешься, ребята заставляют двигаться, жить, искать новые интересные методы донесения материала. Говоря на языке молодежи, я испытываю кайф от своей профессии.

– Кто сейчас работает в полиции?

– Такие же люди, как и мы с вами, с аналогичными проблемами, мечтами, чаяниями. С желанием отдохнуть, завести побольше детей и жить в богатом и успешном государстве. С такими же интересами и хобби, у меня оно тоже есть, как и у большинства моих друзей – это рыбалка. Нет ничего, что отличало бы нас от врачей, бухгалтеров и т.д. Все те проблемы, которые есть в обществе, они имеются и в системе органов внутренних дел: некомплект, снижение уровня образованности. Но тут надо отметить, что среднее образование у нас начинает подниматься, посмотрим, как это скажется на выпускниках вузов, надеюсь, хуже не станет.

– Почему люди сталкиваются с безынициативностью полицейских? Например, сегодня многие уже не идут писать заявление о пропаже телефона, потому что его не найдут.

– Проблема в общей загруженности сотрудников органов внутренних дел. Очень часто на одного следователя и на дознавателя приходится столько уголовных дел, что просто диву даешься, как они вытягивают. Подготовка к каждому следственному действию требует времени, а у следователя в производстве по 10-15, а то и 20-30 таких. Сроки горят, причем процессуальные, а за их нарушение по головке никто не погладит, и надзирающих органов много – начиная от начальника и заканчивая прокуратурой. Но если вам отказали в принятии заявления или еще как-то нарушили протокол, необходимо донести об этом, вы должны отстаивать свои права.

– Как поднять уровень доверия к полицейским среди населения?

– Сейчас МВД делается достаточно много шагов навстречу обществу, структура стала более открытой, чем 10 лет назад. Я думаю, для того чтобы повысить уровень доверия, нам нужно изменить систему кадрового отбора, в полицию должны поступать только мотивированные на службу люди, способные к самопожертвованию. Мы с вами и так видим, как полицейские жертвуют собой, накрывают грудью гранаты, вызволяют людей из метели. Кто-то скажет: «А это их обязанность». Конечно. Но и по-человечески тоже абсолютно правильное поведение, тем не менее не каждый гражданский поступит таким образом.

Именно совершенствование системы кадрового отбора станет той палочкой-выручалочкой, ситом, через которое будут проходить только те, кто действительно нужен на службе.

Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77